Вы здесь

«Он жил он как исповедник, а умер как мученик...». Интервью с редактором Международного Клуба Православных литераторов «Омилия»

«Убит последний свободный священник Московской Патриархии. Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет не анонимно и публично сказать «владыка, вы неправы!»?
Протодиакон Андрей Кураев.

Снова кровь неповинного человека — священника, убиенного 5 августа 2013. Мы переписывались с батюшкой Павлом Адельгейм. Мои вопросы были о лагере, в который он по доносу попал в 1971 году за антисоветские высказывания и за самиздат о вере в Бога. Познакомились мы с отцом Павлом в Международном клубе православных литераторов «Омилия», где он, как и я, и многие другие авторы, писал статьи.

Судьба протоиерея Павла Адельгейм — (внука Полковника царской армии, без вести пропавшего во время революции), священника, находившегося под прицелом в советское время, потерявшего ногу в тюремном лагере (1971–1973), попавшего в не милость священнослужителей высшей иерархии — все это заинтересовало меня и я подумала, что этот материал будет интересен для читателей журнала «Австралийская лампада», редактором которого я являюсь.

Отцу Павлу 1 августа 2013 исполнилось 75 лет. Убит отец Павел 5 августа 2013 между 7 и 8 часами вечера в его доме ударом ножа в грудь. Убийцей оказался 27-летний Сергей Пчелинцев (1986 г.р), приехавший из Москвы 1 августа с группой паломников из 40 человек на празднование 75-летнего юбилея батюшки. Сергей остался пожить у батюшки на три дня. Очевидцы из группы паломников рассказывают: «Этот молодой человек был несколько странного поведения, но таких направляли к отцу Павлу, который имел дар успокаивать беседой». При задержании убийца кричал, что «убить священника ему велел сатана...»

Священник Дмитрий Свердлов, говорит: «Отец Павел — человек, который шёл до конца. Многие из нас недовольны, не согласны с разными вещами, которые происходят в церковной и около церковной жизни, но молчат. А отец Павел выбрал этот путь и вне зависимости от результата действовал по той правде, которую чувствовал как Истину с большой буквы. И, видимо, дошёл до логического конца». Священник о.Дмитрий Свердлов сравнил отца Павла Адельгейма с трагически погибшим 23 года назад священником Александром Мень.

Библеист Андрей Десницкий пишет: «В последние годы отец Павел был очень известным, но очень неудобным человеком. У него всегда были убеждения, и он всегда их высказывал. Каким он был в молодости, таким он и остался до конца. Не знаю, остались ли у нас еще священники, которые позволят себе говорить с такой свободой».

Из письма отца Павла:

«Мой дед Адельгейм Павел Бернардович, 1878 г. р., из русских немцев, получил образование в Бельгии, владел имением Глуховцы и Турбово под Киевом, построил каолиновый, сахарный и конный заводы. После революции имения и заводы национализировали, а деда пригласили в Винницу, где он стал директором построенного им завода. Проработал там до начала 1938 года. Во время репрессий арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 года. Реабилитирован 16 мая 1989 года. Мой отец Адельгейм Анатолий Павлович, 1911 г. р., — артист, поэт. Расстрелян 26 сентября 1942 года. Реабилитирован 17 октября 1962 года. Другой дед, Пылаев Никанор Григорьевич, — полковник царской армии. Судьба после революции неизвестна. Мать Пылаева Татьяна Никаноровна, 1912 г. р., арестована, как враг народа и осуждена в 1946 году. Из мест заключения сослана в п. Ак-Тау Казахской ССР. Реабилитирована в 1962 году».

Судьба родителей всегда отражается на судьбе их детей. Во время заключения матери в тюремном лагере будущий священник жил в детдоме. Затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане. После смерти Сталина переехали в Караганду.

Еще будучи школьником, Павел нашёл в Караганде православную общину отца Севастьяна и стал регулярно ездить туда. Богослужения были тайными, служили по ночам в частных домах на переносном антиминсе. В 21 час начинали всенощную, потом до пяти утра служили литургию. О. Севастиан в молодости был келейником старца Нектария из Оптиной пустыни. Собор 1988 г. прославил о. Севастиана одним из первых среди новомучеников. Именно он, по воспоминаниям отца Павла, пробудил в нем интерес к церковной жизни.

