Вы здесь

С чего начинается человек?

Ответов на поставленный вопрос может быть несколько. Один из самых верных, самых точных — С БЛАГОДАРНОСТИ, потому что все другие ответы могут быть сведены к этому.

Не зря же главное христианское таинство названо словом «Евхаристия» — греч. «Благодарение»1. Душа человеческая — христианка по природе2, потому, где начинается христианин, там начинается и подлинный человек.

Неблагодарные люди — всегда недовольны, исполнены претензий к миру, окружающим, Богу. Такие живут в ощущении, что все им должны,  все чего-то не додали (обокрали), а потому любое внимание, оказанное ближними, любые дары воспринимают как должное, ими заслуженное и, разумеется, недостаточное.

Смиренные сердцем, наоборот, чувствуют себя должниками перед Богом и людьми. Даже самое малое участие со стороны ближних —  для них милость и чудо любви. Они всем признательны: птице, за то, что дарит радость своим пением; щенку — за умиление и преданность; дереву — за то, что питает или укрывает от солнца; книге — за научение разуму; родителям — за дар жизни; детям — за счастье отцовства или материнства… —  всё это сливается в единую радость жизни и рождает в душе искреннюю песнь благодарения Творцу.

Сделай человеку добро — и узнаешь кто он. В зависимости от того, кого сочтёт он причиной добра, кому припишет его: себе или ближнему...

* * *

Есть ещё один ракурс, заслуживающий внимания. Герой Экзюпери в романе «Цитадель» рассуждает таким образом:

«Если тебе спасут жизнь, — не благодари. Не преувеличивай собственной благодарности. Если твой спасатель ждёт её от тебя, он — низок. Неужели он полагает, что оказал услугу тебе? Нет, Господу, если ты хоть чего-то стоишь. А если ты изнемогаешь от благодарности, значит,  у тебя нет достоинства и нет скромности. В спасении твоей жизни значимо не твоё маленькое везение, а дело, которому ты служишь и которое зависит и от тебя тоже. Ты и твой спасатель трудитесь над одним, так за что же тебе благодарить его? Его вознаградил собственный труд: он сумел спасти тебя. Это я и называю сотрудничеством в общем деле.

У тебя нет достоинства, если ты идёшь на поводу низменных чувств твоего спасателя. Потакая его мелочному самолюбию, ты продаёшься ему в рабство. Будь он благороден, он не нуждался бы в твоей благодарности.
…Все видели, как растёт дерево. Но когда оно выросло, видел ли кто-нибудь, чтобы оно наслаждалось своими плодами?».

Сильные слова, перекликающиеся с мыслью свт. Иоанна Златоуста: «Если тот, кто имеет царя должником своим, почитает себя счастливым и безопасным на всю жизнь, то представь, сколь счастлив должен быть тот, кто своими добрыми делами, и малыми, и великими, сделал должником своим человеколюбивого Бога, всегда живущего!».
Герой Экзюпери задаётся вопросом «За что благодарить спасающего?». Ответ на него прост: за сохранённую возможность служить общему делу,  за подаренное счастье соучастия.

Делающий во Христе, действительно, сам в себе уже имеет награду и не нуждается в благодарности. И всё же, благородный и благодарный человек  старается указать на значимость ближнего, чтобы поднять его имя, его достоинство на высоту. А ещё, чтобы не уязвить, не соблазнить, чтобы не пробудить дремлющую в каждом смертном змею самости...

* * *

Но потакание самости — весьма опасное занятие, и следует всячески избегать случая «покормить» эту разъединительницу всех со всеми. Помнится, митрополит Антоний Блум рекомендовал даже священникам глядеть на себя не как на Христа, а как на осла, на котором едет Христос — дабы не возноситься. И патриарх Павел, сербский праведник, спасался тем, что был скромен не по чину.

Как-то одна сербка попала  к нему на приём. Обсуждая своё дело, она случайно взглянула на ноги патриарха и пришла в ужас от его обуви — это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. «Позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, — подумала женщина, — неужто никто не может подарить ему новую обувку?». Патриарх тут же с радостью ответил: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил — и вот, они ещё долго смогут послужить».

Патриарх Павел сам стирал для себя, сам готовил. А митрополит Лавр, уже будучи предстоятелем РПЦЗ, вносил своё имя в список дежурных по кухне для мытья посуды.

И это не просто чудачества блаженных старцев. Скорее — это ревность по Богу, охранение в себе здравого умом человека — т.е. адекватного, знающего цену вещам. Это своего рода стратегическая «хитрость» подвижников, аскетическое упражнение, смысл которого — забота о Христовом в себе.

«Если нужно погибнуть, лучше быть мёртвым человеком, чем живой нелюдью. Пусть нас не будет, но и в этом исчезновении останемся людьми Христа»3. Вот что их волновало более всего — забота о совершенстве и целомудрии внутреннего человека.

