Вы здесь

Встреча — предупреждение

«Ищите во всем великого смысла. Все события вокруг вас имеют свой смысл.
Ничего без причины не бывает». (Иеромонах Нектарий Оптинский)

— Бывает, услышишь чей-то чужой разговор или увидишь что-то вокруг и скажешь: «Да ведь это точно насчет меня». Со мной вот какой случай был, — говорит мне Натела, энергичная женщина лет 50 ти. — Вразумление, предупреждение, как хочешь назови. Еду я недавно в трамвае, держусь за верхний поручень. Передо мной сидит какая-то пожилая грузинка. Тут двери открываются, и входит курдянка. Одета типично; черный платок на голове, закрученный сзади узлом, в ушах золотые серьги размером с лесной орех и, конечно, разноцветные бархатные юбки.

Узнали они друг друга, расцеловались. Слышу, грузинка спрашивает:

— Как твой Мураз, старший?

— Хорошо… Вырос, не узнаешь. Жену привел. Только сейчас в тюрьме сидит.

Как? За что? — изумляется грузинка.

— Да украл что-то… Ты же знаешь, мальчик…

— Ну, а Джемали?

— Хороший вырос, красивый, на меня похож. Жениться собрался да посадили. В Ортачальской тюрьме сидит.

— Вай, вай! Что ты говоришь?! — поражается грузинка и поскорее переводит разговор, заранее улыбаясь ,— А третий, Омари, как?

— Спасибо, все хорошо. Два года, как армию отслужил. Только тоже сидит… В Руставской тюрьме…

Я стою, невольно слушаю. У меня, как и у той грузинки — волосы дыбом.

Та немного в себя пришла, охать перестала и спрашивает.

— А, четвертый, Эмзари?

— Все хорошо. Недавно с армии вернулся… Посадили за драку… Вот, передачу несу…

Грузинка уже со страхом спрашивает.

— А младший, Отари? Сколько ему уже?

— Уже 15. — улыбается мать. — Большой, красивый, на отца похож… В колонии несовершеннолетних сидит.

Грузинка сошла, а я, грешница, эту курдянку осудила. Что за мать, думаю, пятерых сыновей специально для тюрьмы растила. И вскоре забыла об этом трамвайном эпизоде.

Проходит неделя, и я получаю телеграмму, что мой средний брат сидит в следственном изоляторе. Для меня это была катастрофа. А стыд какой! Сроду у нас в тюрьме никто не сидел! Проходит еще какое-то время и узнаю, что мой младший брат по неизвестной причине посажен на два года в России. Второй шок… Тут я эту курдянку и вспомнила… «Не судите да не судимы будете». Тоже, кому о моем горе рассказать, подумают, «Ну и семейка!», хотя наши родители за всю жизнь нитки не украли и нас так же воспитывали. Правильно говорят, «От сумы да тюрьмы не зарекайся».

Произошло в 1996 г.

*   *   *

История вторая. Рассказчице 24 года. Одета она так же, как и ее ровесники — короткая майка и джинсы в обтяжку.

—... Я как-то зашла в Александро-Невскую церковь свечку поставить. У меня тогда проблем было — выше крыши. (Впрочем, у меня всегда так.) Дом сгорел, у матери постоянные приступы язвы желудка, живем у моей подруги. Полная неопределенность. В общем, иду я в церковь, навстречу мне человек. Ни с того, ни с сего он мне говорит.

— Вы не волнуйтесь, ваша мама поправится.

И ушел. Я настолько была поражена, что сейчас и хорошо описать его не смогу. О том, чтобы мать выздоровела, я и мечтать не могла. Настолько это было нереально. Постоянно ей было плохо, тошнило от всего — стеноз желудка. Операция стоит около 2 тысяч долларов, как мне говорили. Поэтому не восприняла я эти слова всерьез и вскоре забыла. Прошло какое-то время и мне предложили хорошо оплачиваемую работу. Сперва боялась — смогу или не смогу. Потом пошла, взяла благословение, начала работать. Затем тихо-тихо стала собирать деньги. Через полгода после этого маме стало резко плохо. Положили в военный госпиталь, сделали операцию. Ушло на это 800 долларов — все мои сбережения да еще друзья помогли. Зато маме теперь хорошо, кушает, что хочет.

Очень хочется узнать, кто был тот человек. Но как узнаешь...

28.05.2002

*   *   *

«…Я поздно вышла замуж. 2 года пролетели быстро, а я не забеременела. Много лечилась, но так и не заимела желанного ребенка.

Однажды, поздно ночью мы ехали с мужем домой. Лил проливной дождь. При свете молнии мы увидели старушку под деревом. Муж остановил машину, вышел с зонтом к ней и усадил ее на заднее место. Старушка улыбнулась и сказала:

— Сколько времени я здесь сижу, и никто не остановил мне машину. Окаменели сердца у людей, не умеют других жалеть и еще в это время от Бога внимания к себе требуют. А вы благодатные. Господь оценит вашу доброту.

Мой муж перебил ее.

— Мед в ваши уста, бебо. Но мы оказались недостойными и обыкновенного человеческого счастья...

(Но не сказал ей, что переживал о нашем бесплодии.)

Наша спутница замолчала и ничего не ответила. Но когда выходила из машины, повернулась и сказала нам:

— Ваш ребенок родится летом 2005 года.

Мы онемели… Это было поздней осенью 1995 года.

Мы оба еще долго лечились. Потом решили взять ребенка. Слова старушки мы не забыли и почему-то верили им. Но... мы, верующие, испугались, что такое предсказание могло быть от темных сил.

В 2000 году мы удочерили Мариам, которая принесла большое счастье в нашу семью.

Чудо действительно случилось. Наш сын Георгий родился в июле 2005 г. Мне тогда было 43 года, а моему мужу 48.

Анна Майсурадзе
Газета «Квирис палитра» 28 мая 2007 г.