Отец Павел писал:

«Это действительно был замечательный пастырь, и общение с ним привело меня в храм навсегда. Моё решение служить Церкви созрело в тринадцать лет. С тех пор моё сознание нашло точку опоры в Промысле Божием. Тайна Промысла открывалась мне в жизненных обстоятельствах. С тех пор Промысел Божий строит мою судьбу, а я только принимаю её с благодарностью Богу».

Из Казахстана Павел переехал в Киев. В 1954 году он становится послушником Киево-Печерской Лавры. Так как ему не было еще 18-ти, он жил в монастыре неофициально в келье строгого монаха игумена Феодосия (Сердюка), регента правого хора. Павлу дали послушание чтеца.

«Читать приходилось много, постоянно, это не было обременительно, напротив, я пристрастился к чтению и выполнял своё послушание с радостью».

Вторым послушанием была обычная физическая работа. Третье послушание ему тоже нравилось: надо было водить по пещерам паломников и туристов и проповедовать им Евангелие. В монастыре Павел прожил до 1956 года.

Как только исполнилось 18 лет, в 1956 году, он поступил в Киевскую духовную семинарию. Отец Павел говорил:
«Атмосфера монастыря, чтение патериков и житий, общение с иноками воспитали во мне благоговейное отношение к монашеству, и я предполагал для себя монашеское будущее до самого конца учёбы в семинарии. Но Промысел Божий указал мне другой путь». (Отец Павел женился, сейчас у него трое детей и шесть внуков).

На 3 курсе учебы, ректором семинарии стал игумен (затем — архимандрит) Филарет (Михаил Денисенко). В 1959 году празднование Первого мая пришлось на Великую Пятницу, день сугубого поста. Филарет назначил на Великую Пятницу торжественное собрание и пение хора с патриотическими песнями.
Отец Павел вспоминал:

«Леня Свистун предложил мне пойти к ректору с протестом. Мы пошли, и Филарет произнёс воспитательную речь о любви к советской власти: „Я, сын шахтёра, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться? Под чьим небом вы живёте? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит...“ и т.д.». После этого случая Филарет заставил Павла написать заявление об отчислении из Киевской семинарии «по собственному желанию».

В том же 1959 году Павел был рукоположен архиепископом Ташкентским Ермогеном (Голубевым) во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. В 1964 году о. Павел закончил Московскую духовную семинарию и был назначен священником в г. Каган Узбекской ССР, где ему удалось, несмотря на противодействие властей, построить новый храм. В те годы это был беспрецедентный случай.

В 1969 году о. Павел был арестован, осуждён по ст. 190 (клевета на советскую власть) и приговорён к трём годам лишения свободы. В 1971 году, в результате волнений и покушения на него, в колонии п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. После освобождения служил в Ташкентской и Рижской епархиях, где его связывали тёплые доверительные отношения с епархиальными архиереями, проявлявшими к нему и его исповедничеству искреннее уважение. С 1976 г. служил в Псковской епархии. В 1992 г. при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 г. при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи открыл приют для сирот-инвалидов.

В 2002 г. вышла в свет книга о. Павла «Догмат о Церкви в канонах и практике». В ней он пишет: «Моя общественная работа в Пскове пресеклась в 1993 г. с приходом нового епископа. Он обратился к областной и городской администрациям с требованием никогда не привлекать священника Павла Адельгейм к общественным мероприятиям и не оказывать ему содействия и помощи в социальной деятельности...».

20 марта 2003 г. на о. Павла было совершено покушение. В тот день его автомобиль внезапно потерял управление, съехал с дороги и врезался в забор жилого дома. Слава Богу, скорость была небольшой, и это спасло о. Павла от неминуемой гибели. Заключение экспертов было однозначным: авария произошла в результате преднамеренного повреждения рулевого управления автомобиля.

В жизни протоирея Павла Адельгейма в который раз подтверждаются слова Писания о том, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Статьи и книги отца Павла — это правдивое свидетельство, а его жизнь — «соль» и свет общества, и потому он ненавистен тем, кого обличает не словом, а своей праведной жизнью.

В литературном клубе «Омилия», в котором размещал свои статьи убиенный батюшка, наверное нет человека, который бы не написал отцу Павлу прощальные слова и молитвы.

Я беседую с редактором клуба Светланой Коппел-Ковтун.

