Вы здесь

Может ли либерал быть либералом? (Сергей Худиев)

Сергей Худиев

Скандал с «Тангейзером» завершился увольнением директора театра, что вызвало предсказуемую бурю негодования в нашей либеральной среде, и мне хочется отметить это не с осуждением, а с печалью — эти же люди могли бы привнести в наше общество что-то другое. Например, уважение к людям.

В сети было несколько публикаций о том, может ли либерал быть патриотом; это, конечно, интересный вопрос. Но еще интереснее другой — может ли либерал быть либералом? Нам говорят (и исторически это так) что либерализм — это политическая доктрина, провозглашающая ценность личного достоинства и свободы. Нравственный пафос либерализма исторически связан с провозглашением уважения к человеку, его личности, его выбору, его правам, которые надлежит защищать от попрания со стороны различных злых сил — чаще всего, государства.

В этом нет ничего аморального, ничего противного нравственному закону или христианской вере — более того, мы легко можем проследить корни этого пафоса в христианской традиции начиная с Евангелия. Проблема в том, что наши либералы, как субкультура, неспособны быть либералами в этом смысле.

Если я хочу жить в обществе, где уважаются права и достоинство людей, то я должен быть против оскорблений — любых. Не следует оскорблять, унижать и высмеивать кого бы то ни было — темнокожих, толстых, худых, очкариков, людей, страдающих специфическими болезнями, людей вообще. Как довольно толстый очкарик, я нахожу, что в западной политкорректности есть определенный смысл.

Неправильно намеренно унижать то, что дорого другим людям. Не надо пьянствовать на чужих могилах, рисовать свастики на синагогах, и жарить сосиски на Вечном Огне. Гуманное общество, где уважают достоинство человека — это общество, где такие вещи не приняты. Что-то воспрещает закон, что-то просто общественное мнение, но так не делают, а люди, которые полагают это допустимым, оказываются маргиналами. Можно называть это цензурой, но в любом человеческом обществе есть свои запреты.

Маркером же отечественного либерала является именно демонстративное презрение к людям, отрицание за ними достоинства и прав, и весь разговор об «оскорбленных чувствах верующих» он не столько об отношении к Богу, сколько об отношении к людям.

Например, недавно интернет горячо обсуждал мерзкую выходку каких-то активистов, которые разгромили импровизированный мемориал на месте убийства Бориса Немцова. Как сообщалось, «активисты разбили рамки с фотографиями Немцова, закрасили из баллончика и сломали самодельную табличку „Немцов мост“, а также разместили плакаты с оскорблениями в адрес убитого политика»

Те же люди, которые горячо поддерживали и смелое прочтение классической оперы, и то обращение с евангельскими образами, которое позволил себе постановщик, были глубоко возмущены. Что же, происшествие действительно возмутительное — у убитого политика были родные и друзья, которым он был дорог, и чувства которых эта выходка оскорбила. У людей бывают человеческие чувства, и оскорблять их есть признак тяжкого бескультурья, бессердечия, жестокости, ненависти и нежелания жить со своими ближними в мире. Мне ничуть не близок ни убитый политик, ни люди его круга — но я вполне в состоянии понять, что поступать так не следовало. Я понимаю и разделяю возмущение тех, кто видит здесь тяжкое оскорбление.

Иногда я пытаюсь это объяснить, но без особого успеха: вот, вам дорог Борис Немцов, другим людям он не дорог и они совершенно иначе оценивают его личность и деяния, но мы согласны в том, что этим людям следует воздерживаться от намеренного оскорбления его памяти, которое причиняет душевные страдания его друзьям и близким. Это не вопрос цензуры или стеснения чьих-то прав — это вопрос минимальной цивилизованности.

А теперь представьте себе, что другие люди тоже имеют право испытывать к кому-то чувство почтения, признательности, глубокого уважения. Представьте себе, что другие люди — это тоже люди. Они могут придерживаться убеждений, которые отличаются от ваших. Они могут почитать личности, которых вы не почитаете. Но они люди, как и вы. Их чувства достойны уважения, как и ваши. Воздерживаться от их намеренного оскорбления — это не вопрос религии как таковой; это вопрос признания других людей — людьми.

Но объяснить это не получается. Для людей определенной субкультуры принципиально важно демонстрировать, что они не считают своих соседей за людей. Что же, тут надо вспомнить, что эти не считаемые за людей соседи — тоже налогоплательщики и граждане, у них (вот неожиданность) тоже есть право на мирные манифестации, в ходе которых они могут привлечь внимание общества и власти к тому, что намеренные и тяжкие оскорбления совершенно не обязательно финансировать из бюджета. А власти могут и прислушаться к гражданам.

С другими людьми необходимо считаться. У них тоже есть достоинство и права. Могут ли это осознать наши либералы — я не знаю. Опыт располагает к некоторому пессимизму в этом вопросе. А жаль — как было бы хорошо, если бы люди признавали ценность личного достоинства и свободы.

Радонеж