О воспитании. Зарисовки из русского быта ХIХ века
Споры о том, как надо воспитывать детей ведутся издавна, и всегда люди разделяются на два лагеря: одни склоняются в сторону мягкости, другие, наоборот, в сторону строгости. И, думается, дети тоже бывают разные: с одними надо обращаться очень нежно, с другими следует держаться построже. Трудно разобраться в нюансах неподготовленному родителю. Ведь и книжку порой прочитаешь, и знаешь, как надо действовать, а стоит попасть в сложную ситуацию — прощай книжный опыт, всё идёт по накатанной. Потому обыденный строй жизни легко запечатлевается в подходе к делу воспитания…
В дореволюционной России принято было воспитывать детей в строгости. «Мужик говорит: „за битого двух небитых дают“, „не бить — добра не видать“, — и колотит кулачьями; а в дворянских хоромах говорят: „учи, пока впоперёк лавки укладывается, а как вдоль станет ложиться, — не выучишь“, — и порют розгами. Ну и там бьют, и там бьют. Зато и там и там одинаково дети вдоль лавок под святыми протягиваются. Солидарность есть не малая»1.
Поразительна до жути традиция пороть розгами дитя, приговорённое к наказанию, прямо в постельке, когда оно приготовилось уже ко сну. «У нас от самого Бобова до Липихина матери одна перед другой хвалились, кто своих детей хладнокровнее сечёт, — пишет Лесков, — и сечь на сон грядущий считалось высоким педагогическим приёмом. Ребёнок должен был прочесть свои вечерние молитвы, потом его раздевали, клали в кроватку и там секли… Прощение только допускалось в незначительных случаях, и то ребёнок, приговорённый отцом или матерью к телесному наказанию розгами, без счета должен был валяться в ногах, просить пощады, а потом нюхать розгу и при всех её целовать»2.
Морщится душа от таких описаний. Невольно радуешься, что теперь былое прошло.
Может в том и секрет: кому какой опыт ближе, кому что известно о воспитании, тот так и держится с детьми? Трудно ожидать от поротого в детстве, что он своих детей бить не будет. Но, с другой стороны, помнящий свои детские обиды, вряд ли пожелает причинять страдания своему малышу.
Да, широк человек, широк и воспитатель. Далеко не всякий родитель — прирождённый педагог. И не всегда в том вина его, порой привычка и натура берут верх над личностью. Если нет доброго навыка, привитого ещё в детстве, не всякий сможет совладать с собой. Гораздо проще скользить по накатанной предками колее, жить в духе традиции, даже не самой гуманной и милосердной.
Всё равно выходит, что личный опыт у каждого свой, и не только опыт родителя, но и опыт детский и даже младенческий — все мы родом из детства.
«Величайший педагог Песталоцци учит, что младенцу, укусившему грудь матери, надо сейчас же дать хороший шлепок, дабы его, пусть и бессознательный, поступок навсегда сочетался в его памяти с последовавшим за ним болевым ощущением», — заметил как-то Николай Лесков. По воспоминаниям3 сына писателя — Андрея, большинство гостей, присутствовавших при этом, не согласились с ним.
Николай Семёнович в деле воспитательском — плоть от плоти своей суровой матери. Вот как писал о ней внук её Андрей: «За восемнадцать лет замужества Марья Петровна много рожала. Большого присмотра за детьми держать, должно быть, было некогда, да и глаз не хватало по малости дворовых. Половина ребят вымерла. Одного даже сумели как-то обварить до смерти. Дожили до полных лет шестеро — четыре сына и две дочери»4. Трудная жизнь, ничего не скажешь. Вряд ли кто из современных женщин рискнул бы на себя её примерить. А потому не нам и судить. Наше дело только глядеть, размышлять да сопереживать.
Тогда и вывод, сделанный Лесковым в «Житии одной бабы» станет нашим, вполне выстраданным: «Беда у нас родиться смирным да сиротливым, — замнут, затрут тебя, и жизни не увидишь. Беда и тому, кому Бог даёт прямую душу да горячее сердце нетерпеливое: станут такого колотить сызмальства и доколотят до гробовой доски. Прослывёшь у них грубияном да сварою, а пойдёт тебе такая жизнь, что не раз, не два и не десять раз взмолишься молитвою Иова многострадального: прибери, мол, только, Господи, с этого света белого! Семья семьёю, а мир крещёный миром, не дойдут, так доедут; не изоймут мытьём, так возьмут катаньем».
Трудно жили, грубо. И не в одной России так было, но и в Англии, в Европе... В Швеции XIX века было принято пороть даже нерадивых родителей, которые не слишком усердствуют в деле воспитания.
Читая все эти свидетельства, удивляешься: какую силищу заложил Господь в человека, в дитя человеческое. Сколько его ни треплют, ни калечат, а он на диво остаётся человеком, и человеческое в нём живёт, ищет своего и нередко находит.
__________
1. Н. С. Лесков. Житие одной бабы, 1863.
2. Там же.
3. А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова.
4. Там же.
