ХХV глава из романа "Наш генерал"
***
«…Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А тот, у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня».
Библия. Новый Завет. Послание к Коринфянам святого апостола Павла, гл. 3:13–15
«Народу много, а людей немного».
Диоген Синопсикий, афоризмы
«Брат может не быть другом, но друг – всегда брат».
Бенджамин Франклин, сочинения
«Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава!»
Библия. Новый Завет. Послание к Ефесянам святого апостола Павла, гл. 3:13
***
Ради нас скорби переносящие не очень-то нами почитаются. Даже если никогда не открывать Святого Писания, не посещать Храма Господнего, не слышать или не слушать голоса души своей – даже тогда не можем не знать, не верить, не понимать…
Уши не закрыты. Глаза не завязаны. Опыт Человеческий – бездонная копилка.
Разум... Разум? Собственный разум должен споткнуться непременно об собственную скорбь; чужие скорби – чужая беда. Однако, чужая скорбь не дает места моей скорби, чужая беда отводит мою беду, чужая жертва искупает мою вину и боль. Так что же, можно переложить свои беды на чужие плечи, свои скорби избыть за счет чужой вины, свою боль уменьшить за счет чужой боли? Освободиться от скорбей – вот так? НЕТ! Я утверждаю: нет! Не существует чужого горя, изолированного от моего счастья, даже если где-то затаилось счастье, равнодушное к моему горю…
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Библия. Новый Завет. Послание к Галатам святого апостола Павла, гл. 6:2
Во дни и часы скорбей моих ограждаю себя от разрушения внутреннего «необоримою стеною» всесильной помощи моих любимых пророков, великомучеников, чудотворцев, святых отцов. Все уже было, было неоднократно и с ними, и не с ними, и если – не со мной, так почти – со мной. Не существует чужого горя, изолированного от моего горя.
«Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их».
Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея, гл. 13:57, 58
...Пророк в нашем Отечестве – совсем не то же самое, что в каком-либо другом; Россия, боль моя, Украина... тоска моя, Белоруссия... печаль моей души... И вот – Чернобыль – печаль моей печали…
«Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти, пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».
Библия. Новый Завет. Послание к Галатам святого апостола Павла, гл. 6:7,8
А если ослабеем, пожнут другие. Но «жатвы много, а делателей мало», «много званых, но мало избранных». Мы – гости в этом мире, нас – позвали, но изберут ли нас? Мы, гости в этом мире, довели его от распятия Христова до распятия Чернобылем. Мы, гости в этом мире, множим свои скорби грехами своими. Мы, гости в этом мире, «чада гнева» «должники плоти», ждем не пророка, но Спасителя, ибо пророки уже сказали все... Все? Господь многотерпелив. Не Спасителя, но спасателя никогда он не призывает к себе из этого мира, пока сын Его долга не исполнил и чашу не испил...
«И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
...Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя!
...и помолился в третий раз, сказав то же слово.
…Сие же все было, да сбудутся писания пророков».
Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея, гл. 26:39,42,44,56
...Предупреждений и аналогов Чернобыльской трагедии было с избытком – задолго до времени ее извержения. Не миновала нас чаша сия. Спасатели рода человеческого испили ее. 26 апреля 1986 года первые спасатели обрубили головы огнедышащему дракону смерти, жизни свои положив. Но остались еще драконовы лапы, туловище, хвост, и огонь, в них затаенный. Вырвался черный огонь на волю в ночь с 22 на 23 мая 1986 года, даже не вырвался, а выполз из туловища умирающего чудовища в поисках жертв, обреченных погибнуть вместе с ним. Спасатели, которые уже знали о своих братьях, погибших и погибающих от лучевой болезни в госпиталях после апрельского пожара, имели страх человеческий и приоритетное право решать: кого спасать?
Самих себя? Станцию? Киев?
Страну и всю Европу в придачу – в придачу к себе?
А если бы спасали только себя – кто осудил бы?
Освобожденный огонь добежал бы до третьего энергоблока и ненасытный дракон смерти моментально бы ожил: тут же выросли бы новые головы, извергая расплавленную лаву злобы и мести всему живому. Вторая катастрофа была неизбежна, и последствия ее были бы гораздо тяжелее первой.
«Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите... всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга... И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними».
Библия. Новый Завет. Евангелие от Луки, гл. 13:23–30
***
ПОСЛЕДНИМИ остались пожарные в ночь с 22 на 23 мая 1986 года в Чернобыле перед ответом на вызов огненного дракона смерти, последними из всех других, отвративших лицо свое от физической опасности, от ответственности за жизни человеческие. Но ПЕРВЫМИ будут они пред вратами тесными. Иные «поищут войти, и не возмогут», и уже нельзя будет воротиться назад, подставить свое плечо, протянуть руку погибающему брату, поднести к его пересохшему рту хотя бы каплю воды, омыть его раны, отдать ему последнее «прости», наконец, сказать последнее слово его семье...
«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»
Библия. Новый Завет. Евангелие от Марка, гл. 8:36,37
***
Чернобыльские герои.
Чернобыльские пожарные.
Чернобыльские спасатели.
Стойкие защитники моего Отечества.
Нерушимая крепость и последний рубеж алчному злу, обрушившемуся на человечество.
Богатыри великой битвы, спасавшие и спасшие всю планету.
Запомнившиеся и забытые.
Награжденные и пропущенные в списках.
Состоявшиеся в последующей жизни или отрезанные от нее.
Выздоровевшие, болеющие и уже распростившиеся с жизнью.
Они – герои сражения с ядерной стихией 1986 года, герои Чернобыльского сражения, победители в Чернобыльском единоборстве. Каждый из них – неоценимая и бесценная личность, перечеркнувшая цену своей собственной жизни перед высокой ценой жизни человечества. Как утверждают философы, личность суть дух человека, то самое, что Бог задумал о ней в вечности; утверждают они также, что человеческая личность для Бога далеко не то же самое, что человеческая личность для общества. Но порой рождаются такие личности и выпадают такие чрезвычайные обстоятельства, когда совпадение земного и Божественного достигает максимальной величины.
И оказалось, Чернобыль – тот самый случай, когда люди жертвовали собой безоглядно и бескорыстно, оставаясь верными своему профессиональному и человеческому долгу до конца. Они совершили подвиг высшей святости…
Слава и память им вовек!
Для меня все они – родные и близкие люди, мои братья. Не устаю молиться за них, какой бы национальности они ни были, какую веру бы ни исповедовали, в каких бы краях ни жили, на каких бы кладбищах ни покоились бы. Память моей души никогда не забудет их, погибших прежде времени. Нет ни одной смерти, которая была бы случайной. За спиной каждого из бойцов, погибших при тушении пожара или получившего на пожаре тяжелейшие, несовместимые с жизнью ожоги и травмы, всегда стоят конкретные люди и обстоятельства. Это – и непосредственно вышестоящий командир, и писанные–неписанные правила и нормы, и стратегическое руководство, и особенности расположения и планировки горящего объекта, и прочие общие просчеты и частные интересы, которые сошлись в центр, ставшим центром трагедии. Чернобыльский эпицентр притянул к себе все возможные составляющие вселенской катастрофы.
Сколько тут будет горя и смерти – одному Богу известно.
То горе, что там было – еще не все горе.
То горе, что касается пострадавших – еще не все горе.
То горе, что разнеслось по свету – еще не все горе…
***
2017 год.