Добрый вечер. У меня непростой вопрос и связан он те с тем, что я собираюсь согрешить или оправдать то, что делаю, а связан с тем, что не понимаю сути происходящего. В моем понимании оральный секс — это извращение. Мне кажется недопустимым Причащаться и делать подобные вещи. И ладно бы в миру, можно с уверенностью сказать, что 80% людей считает это нормой, но каково было мое удивление, когда я узнала, что и некоторые люди живущие полноценной церковной жизнью не считают это ненормальностью или считают, но делают. Когда я подняла это вопрос мне сказали, что нигде не сказано, что это патология, такая как малакии, мужеложцы и т. д.
Объясните мне пожалуйста, как к этому относиться? И на что можно сослаться из Священного Писания или Творений Святых Отцев. Мне иногда кажется, что некоторые люди на исповеди просто упускают некоторые подробности и оправдывают то, что нельзя оправдывать. Хотя возможно я заблуждаюсь. Не знаю. Просто в последнее время меня шокировало несколько случаев и я не могу понять, как это совместить.
Эвелина
Ответ
Насколько я понимаю
Священник Федор Людоговский, 2011-01-11
Здравствуйте. Эвелина!
Насколько я понимаю, Ваш вопрос — теоретического свойства. Соответственно, и я постараюсь ответить с точки зрения «теории».
Среди православных — как клириков, так и мирян — существуют две крайних точки зрения на половые отношения в браке. Первая (назовем ее условно католической) заключается в том, что плотское совокупление — последствие грехопадения, и потому оно может быть терпимо (но не более того) лишь в христианском браке и притом исключительно с целью рождения детей. Часто подобная точка зрения предполагает безусловное воздержание в постные и праздничные дни, а также в период беременности и кормления. В таком случае супружеское соитие становится скорее исключением, нежели правилом, и в идеале за каждым соитием должно следовать рождение ребенка. Поскольку зачатие и рождение детей является единственным оправданием половых сношений, мужское семя должно попадать точно по адресу — следовательно, допусти\'м только вагинальный секс, а противозачаточные средства абсолютно неприемлемы.
Доведенная до своего логического завершения, эта точка зрения очевидным образом оказывается за рамками здравого христианского учения. Социальная концепция РПЦ, как известно, допускает использование неабортивных противозачаточных средств. Что же касается способов совокупления, то никаких официальных рекомендаций на сей счет мне неизвестно.
Другая, противоположная, точка зрения (и, признаюсь, она мне ближе) заключается в том, что плотское совокупление — естественная составляющая брака, которая не сводится к деторождению, но представляет собой самостоятельную ценность. Плотская близость дана человеку для радости, для полноты общения и взаимного познания. В соответствии со словами ап. Павла, супруги могут по взаимному согласию уклоняться от соития для упражнения в посте и молитве; если же такого взаимного согласия нет, то действует «режим по умолчанию» — супруги разделяют ложе тогда и сколько раз, когда и сколько сочтут для себя нужным и желанным. Соответственно, с этой точки зрения представляется странным посвящать духовника в интимные подробности супружеской жизни. Супруги сами решают, в каких позах и каким образом им заниматься сексом, руководствуясь при этом естественным для христиан принципом избегать ненужных излишеств.
Несколько лет назад (позволю себе лирическое отступление) я стал невольным слушателем разговора, который происходил между одной моей родственницей, медиком, человеком, довольно далеким от Церкви, и двумя молодыми людьми, на тот момент весьма сексуально озабоченными. Они выспрашивали у нее как у врача и одновременно близкой знакомой разные подробности о половой жизни. Она по мере возможности им отвечала. А под конец разговора она сказала вот что (и это мне запомнилось): «Если ты действительно любишь человека, то позиции номер один тебе будет вполне достаточно на всю жизнь».
Легче всего что-либо запретить. Труднее — воспитать в себе здравое, взвешенное отношение к разным спорным явлениям — в том числе в интимной жизни. Если возникает желание попробовать чего-нибудь «этакого», это может свидетельствовать об общей неудовлетворенности половой жизнью, о какой-то дисгармонии в отношениях супругов. В таком случае надо постараться выявить проблему и постараться ее решить — будь то самостоятельно или же при помощи специалистов. Если же проблем нет, но при этом оба супруга хотят попробовать новые формы интимной близости — я бы не спешил произносить слово осуждения или провозглашать какие-то запреты.
Вы пишите: «мне кажется недопустимым причащаться и делать подобные вещи». Если Вам кажется это недопустимым, то, естественно, Вам не следует делать «подобные вещи». В то же время мы должны понимать, что приобщаясь Тела и Крови Христовых, мы целиком соединяемся со Христом. Божественная благодать проникает всё наше телесное естество — не только сердце, не только мозг, но и легкие, и желудочно-кишечный тракт, и мочеполовые органы. Нет никакого органа, самого по себе нечистого. Христос, соединив с Собой человеческое естество, освятил его целиком и навсегда. Нечистыми, скверными нас делает только грех. А грешим мы не столько половыми органами, сколько глазами, языком и т. д.
Заключая, сделаю еще некоторые замечания — во избежание недоразумений. Во-первых, я не призываю ни к каким излишествам и извращениям. Я лишь говорю о том, что запреты в этой сфере вряд ли уместны и разумны. Во-вторых, с изложенной выше точкой зрения согласятся далеко не все священники — предупреждаю честно. В-третьих, повторяю, Ваш интерес — теоретический. Я не знаю, замужем ли Вы, но когда дело доходит до практики, многие вопросы обычно решаются сами собой.
Желаю Вам неосуждения ближних, душевного спокойствия и целомудрия.