Вы здесь

Прозорливец

(Из цикла «У церковной ограды»)

Завелся в епархии прозорливец. Настоятель одного из приходских храмов. И прорицает, и исцеляет…

— Благословите, владыко.

— Бог благословит. Что нового, отец Виталий? — с улыбкой спросил архиерей.

— А вот, смотрите, — отец Виталий, секретарь епархии, положил на стол две ламинированные иконы.

— Благословение храма… — начал читать владыка. — Опять Анатолий?

— Да, ваше высокопреосвященство.

— Ну, что он чудит? Это что? Богородица? Взгляни на лик — ужас!

На принесенных иконах, если их так можно было назвать, было нечто несуразное… Какая-то страшная женщина на черном фоне, со злобным взглядом…

— И он это благословляет раздавать?

— Благословляет.

— Сходить к нему в храм что ли? А то совсем «зачудотворялся». Так, ни при мне, ни при тебе…

Архиерей взял мобильник:

— Алло, отец Афанасий? Бог благословит. Ты далеко? Зайди-ка ко мне.

Высокий, худощавый иеродиакон Афанасий, обладающий шикарным басом, был келейником и ближайшим помощником митрополита. И разумеется, любимым диаконом всех прихожан кафедрального собора. Ему владыка и поручил ответственное задание: неофициальный визит к «чудоттворцу» .

— Ты, это… не в рясе. В мирском иди. Сашку с Мишкой, иподиаконов, с собою возьми. Расскажешь потом, что он там «чудотворит».

В воскресный день, после отслуженной в соборе Литургии, отец Афанасий с двумя архиерейскими иподиаконами направился в храм к «чудотворцу и прозорливцу», «старцу Анатолию». «Старец» был не так уж и стар — 40 лет от роду…

Отец Анатолий был занят приемом посетителей, которых сегодня был полон храм. В момент наставления и поучения одной из своих почитательниц-прихожанок, заметил входящих в храм отца Афанасия и Михаила с Александром. И взыграло в нем бурное желание: сразить вошедших прозорливостью.

— О!Пришли… Вот, ты, — отец Анатолий обратился к иеродиакону Афанасию, — обкурился, обкололся, да еще и, небось, поллитра хлопнул… Шатаешься по притонам… позорище! Еще вон и пацанов в дружки себе взял. Чему ж ты их учишь? Пить-гулять? Наркоту добывать?

Почитательницы отца Анатолия замерли в ожидании. Вот сейчас их любимый «старец» обратит, у всех на глазах, случайно зашедшего «наркомана» к покаянию.

— И что? — продолжал отец Анатолий. — Грехи замаливать пришел? Да ты хоть креститься-то умеешь? Ты вообще знаешь, что такое Литургия? Про Причасти-то и не слышал, наверное, никогда?

— Да сегодня вот, причащался, -тихо ответил отец Афанасий.

— Как? Где?

— В соборе.

— В каком?

— В кафедральном, с владыкой служил.

Отец Анатолий начал потихоньку терять самообладание. Заметно бледнея, спросил:

— Как с владыкой? Что ты врешь?

— Да, с владыкой, — сказал Александр.

— А… а… а… ты кто?

— Иеродиакон Афанасий.

— А… ы… о… э-э-э… — других слов отец Анатолий не в состоянии был выговорить.

На приеме у архиерея, на следующий день, отец Анатолий готов был провалиться под землю от стыда… «Чудотворения» закончились. И «прозорливость» тоже.

Комментарии

Забавная и жизенная история. Кстати, и это маневр псевдостарцев - "обличить с порога" - известная хитрость. Доводилось в иных православных книжках читать восторженные отзывы духовных чад о подобных кунтшюках их "отченек". Увы, если бы оно было так легко - справиться с подобным "чудотворцем"! Как правило, его так просто не возьмешь. Да и архиерей предпочтет не связываться - объятые праведным гневом овечки-мироносицы напишут, куда надо. Но идея рассказа хорошая, и то, что он просто и смешно написан - его достинство. Смех лечит. Спасибо - рада была прочесть. Идея-то хорошая! Е.

