На этой неделе палата попечителей Патриаршей литературной премии выбрала кандидатов в лауреаты церковной премии в области литературы. 28 мая в храме Христа Спасителя назовут имена победителей. А пока только известны претенденты — писатели, вошедшие в шорт-лист. Кто стал претендентом на церковную литературную премию, как выбирались кандидаты, корреспонденту «Комерсантъ» Павлу Коробову рассказал председатель издательского совета Русской православной церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
— В чем отличие Патриаршей премии от других литературных премий?
— Премия учреждена по инициативе Святейшего патриарха Кирилла. Она вручается писателям, которые внесли существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного общества и своими произведениями обогатили русскую литературу. В России существует другие литературные премии, в том числе и такие престижные, как «Большая книга», «Национальный бестселлер». Церковь призвана обновлять общество, укреплять его нравственные основы, и ей интересна литература, которая служит нравственным и духовным идеалам. И мы ищет писателей-единомышленников, которым ценны идеалы православия.
Другие премии вручаются за произведение или коммерческую ценность издания, Патриаршая премия вручается за совокупность трудов писателя. Она дается за вклад писателя, поэта и его произведений в развитие литературы. Важно, чтобы читатель мог знать, кто пишет, что пишет, нужно помочь ему сориентироваться в большой массе книг и выбрать те, которые принесут пользу его душе, помогут задуматься о смысле жизни. Хочу отметить, что эта премия — единственная православная литературная премия в мире, которая вручается не за богословские труды, а за литературные произведения.
— Как выбираются кандидаты в лауреаты, какие критерии?
— Обычно в начале сентября объявляется о приеме заявок на выдвижение кандидатов на премию. Правом выдвижения кандидатов на соискание Патриаршей литературной премии обладают главы поместных церквей, епархиальные архиереи нашей церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, редакции литературных журналов. Все это указано в положении о премии. В первых числах марта палата попечителей рассматривает заявки по формальному признаку, то есть имеет ли право организация выдвигать кандидата и является ли он писателем. Так называемый большой список передается в экспертный совет. Состав экспертного совета формируется палатой попечителей. Эксперты рассматривают список и предлагают палате попечителей имена более достойных кандидатов. Обычно это от семи до девяти человек. Палата попечителей утверждает короткий список, из которого выбирается лауреаты. Их может быть до трех человек.
— Как проходит сам процесс выбора лауреатов?
— Церемония выбора и вручение премии обычно проходит в конце мая. В этом году будет 28 мая. Технология здесь такая. На церемонии вначале представляют всех кандидатов, затем патриарх говорит слово, и проходят выборы. Голосование тайное, проходит прямо в зале церковных соборов. Голосуют члены палаты попечителей. Кроме патриарха членами палаты являются митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской православной церкви, епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, председатель издательского совета Белорусской православной церкви, архимандрит Тихон Шевкунов, Валерий Николаевич Ганичев, председатель Союза писателей России, литературный критик Александр Архангельский, писатель Алексей Варламов, историк и писатель Дмитрий Володихин и другие.
Выбор лауреатов — это часть торжественной церемонии. Члены палаты попечителей получают бюллетени и голосуют — каждый сам выбирает, за кого голосовать. Потом счетная комиссия проверяет бюллетени, подсчитывает голоса и оформляет протокол и передают Святейшему патриарху. Тот его утверждает прямо в зале и объявляет лауреатов. Все просто, открыто и у всех на виду. Кто станет лауреатом, никому не известно.
— Патриарх участвует в выборе лауреатов?
— Сам Святейший патриарх не участвует в процедуре голосования, но он выносит окончательное решение, утверждая протокол голосования. Лауреатами могу стать до трех человек, и в случае если несколько номинантов набирают одинаковое количество голосов, Святейший выносит окончательное решение о награждении.
— Могут ли теоретически премию получить, скажем, Дарья Донцова, Захар Прилепин, Владимир Сорокин, или существуют жесткие рамки, если да, то какие?
— Из всех, кого вы назвали, я бы остановил свой выбор на Захаре Прилепине. Он пишет серьезную и глубокую прозу. Его последний роман «Обитель» вызвал огромный читательский интерес.
Патриаршая литературная премия поддерживает достаточно разноплановых писателей. За прошедшие годы лауреатами премии стали прозаик Владимир Крупин, поэтесса и писательница Олеся Николаева, воевавший в Афганистане писатель Виктор Николаев, литературный критик Валентин Курбатов, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев и другие. А среди номинантов были такие достойные священники, как протоиерей Артемий Владимиров и протоиерей Андрей Ткачев.
Что интересно, наше духовенство по литературному мастерству достойно конкурирует со многими светскими писателями. У них есть своя читательская аудитория. И хочется, чтобы она расширялась, чтобы люди, которые еще не пришли в храм, больше узнавали о вере, о людях, которые являются настоящими ее носителями, способными поделиться накопленным духовным богатством и жизненным опытом.