* * *

Помните исторический анекдот о Марии-Антуанетте, ставший символом крайней отрешённости  власти от реальности и проблем простого народа: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!»?4

Кто не остерегается, легко может дойти до равнодушия и окамененного нечувствия,  зацементироваться в должностном кресле или на должностном стуле. Можно оторваться от реальности настолько, что не Бог, а собственный «трон» окажется в центре вселенной, и все должны будут почитать его за центр, и ублажать сидящего в центре — т. е. идолопоклонствовать.

«Живи не ради своих затей, а ради Бога и ради людей»5 — это лучший способ избежать дурного пристрастия к чему-либо ветхому, не стоящему внимания. Земное имеет смысл и значение не само по себе, но в причастности к небесному, вечному.

* * *

«Мои владения — это не стада, не поля, не дома, это нечто совсем иное, это то, что главенствует над ними и связует их воедино»6, — делится добытой мудростью Экзюпери. «Вот  мои часовые обходят по кругу крепость, и я вовсе не думаю, что все они пылают усердием. Большинство зевает  и мечтает об  ужине.  Если все боги спят в тебе, то  не спит  желание телесного  довольства:  все, кому  скучно, думают  о еде. И я вовсе не жду, что их души будут непрестанно бодрствовать. Сопричастность  целостности, Божественному  узлу,  что связует  все воедино, зову я  душой, душа не ведает  о  преградах.  Я жду, чтобы  в  одном из моих дозорных  замерцала душа. Забилось сердце.  Проснулась любовь,  и на миг  он ощутил...  вдруг  в  себе пространство,  дотянулся  до звёзд,  обнял горизонт и стал  сродни раковине, шумящей шумом моря»6.

Благодарность родится в сердце — как сакральное чувство приобщённости, встроенности,  причастности к Целому, как  переживание сопричастности Бытию. 

Благодарение, призываемое нами за каждым Богослужением, — не есть что-то обыденное и легко приобретаемое. Оно тоже дар, оно — цветок небесный, расцветающий в сердце, готовом принять Бога. «Ибо нет  возможности одарить, если ты не  готов  принять подарок. Гость  не  придёт,  если  ты  не построил дом, чтобы принять его»6.

Когда кров готов, остаётся только ждать: деятельно, а не в бездействии, но ждать. Ни в коем случае не надо изображать благость, не надо рядиться не в свои одежды. «Плод правды – совершенство добродетели, из него вырастает древо жизни»7.  И первым плодом этого Древа, растущего посреди сада души,  является благо-дарность.

Примечания:

  1. «Евхаристия» — Благодарение (греч. εὐ-χᾰριστία — благодарение, благодарность, признательность от греч. εὖ — добро, благо и греч. χάρις — почитание, честь, уважение).
  2. Тертуллиан
  3. Патриарх Сербский Павел
  4. Русский перевод легендарной французской фразы: «Qu’ils mangent de la brioche», буквально «Пусть они едят бриоши». Фраза впервые упоминается Жан-Жаком Руссо в «Исповеди» (1766–1770). Однако не совсем в том виде, в котором её цитируют. Согласно Руссо, фразу произнесла молодая французская принцесса, которую народная молва, а также многие историки, отождествили впоследствии с Марией-Антуанеттой (1755–1793).
    Мария-Антуанетта занималась благотворительностью и сочувственно относилась к неимущим, потому данное выражение не соответствует её характеру. Вместе с тем, она любила красивую, экстравагантную жизнь, которая привела к истощению королевской казны, за что королева получила прозвище «мадам Дефицит».
  5. Монах Симеон Афонский
  6. Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель
  7. Святитель Иоанн Златоуст

* «Я даже думаю, что самое лучшее определение человека — это существо на двух ногах и неблагодарное». Ф.М.Достоевский. Записки из подполья

koppel.pro

Комментарии

Светлана! Поражаюсь вашему умению излагать правильные мысли так доходчиво и просто. Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает, это о вас. Всё, о чём вы пишите, чётко перекликается с душой православного человека. С уважением. Валентина.

Делающий во Христе, действительно, сам в себе уже имеет награду и не нуждается в благодарности. И всё же, благородный и благодарный человек  старается указать на значимость ближнего, чтобы поднять его имя, его достоинство на высоту. А ещё, чтобы не уязвить, не соблазнить, чтобы не пробудить дремлющую в каждом смертном змею самости...

* * *

Но потакание самости — весьма опасное занятие, и следует всячески избегать случая «покормить» эту разъеденительницу всех со всеми.

Благодарность родится в сердце — как сакральное чувство приобщённости, встроенности,  причастности к Целому, как  переживание сопричастности Бытию.