Здравствуйте, Андрей!
С удовольствием (и огорчением за "старца" и его духовных чад) прочитала Вашу миниатюру.
Да, тема очень болезненная, и актуальной она, к сожалению, стала не сегодня.
Спаси, Господи, что озвучили ее!

Андрей Нестеров

Тема болючая. С пострадавшими от лжестарцев доводилось общаться.

Что касается самого рассказа. Скорее всего, я его еще как-то переработаю. Все-таки, хотелось передать, так сказать, от лица иеродиакона Афанасия ( имя я, конечно, изменил, сейчас он уже в сане архимандрита ). Сюжет, разумеется, менять не буду, он просто является описанием реального события.

А само явление лжестарчества, по моему, очень хорошо показал прот. Александр Торик в своей замечательной трилогии об отце Флавиане, особенно в третьей части эта тема хорошо раскрыта.

Доброго времени суток, автор.

Я рассматриваю произведения с точки зрения грамотности их написания и построения. Позволю себе оставить некоторые ИМХи.

«Завелся в епархии прозорливец. Настоятель одного из приходских храмов. И прорицает, и исцеляет…
— Благословите, владыко»
У Вас резкий переход от одной сцены к другой. Вы совершенно не делаете никакого вступления, не подготавливаете читателя к переходу от общей информации к конкретному разговору. По смыслу первые фразы соотносишь с «Благословите, владыко». Ну хоть бы стук в дверь архиерейского кабинета добавили бы, что ли.

«- Что нового, о. Виталий?»
Что, так и спросил – «Что нового, о точка Виталий»? Недопустимо делать в художественной литературе подобные сокращения, рано как писать вместо «метров» «м», килограмм «кг» и так далее. Это дилетантизм.

«Так, ни при мне, ни при тебе…»
Что Вы хотели сказать этой фразой?

Избегайте давать в произведении пояснений, не имеющих значения для сюжета. Тем паче, что у Вас фактически миниатюра. Какое значение для Вашего произведения имеет тот факт, что иеродьякон обладал шикарным басом? Никакого. Что он был любимцем прихожан? Никакого. И почему «разумеется»? Потому что бас шикарный? Более того, из Вашего текста следует, что архиерей дал ему это поручение потому, что тот был любимцем прихожан. Я понимаю, что Вы не то хотели сказать. Это беда многих начинающих, да и продолжающих авторов – они не дают полную картину. Вот неделей раньше одна авторша на меня обиделась. У нее в рассказе персонаж в массивной золотой цепочке, и абзацем ниже распутывает амулет. На мое замечание, что массивные цепочки не могу запутаться, она пишет, что амулет был на нитке. А откуда я, как читатель, это знаю? У нее в тексте ни слова о нитках. Читатель видит то, что написано, а не то, что хотел сказать или имел ввиду автор.

И точно так же не имеет значения, сколько лет было прозорливцу – да хоть сто двадцать. Либо вы должны развить тему возраста.

«О.Анатолий был занят приемом посетителей, которых сегодня был полон храм. В момент наставления и поучения одной из своих почитательниц-прихожанок, заметил входящих в храм о. Афанасия и Михаила с Александром» При создании произведения автору необходимо четко себе представлять, чьими глазами из своих персонажей он смотрит на мир в каждой конкретной сцене. В данной сцене это прозорливец. Из первой фразы очевидно, что он узнал входящих, однако буквально строкой ниже выясняется, что нет. Это довольно грубая ошибка. Думаю, что здесь следовало описывать сцену глазами иеродьякона. Или тогда уж описывать вошедших как незнакомцев, «каких-то людей» и тому подобное.