В этом и состоит задача Патриаршей премии — популяризировать творчество наших лауреатов и номинантов. Многие из них участвуют в выставках «Радость слова» и других мероприятиях, которые проводит издательский совет.
— Что собой представляет премия, есть ли у нее денежный эквивалент?
— Вручается диплом лауреата, нагрудный знак и памятный подарок в виде кристалла с изображением святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Премия также имеет и денежный эквивалент.
Все номинанты (те, кто попали в короткий список, они же финалисты) тоже награждаются памятными призами — такими же кристаллами и грамотами номинанта.
— Писатель, выдвинутый на премию обязательно должен быть православным?
— Главное — это принадлежность к русской культуре и тот вклад, который писатель вносит своим произведением в ее развитие и укрепление. Здесь следует сказать, что наша культура не просто тесно связана с православием, она пронизана им. Поэтому человек, пишущий о русской культуре, так или иначе касается веры, нравственности и принципов Евангелия.
Это не значит, что автор описывает жизнь духовенства или моменты приходских дел. Важно, чтобы в книге были четкие представления о добре и зле, чтобы герои несли свет добра души людей, чтобы в них было правдоискательство и желание разобраться и ответить на вопрос: для чего мы пришли в этот мир и в чем смысл нашей жизни?
А если у писателя еще получается талантливо и художественно рассказать о церкви, о служении духовенства, о жизни приходов и монастырей — мы будем только рады.
— Почему выдвинули именно этих писателей (кандидатов в лауреаты)?
— Короткий список этого года очень сильный. Здесь и писатель-фронтовик Юрий Бондарев, и знаменитый актер Николай Бурляев, который пишет прозу. Здесь и поэтесса Новелла Матвеева, которую можно назвать классиком. Имена этих авторов соседствуют с теми, кто уже был в числе номинантов в прошлые годы. Это историк Дмитрий Володихин, поэт Юрий Кублановский, прозаик Александр Сегень. А также в списке номинантов есть литературовед — Владимир Воропаев, исследующий творчество Гоголя.
У нас представлены авторы, которые работают в самых разных жанрах. Почему именно они? Потому что их выдвинули издательства, епархии, писательские организации и журналы. А имена самых достойных мы узнаем 28 мая на торжественной церемонии в храме Христа Спасителя.
Комментарии
Это больная тема:
Протоиерей Алексий Зайцев, 30/03/2015 - 20:38
Это больная тема: православные издательства практически исключительно печатают известных авторов, кторые обрели известность на пике расцвета православной литеартуры в 90-е годы, когда с полок православных магазинов сметали практически всё.
Новых авторов православные издательства преподнгосить читателю не умеют (в силу своей безинициативности), а потому опасаются иметьс ними дело, боясь понести убытки.
Итог весьма печален: если в 90-е годы православное книгопечатание было прибыльным делом (на доходы православных издательств восстанавливались храмы и монастыри), то сегодня большинство даже столичных издательств убыточны, они подсели на дотации епархий и благотворителей (в том числе и Издательство Московской Патриархии).
Где издавать книги?
Александра Савова, 30/03/2015 - 01:38
"Православная книга должна развивать в человеке любовь и веру" - прекрасные слова, только где издавать эти книги? Светские издательства такую литературу просто отфутболивают, им это не интересно. Православным издательствам художественная литература особенно новых авторов тоже не нужна. Издают в основном только раскрученных авторов. С 2009 по 2015 год у меня из пяти романов издан только один, хотя в каждом из них тема любви и веры проходит красной нитью. Все стоит на сайте ПРОЗА.РУ И таких как я - тысячи. Поэтому не удивительно, что в период резкого обострения противоборства между силами Света и тьмы на прилавках книжных магазинов мы видим творения далекие от любви и веры. Ну хотя бы Интернет-магазин организовали для новых авторов.
С уважением,
Александра Савова.
Да уж: и тут Прилепин. А
Светлана Демченко, 28/03/2015 - 22:13
Да уж: и тут Прилепин. А почему, например, не наша Светлана Коппел-Ковтун? И вообще в российской глубинке есть достойнейшие труды православных писателей, но никто, получается, в них не заинтересован. Надо менять политику этих премий. Хватит центру "самопремироваться".
С уважением,
Светлана Демченко
Светлана, поддержу вас. Но
Татьяна Тимошевская, 31/03/2015 - 22:47
Светлана, поддержу вас. Но надеюсь, что книга "Трагедия Украины. Концлагерь вместо рая" станет почином. Статьи Светы, помещённые в этот сборник, можно было выпустить отдельной брошюрой. Есть, над чем задуматься, поразмышлять с автором. Самое удивительное, что здесь на сайте они так не воспринимались. Всё таки бумажная книга обладает рядом преимуществ перед электронной. По крайней мере, для меня.