Благодарение, призываемое нами за каждым Богослужением, — не есть что-то обыденное и легко приобретаемое. Оно тоже дар, оно — цветок небесный, расцветающий в сердце, готовом принять Бога.

  Света, подписываюсь под каждой цитатой. Согласна, что чувство благодарности - это дар, как дар веры, дар любви. Всё это Божии дары. Твоя статья, наверно, неслучайно помещена рядом со стихами Йоханны. Очень перекликается с ними. Спаси Господь!rainbow

Рядом со стихами - случайно. Но написано в одно примерно время, наверное, неспроста. Мы живём довольно дружно, единодушно. Благодарю Бога за это маленькое чудо - доченьку. хоть она уже и взрослая, и не я для неё, а она для меня сейчас уже опора. Знаешь, она мне из детсада приносила зажав в ручонке клубничку. Мы жили бедно, я не могла себе позволить покупать такое, а им в саду давали. Представь каково мне это было! Так и сейчас: её заботой я как-то поднялась, чуток окрепла здоровьем. Она - благодарное дитя, и конечно Россия для неё - как мать.

СпасиБо, Танечка!

Надежда Кушкова

      Удивительное единомыслие! Последнюю неделю не давало покоя размышление об этом. Как говорил Дмитрий Карамазов: "За Бога обидно". Вместо новостных передач и газет у меня "Омилия", но посмотрела фильм о замечательном певце Юрии Гуляеве в интернете - и как всегда: все бы было хорошо, да судьба опять приготовила страшный удар и т.п. И даже намека на то, что БЛАГОДАРЯ хоть этим ударам мы постепенно становимся людьми. Мира Вам и спасения желаю сердечно, дорогая Светлана!

Как здорово, Надюша! Мы так и стараемся, чтобы наши авторы и читатели имели возможность ВИДЕТЬ ситуацию не бегая по новостным сайтам. Не все могут себе позволить беготню, а проглядеть избранное и сводку, предложенную нами, по силам каждому. Порой, конечно, пропускаем что-то. Вот как вчерашний день - выпал, ибо ездили на запись передачи. Но мы с малым пусть опозданием  наверстываем главное.

А вообще я столкнулась с феноменом страшной узости сознания в среде православных и даже пишущих, словно люди кроме как собой и своим ничем более не интересуются. Это печально. Потоу, из любви к ближним, и стараемся отражать всё важное с нашей точки зрения - что важно и с точки зрения вечности. Ведь битва, которая сейчас идёт на землях Новороссии - это больше чем просто война, это война Добра со Злом, а вовсе не братоубийственная в том смысле, как принято думать и говорить. И тот, кто следит за событиями вместе с Омилией, не может этого не увидеть.

СпасиБо Вам!

Галина Ефремова

Совершенно замечательный материал, никогда не возникший бы без Вашего личного опыта, Светлана, без длительной практики этого опыта.  Практика добра, благодарности, праведности обязательно подводит человека к выводам и озарениям, которые легко подтверждаются Библейскими истинами.  Вера, проверенная собственным опытом, незыблема. Всего самого- самого доброго! 

 

Материал начался с афоризма: сделай человеку добро и узнаешь кто он. Неблагодарному всегда мало дали ))) А благодарному - много )))

Да, это всё наблюдения. Штришочки малые, заметки на бегу...

Спаси Бог, Галинушка!

Неблагодарные люди — всегда недовольны, исполнены претензий к миру, окружающим, Богу. Такие живут в ощущении, что все им должны,  все чего-то не додали (обокрали), а потому любое внимание, оказанное ближними, любые дары воспринимают как должное, ими заслуженное и, разумеется, недостаточное.

А есть ещё один феномен - псевдоблагодарные. Такие считают, что благодарить необходимо исключительно Бога, а человек, который им в чём-то когда-то помог - всего лишь Божие орудие, некое звено или "приспособление", с помощью которого произошло облаготетельствование.

Недоумение у меня так же вызывает ещё одна чётко выстроенная линия жизни - "любить" Бога, шагая через ближнего, по головам ближних и сквозь нужды ближних. Переформатируя на свой лад фразу о том, что тот кто ближнего возлюбит больше чем Бога - проклят будет. Вот они и "любят" Бога больше чем ближнего.

Здорово, Света, очень хорошая статья, каждый абзац читала по два раза! В наши-то дни о БЛАГОДАРНОСТИ вообще мало кто говорит, всё больше о другом, второстепенном.

Спаси тебя Христос, дорогая сестричка! friends

Да, псевдоблагодарные забывают, что кто ближнего не любит, тот и Бога не любит.

А статья сложная для чтения - плотная очень, преисполнена смысловыми зёрнами. Но уж как вышло. Зато эхо остаётся в душе надолго - и звучит, и фонит...

Спаси Бог, Танюша!