Вы очень много внимания уделили иеродьякону, а он даже не один из главных героев. И совсем ничего не рассказали о прозорливце. Как он стал таким? Что произошло? Каким он был до этого? Пытались ли его привести в чувство прежде? Как он реагировал?

Заключительная часть в стиле галопом по европам. Кульминация крайне слабо прописана, концовку вообще слили. При такой серьезной ситуации Вы полностью лишили финал экспрессии, напряжения, выстрела. Натянули лук, а потом махнули рукой: А, да ладно!
Персонажи плоские, характеров нет. Перемещаются в пространстве и во времени, говорят отрывистыми фразами. Картинка из отдельных фрагментов не складывается в единую.
Могу посоветовать не экономить на знаках и чуть подрасписать это все. Само собой, убрав лишнее. Из этой задумки можно сделать отличный рассказ.

Андрей Нестеров

К уже сказанному добавлю. Я просто описал реальное событие, и реальный диалог. Никакой особой задумки у меня не было. Что-то выдумывать-додумывать... А нужно ли?

Если Вы считаете, что из сего безобразия можно состряпать нечто более читабельное - пишите. Надеюсь, у Вас получится гораздо лучше, нежели у меня. :-)

Здравствуйте!Хочется просто все это назвать одним словом"Мракобесие",кто дает права вообще таким вот псевдостарцам ломать жизни людские,а ведь приходят люди с серьезными проблемами.Лично я столкнулся с таким человеком через свою болезнь,болею уже 17 лет,поверил вот такому старцу и поплатился,скажу только одно:У этих людей нет ничего святого ,нет веры,нет сердца,есть только одно порабощать людей.Почему Архиереи не проводят проверки в монастырях ,там такой бардак бывает,просто нужно зачищать такие места от таких паразитов,я например был в Седмиезерном монастыре,2 человека повесились под началом того игумена,запрещает он брать документы,болеешь ли ты или нет,не важно,говорили в 2007 году будет война,сейчас 2014 и где она?Одним словом Секта какая-то,а не монастырь,мне он лично наобещал всего хорошего,но потом сказал обратное через 6 лет послушания,а потом и вовсе стал шантажировать,просто не знаю как такого человека носит земля!А есть ли вообще Бог,которому служит нынешнее духовенство?Думаю ему уже наплевать на всех!!!

Прошу прощения за клевету,это я писал и оклеветал игумена Германа(Кузьмина),были на то свои причины.Прошу меня простить,прошу прощения у людей и у отца Германа,простите если сможете.

Здравствуйте.Война про которую я слышал должна была начаться в 2007-2008 или 2009 году с Китаем,если старцы не отмолят,по их разговорам,об Украине разговора не было тогда.

Андрей Нестеров

Вы слишком хорошего мнения о моей бездарной писанине. Удивляет вообще то, что вы этой безобразной, с позволения сказать, миниатюре уделили внимание.
Если Вы считаете, что я могу писать лучше, либо что-нибудь исправить здесь, то я Вас разочарую. Я абсолютно бездарен как автор.
Ваш комментарий слишком мягок. Да и не все стилистические ошибки Вами отмечены. На самом деле произведение гораздо хуже, чем Вы его представили.

 К сожалению политика священноначалия к подобным "лжестарцам" весьма мягкая. За подобное нужно сразу запрещать в священнослужении. А иначе "лжестарцы" так и буду расти как гребы, обирая доверчивых прихожан. 

Андрей Нестеров

Если говорить о тех, кто послужил так сказать прототипом, несмотря на все наказания и вразумления от архиерея, продолжают "чудить"...
Вот только сегодня с одним из друзей священников говорили об их соседе по приходу. К ним в храм приходят многие пострадавшие от соседнего "старца"... А все наказания - ни по чем. Скорее всего, пожизненным запрещением все закончится. Только, наверное, действительно "слишком мягко". Владыка еще надеется образумить. С запрещением не спешит.