Комментарии
Это тоже любопытно будет
Георгий, 12/11/2015 - 21:03
* Белозерский монастырь, 16 век:
«Архимандрит с братиею на соборе приговорили: старца Игнатия за то, что он пьянским обычаем старца Манасию резал ножем, смирять плетьми.
В 1582 году игумен Кирилло-Белозерского монастыря подал царю челобитную на своевольство старца Александра, который игуменов и соборных старцев лает блядиными словами, а иных старцев из собору выметал и к морю разослал, а прочую братию колет остном и бьет плетьми без нашего игуменского совета».
Суворов Н. О церковных наказаниях. Опыт изследования по церковному праву. Спб., 1876, с. 285
* «Нецыи же клеветницы, пришедше ко Ионе митрополиту, глаголаша, яко Пафнутий игумен иже в Боровце, сопротивное завещанию твоему творит в монастыре своем. Пафнутий, приведенный к митрополиту, отвечал ему негладостне и не подпадательно, яко же подобает гладостно и подпадательно к великовластным глаголати, и за то был биен жезлом и заключен в темницу».
Калачов Николай Васильевич. О значении Кормчей в системе древнего русского права // Чтения, издаваемые Имп. обществом истории и древностей российских при Моск. университете, 1847 г. №№3-4, М., 1850.
* Лаврентиевская летопись под 6677 годом :
«В тоже лето чудо сотвори Бог: злого и пронырливого и гордого льстеца, ложного владыку Феодорца из Владимира изверже из земли ростовския… Много пострадаша человецы от него. Не токмо простецам, но и монахам игумнам и иереям безмилостив сый мучитель, человеком головы порезывая и бороды, иным же очи выжигая и язык урезая, а иных распиная по стене и муча немилостивне, хотя исхитити от всех имение. Посла же его князь Андрей (Боголюбский) к митрополиту в Киев, митрополит же Константин повеле ему язык урезати, яко злодею и еретику, и руку правую отъяти и очи ему выпяти».
Речь идет о Феодоре II (по некоторым рукописям — Феодал, Федорцо, Белый клобучек, Феодорец-Калугер) — епископ
Ростовский, Суздальский и Владимирский.
За 2 года до этого игумен Феодор принес Кпльскому патриарху богатые дары и просил поставить его епископом Ростовским, говоря, что там якобы нет епископа, а в России некому поставлять во епископы, так как в Киеве нет митрополита. Патриарх внял его мольбе, и 16 июня 1170 года Феодор был хиротонисан во епископа Ростовского.
Стоит обратить внимание на то, что суд митрополита не ограничился церковными наказаниями.
Жутковатые истории.
Татьяна Тимошевская, 17/10/2015 - 21:34
Жутковатые истории. Согласна, иной ребёнок и слово строгое поймёт, а иному и розги мало. Знаю, что любовью воспитание будет лучше, но не слепой любовью, а разумной. Наказание от родителя без злобы сердечной будет воспринято ребёнком правильно, даже если при этом он будет лишён каких-то житейских радостей. А вот со злобой - долго остаётся в детском сердце, как глубокая обида. Эту обиду он может пронести через всю жизнь. Иногда вспоминаю некоторые свои воспитательные приёмы, становится стыдно. Но это с высоты прожитых лет.
СпасиБо, Светочка, за интересную работу.
Наткнулась
Светлана Коппел-Ковтун, 17/10/2015 - 22:47
Наткнулась на такие россыпи, что захотелось вытащить их для всех. Любопытно и, мне кажется, полезно.
СпасиБо, Танечка!
Наказание безумца погубит все
Протоиерей Пётр Винник, 17/10/2015 - 21:17
Наказание безумца тщетно, наказание по любви не останется без ответа.
Да, всё так.
Светлана Коппел-Ковтун, 17/10/2015 - 22:38
Да, всё так. И важно, чтобы само наказание не было безумным.
Спасибо, о, Пётр!
В этой финальной фразе - все
Монахиня Евфимия Пащенко, 17/10/2015 - 20:26
В этой гениальной финальной фразе - все. Действительно, какой силой наделен человек, что дает он и образцы невероятной жестокости, и примеры величайшего милосердия.
А Лесков прошел великую школу жизни. Оттого-то его произведения так честны, до нелицеприятия.
Или горько смешны. Как знаменитый "Грабеж". Боялся вора, ан сам и украл!
Полезно перечитывать классику!
СпасиБо
Светлана Коппел-Ковтун, 17/10/2015 - 20:45
СпасиБо, матушка!
Картинка не менее страшна
Монахиня Евфимия Пащенко, 18/10/2015 - 09:16
Вам спасибо, уважаемая Светлана Анатольевна!
Сейчас буду житие писать...ох, опять "проблемное".
Попутно читаю (впервые в жизни) роман Жорж Санд "Мопра". Наивная по нынешним временам, но умная вещь. Вы Лескова, я - Санд...кто что читает.
Кстати, картинка замечательно выбрала. Учительница (видно) строгая и исполняет долг. А вот ученики...это пострашнее - с любопытством смотрят, что будет дальше. Для них порка однокашника - занятное зрелище...