— Светлана, вы отмечаете, что «отец Павел был добрым пастырем, членом литературного клуба, искренним и отзывчивым человеком... Последняя статья отца Павла была опубликована на вашем сайте 5 августа в 19:08. В этот же час 5 августа он был убит. Последнюю статью он разместил на своей страничке сам в час гибели, или уже было опубликовано администратором сайта? Может это совпадение, или отец Павел пребывал в творческом состоянии до последних минут — именно в минуты его ухода опубликовано его последняя статья: «Дни наши сочтены не нами»?

— У нас есть авторы, которые сами не публикуют тексты. Причины разные, довольно часто им не хватает банальной компьютерной грамотности. Отец Павел был как раз из таких. Он просил меня публиковать свои тексты на «Омилии». Мы познакомились в 2011 году, тогда и стал батюшка членом нашего клуба. «Дни наши сочтены не нами» написаны, судя по всему, 2 августа, после 75-летия, отмечавшегося 1 августа. Да, удивительное совпадение вами замечено — меня это потрясло. Выходит, я обратилась к его творчеству в то самое время, когда с ним случилась эта беда...

— Я так тронута этой трагедией. У нас с ним завязалась переписка, благодаря вашему сайту и так оборвалось все неожиданно. Я у него просила написать для журнала воспоминания — интервью о периоде пребывания в лагере на рудниках в п. Кызыл-Тепа (1971–1972). Он написал, что ответит на все мои вопросы для статьи-интервью, но так и не случилось. Он писал вам о лагере п. Кызыл-Тепа, или еще о каких -то моментах в своей жизни?

— Нет, о лагере мы не говорили. Вообще многое упущено (всё отложенное на потом), и неимоверная занятость моя не кажется теперь достаточным оправданием. Мне хотелось, прежде всего, морально поддержать несправедливо гонимого, а также дать возможность омилийцам общаться с этим нестандартным человеком и пастырем. Сила духа о. Павла поражала. Тогда многие в Сети поговаривали, мол, странно себя ведёт о. Павел, словно маленький, словно не понимает, что в мире нельзя так прямолинейно жить и мыслить. А ведь это очень важный вопрос: КАК надо? В этом «как» — сокрыто всё, ведь и грех отвечает на вопрос «как?». Интересно и то, что о. Павел был послушником Киево-Печерской Лавры (сразу после приезда из Казахстана), что учился в Киевской духовной семинарии и был исключен Филаретом Денисенко. Он явно был такого духа, что рядом с ним было неудобно, трудно, и я вполне допускаю, что он не всегда и не во всем был прав (все мы — люди); но в нём поражала твёрдость, стояние в том, что для него свято. Сегодня привычнее встречать конформистов, умеющих и желающих угождать великим, и легко предающих малых. Корысть и выгода нынче важнее идеалов, а он был другим — несовременным, не вписывающимся в современные нормы. И тем привлекал сердца...

— Еще раз убеждаюсь, как мы должны дорожить каждой минутой, чтобы делать добро и успеть выслушать друг друга, а, если Бог даст и написать, — чтобы жизнь, опыт, радость и скорби человека стали примером для других, а кому — то путеводной звездой в наши запутанные времена.

— Да, мы многое не успеваем только потому, что откладываем на завтра. А завтра приходят новые дела, новые задачи и проблемы. Время лукаво! Надо дорожить друг другом, дорожить каждым встреченным на пути человеком. Ведь встреченный — посланец Бога. Кажется Ухтомскому принадлежит формула: «Человеком нельзя быть, им можно только делаться». Мы призваны снова и снова становиться тем, кем задумал нас Бог.

— Две недели назад во всех православных церквях совершались службы в память об убиенной царской семье — Великих Страстотерпцев (17 июля). Сердце еще не отошло от той скорби и дни памяти продолжаются крестными ходами, поэтическими чтениями, историческими фильмами. Через две недели (18 августа) у нас в литературно — музыкальном салоне «Лампада» в Австралии, в Брисбене состоится творческая встреча, посвящённая 400-летию Дома Романовых. Весь это месяц наполнен какой —то особой настроенностью на ответственность, скорбью о Венценосной семье. Известие о гибели в эти дни отца Павла пробило сердце новой болью. Я узнала об этом, выйдя на ваш сайт. Как вы узнали о гибели отца Павла?

