Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.
* * *
Если тень человека идет впереди его, это не значит еще, что человек идет за своею тенью.
* * *
Если под характером разумеется решительность действия в одном направлении, то характер есть не что иное, как недостаток размышления, не умеющего указать воле других направлений.
* * *
Так называемые типы времени — это лица, на которых застыли наиболее употребительные или модные гримасы, вызванные патологическим состоянием людей известного времени.
* * *
Счастье — кусок мяса, который увидела в воде собака, плывшая через реку с куском мяса во рту. Добиваясь счастья, мы теряем довольство; теряем, что имеем, и не достигаем того, чего желаем.
* * *
Исключения обыкновенно правильнее самого правила; но они потому не составляют правила, что их меньше, чем неправильных явлений.
* * *
Кто из людей презирает людей, должен презирать и самого себя, потому презирать людей вправе только животное.
* * *
Человек — это величайшая скотина в мире.
* * *
Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
* * *
Наша государственная машина приспособлена к обороне, а не к нападению. Она дает нам столько же устойчивости, сколько отнимает подвижности. Когда мы пассивно отбиваемся, мы сильнее себя, ибо к нашим оборонительным силам присоединяется еще наше неумение скоро понять свое бессилие, т.е. наша храбрость увеличивается тем, что, испугавшись, мы не скоро собираемся бежать. Напротив, нападая, мы действуем только 10% своих сил, остальное тратится на то, чтобы привести в движение эти 10%. Мы точно тяжеловооруженный рыцарь средних веков. Нас победит не тот, кто рыцарски правильно атакует нас с фронта, а кто из-под брюха лошади схватит нас за ногу и перекувырнет: как таракан, опрокинувшийся на спину, мы, не теряя штатного количества наших сил, будем бессильно шевелить ногами, ища точки опоры. Сила есть акт, а не потенция; не соединенная с дисциплиной, она сама себя убивает. Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.
* * *
Можно иметь большой ум и не быть умным, как можно иметь большой нос и быть лишену обоняния.
* * *
Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.
* * *
Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.
* * *
Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная — ждет его.
* * *
Семейные ссоры — штатный ремонт ветшающей семейной любви.
* * *
Страсти становятся пороками, когда превращаются в привычки, или добродетелями, когда противодействуют привычкам.
* * *
Когда дурак начинает считать себя остроумным, количество остроумных людей не увеличивается; когда умный человек признает себя остроумным, всегда становится одним умным меньше и иногда одним остроумным больше; когда остроумный начинает считать себя умным, всегда одним остроумным становится меньше и никогда не бывает одним умным больше.
* * *
Умный спросил глупого: «Когда Вы скажете что-нибудь умное?» — «Тотчас после Вашей первой глупости», — отвечал глупый. — «Ну, в таком случае нам обоим придется ждать долго», — продолжал умный. — «Не знаю, как Вы, а я уже своего дождался», — закончил глупый».
* * *
Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей. Теперь она не более как отрицание истории и не менее как ее искажение.
* * *
Обряд — религиозный пепел: это нагар на вере, образующийся от постепенного охлаждения религиозного чувства; но он и охраняет остаток религиозного жара от внешнего холода жизни. Обряд — действие, вызываемое чувством; становясь привычным, оно может и заменять утомленное чувство, может и подогревать чувство, готовое погаснуть. В пепле долго держится часть тепла от горения, его образовавшего.
* * *
Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием как следует.
* * *
Ветряные мельницы: вечно машут крыльями, но никогда не летают.
* * *
Самый непобедимый человек — это тот, кому не страшно быть глупым.
* * *
Современная мысль до того изогнулась и извертелась, что стала похожа на старую балетную плясунью, которая, приподняв подол, еще может выделывать замысловатые и непристойные фигуры, но ходить прямо, твердо и просто уже не в состоянии.
* * *
Современная патологическая психология стремится глупость сделать умной, а подлость невменяемой.
* * *
Современная философия есть дело разума, освободившегося от власти здравого рассудка и поработившегося микроскопу.
* * *
Доброта иных происходит только от утомления злом.
* * *
Кого он не предаст, когда ежеминутно предает самого себя: это самоиуда.
* * *
Истина проводится в наше сознание подобно запретным заграничным товарам контрабандой, под ярлыком лжи или шутки; зато под видом заграничной истины мы беспошлинно получаем от своих поставщиков-производителей чистую ложь или озорство совершенно домашнего кустарного изделия.
* * *
Умный тем отличается от дурака, что когда оба разозлятся, умный становится дураком, а дурак умным.
* * *
Животное по инстинкту, не имея разума, поступает разумно; человек, пользуясь разумом, умеет поступать неразумно вопреки инстинкту.
* * *
Всего больше платимся мы за то, что не умеем быть вовремя умны. Потому глупость самая дорогая роскошь, которую могут позволять себе только богатые люди и которая только им простительна. Как дорого платятся народы за глупость, что не умеют ни управлять собой, ни жить мирно друг с другом?
* * *
Кто не способен работать по 16 ч[асов] в сутки, тот не имел права родиться и д[олжен] быть устранен из жизни, как узурпатор бытия.
* * *
Гордый или самолюбивый человек и историк — не совместимые в одном лице понятия: это музыкант без слуха, мыслитель без головы, Бартенев без «Р[усского] архива».
* * *
Наше будущее тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего.
* * *
Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми.
* * *
Популярное искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя менее грубое развлечение.
* * *
Русский ум всего ярче сказывается в глупостях.
* * *
Позитивизм, дарвинизм, альтруизм — все научные воззрения и методы знания, переходя в образованную публику, становятся модными покроями мысли — не больше.
* * *
Культурные нищие, одевающиеся в обноски и обрывки чужой мысли; растерявшись в своих мелких ежедневных делишках, они побираются слухами, сплетнями, анекдотами, словцами, чтобы сохранить физиономию интеллигентов, стоящих в курсе высших интересов своего времени.
* * *
Дурак, одураченный собственным остроумием. Дм. и К-ш.
* * *
Она стала умна прежде, чем перестала быть дурочкой.
* * *
Чтобы быть полезным людям, нужно ничем не пользоваться от них.
* * *
Вы выше нас всех: Вы один понимаете, что говорите.
* * *
Преисполнен собственной пустоты.
* * *
У большинства правила заменяются привычками.
* * *
Необыкновенно животный человек.
* * *
Под его злостью чуется горе, как у больного под желчью кроется кровь.
* * *
Дрянные вешалки для великих исторических званий.