— О гибели о. Павла мне сообщила близкая подруга. Это было потрясением, словно нож в сердце вошёл. Шок. Потом пришло понимание логичности этой судьбы, что жил он как исповедник (вечно страждущий и гонимый), а умер как мученик. Всё логично. Но какая непростая судьба!

— При задержании убийца отца Павла — Сергей Пчелинцев (кстати, коренной москвич, кинооператор, окончивший ВГИГ) кричал, что «убить священника ему велел сатана». Следуя многим фактам, опираясь на собственный опыт, я могу сказать, что сатанизм в новые свободные для церкви и открытые для молитвы времена, начиная с 1990 года, стал более распространённым, неприкрытым и зловейше — изощрённым. Что вы думаете по этому поводу?

— Сатанизм, как сознательное поклонение Сатане, это одно. Сатанизм бессознательный — другое. По большому счёту, если прислушаться к Священному Писанию, «всё, что не по вере — грех», а грех — уже служение диаволу, порабощение им. Известная многим подвижница благочестия игуменья Арсения (Себрякова) вообще говорила трудно понимаемые светскими людьми вещи: «Добро человеческое мерзость есть пред Господом». О, как нелегко нам понять, что мы сами непригодны для настоящего доброделания, пока не вселится в нас Бог. Беда современных людей в том, что мы живём во времена подмен, когда даже добрые помыслы и понятия воспринимаются в ложной трактовке, когда духовное подменяется душевным, а ко всему душевному обязательно примешано диавольское. Мудрые духовники часто говорят своим чадам: Христос нужен только погибающим, т. е. тем, кто чувствует своё несовершенство, свою ненастоящесть, и устремляется к Богу, жаждет Истины. Только через покаяние человек открывается Богу. Отринув фальшивое добро, человек начинает жаждать настоящего, а жажда Бога — и есть путь к Богу. Единственная возможность не служить сатане — по-настоящему служить Богу.

— Светлана, созданный вами Международный Клуб Православных Литераторов «Омилия» — это, как остров, собирающий на обогретом клочке земли добрые сердца, думающие головы, пишущие и ищущие души. Интервью с отцом Павлом оборвалось и интервью с вами завершит начатую мной статью о гонимом многие годы пастыре.

— Наш клуб — место Встречи. Разные люди приходят к нам, разного ищут. Но каждый жаждущий чистых, живых отношений, каждый искренне жаждущий любви, находит себе друзей в «Омилии». Нам уже седьмой год, и за это время многое пережито: и трудное, и трагичное, и радостное. Но самое ценное приобретение — люди, способные на Встречу. Это редкий дар, ведь настоящая встреча с другим человеком осуществляется только в Боге — в любви, которая вне Бога невозможна.
И как же радостно находить друг друга на мировых просторах. Вот живут люди, ничего не знают даже друг о друге, а придя в «Омилию» встречаются, чтобы уже никогда не разлучаться. Это большое счастье — найти Друга, но для этого важно самому быть способным на дружбу и любовь. Чтобы не так любить человека, как любят клубнику со сливками (образ от митрополита Антония Сурожского).

Мне нравятся слова протоиерея Василия Зеньковского: «Тайна каждой личности есть тайна того, как, с какой глубиной ищет любви и любит человек». В них верно отражается суть.

— Спасибо вам, Светлана, за созданный вашими трудами литературный клуб православных писателей, который собрал вместе так много ярких, думающих личностей, пастырей, поэтов, прозаиков, где мне посчастливилось познакомиться с таким замечательным человеком, как отец Павел.

В журнале «Австралийская лампада» мы пишем о всех священнослужителях, ушедших из мира сего мученической смертью, начиная с 1990 года. Каждый раз надеемся, что это последний мученик Христов, но сатана только ужесточает козни свои и когти его становятся все более длинными, кощунственными и беспринципными...

Вечная память тебе, Батюшка Павел. Моли Бога о нас.

Похоронили протоиерея Павла Адельгейм 8 августа в Пскове, на Мироносицком кладбище.

Комментарии

Сердечно благодарю Людмилу и Светлану за необыкновенно тёплое, искреннее, очень нужное в эти скорбные дни интервью!

слова протоиерея Василия Зеньковского: «Тайна каждой личности есть тайна того, как, с какой глубиной ищет любви и любит человек».

Упокой Господи, убиенного отца Павла! Вечная Память!