1
Давно это было. Жили в одной деревне, только на разных её концах, два брата: Добрый и Злой. Братья они были родные, да привычки имели слишком разные. А привычка — это второй характер, который с годами становится даже первым, основным.
Так вот, один брат был скромным и даже стеснительным: он всегда скрывал свои добрые поступки; а другой, наоборот, любил славу и непременно хотел выглядеть перед людьми добрым, а потому всё недоброе, что было в нём, старательно прятал. Так и жили.
Бывало, совершит первый брат что-нибудь хорошее да и убежит, чтоб его никто не видел. А пока домой доберётся, в кармане у него гладкий белый камушек появится — и аж светится изнутри, сияет. Добрый брат спрячет его в большой кувшин да в погреб, от людских и своих глаз подальше. А если случалось ему совершить что не очень складное да ладное, то в кармашке у него чёрный камушек появлялся: такой же гладкий, только светящийся тьмою, поглощающий свет вокруг себя. Неприятный, конечно, камушек. Но добрый брат его не прятал, а клал возле себя на столе и размышлял, кому это он досадил. Если шёл он работать во двор или в огород, то брал камушек с собой, чтобы и там он на виду был до тех самых пор, пока не поймёт, в чём погрешил и перед кем. А как только поймёт, так мигом бежит исправлять свою оплошность, и чёрный камень сам собою исчезал.
Злой брат поступал иначе. Появлявшиеся у него чёрные камни он тщательно прятал в погребе, а белые камушки выкладывал на столе в саду, чтобы заходившие гости могли их как бы случайно увидеть, расспросить о них и другим затем рассказать.
Камушки те были материнским благословением. Оставляя сыновей одних в целом свете, умирающая мать вымолила у Бога такое чудо, чтобы каждый из них всегда знал, добрым или злым путём идёт по жизни.
Злой брат не раз проклинал мать за такое благословение, которое мешало ему спокойно жить и заставляло тщательно скрывать свои душевные хвори. Добрый же брат был совершенно равнодушен к людской молве, его волновала лишь собственная совесть, сохранять которую в чистоте помогал материнский дар. Потому Добрый всегда благодарил мать за чудесный подарок.
С каждым днём Добрый становился всё добрее, потому что в погребе у него собирались всё новые и новые белые камушки. А Злой, наоборот, становился всё злее, хотя люди принимали его за доброго. И настал для обоих братьев роковой день, после которого все забыли их имена, и стали звать просто: Добрый и Злой.
Положил в свой кувшин добрый брат последний белый камушек, и поднялась на месте его дома большая гора из сверкающих белых камней, так что дом его оказался стоящим на самой её вершине. И каждому, кто приближался к той горе, становилось на душе светло и радостно.
Положил и злой брат последний камушек в свой тайный кувшин. И на месте его дома поднялась огромная гора из мрака и пепла, так что его избушка оказалась на самой вершине чёрной горы. И у каждого, кто к ней приближался, становилось мрачно и тоскливо на сердце.
Разделили братья и жителей деревни: одни решили сообщаться с Добрым, другие — со Злым, одни стали селиться поближе к белой горе, другие — поближе к чёрной. А вскоре образовалось две новые деревни, которые так и звались: Белая Гора и Чёрная Гора.
2
Много лет жили люди на Белой Горе богато и счастливо. Все они были добры и трудолюбивы, землю заселяли щедрую, урожаи снимали хорошие. А какие песни петь умели! Какие сказки своим детям рассказывали!
В общем, светилась та гора счастьем всем на зависть. Особенно жители Чёрной Горы скрежетали зубами, наблюдая сияние Белой Горы.
Пришёл как-то к белогорцам странный человек: росту он был очень маленького, зато на голове своей носил большую-пребольшую чёрную шапку. Хотел странный человек поселиться на Белой Горе и пришёл за разрешением к Доброму, старейшине белогорцев. А тот не зря Добрым наречён — разрешил, конечно.
Не знал никто, что странный человек был самым младшим сыном Злого. Росту он был маленького, потому что весь род его год от года всё мельчал и мельчал, в то время как сыновья Доброго становились настоящими богатырями. Вот и послал Злой младшего сына разузнать, в чём секрет белогорского счастья да успеха.
Поначалу странный человек старался подражать жизни местных жителей, но со временем природа его взяла верх. Начал сеять он в сердцах белогорцев сомнение в том, что Добрый действительно добр. Затем стал плести сети интриг, чтобы выставить Доброго в недобром свете. И нашлись ведь поверившие, нашлись усомнившиеся, нашлись и предавшие.
Вот уж многие из белогорцев отвернулись от Доброго. И что его сила против злых сердец да языков? Она умеет увлечь за собой на добро, но совершенно беспомощна перед направленным на него злом. А лукавое сердце маленького человека ни перед чем не останавливалось: ни перед ложью, ни перед насилием.
И заметил Добрый, что гора его становится тусклой и в размерах уменьшается, в то время как большая чёрная шапка маленького человека становится всё больше. Загрустил, запечалился Добрый: понял, что злится на злодея, разрушившего мир его селения, и оттого добро его тускнеет.
А тут ещё беда пришла: направляемые странным человеком белогорцы бунт подняли и дом Доброго подожгли. Пожар в доме он потушил, но не смог загасить разгулявшееся в душе пламя ярости. Не мог понять он, как поднялась рука на него у тех, кого он так щедро одаривал от сокровищ своих, кому служил даром своим. Не мог понять он глупости людской, которая пошла за хитрецом и подлецом, и причиняет вред себе самой. Не мог понять он тех, что своей горы не имеют, а потому живут лишь чужим умом и ведомы чужою силою.
Вот избрали белогорцы старейшиной странного маленького человека за то, что шапка его выросла до самых небес, а Доброго изгнали. Белая гора становилась всё меньше, большая чёрная шапка маленького человека становилась всё больше. И вскоре она полностью поглотила Белую Гору со всеми её жителями.
А Добрый, потеряв всё, что имел, долго страдал. Он никак не мог смириться, не мог понять предавших его белогорцев. И не о себе скорбел он, но о тех, кто не был верен добродетели, кто предал себя больше, чем его.
Со временем Добрый сделался бродячим певцом и ходил по всей округе, и пел только одну песню про сиявшую когда-то Белую Гору, которую поглотила большая чёрная шапка маленького человека.
Рис. Тамары Твердохлеб
Комментарии
И сказал им притчу
Светлана Коппел-Ковтун, 01/12/2013 - 14:05
Подумалось: под житницами можно понимать не только материальные блага, но и всё наше душевное и даже духовное, субкультурное.
Очень благодарна
Наталия, 09/04/2013 - 17:39
Светлана, своей сказкой-притчей вы натолкнули меня на мысль, как помочь детям (и не только детям...) вечерами анализировать прошедший день. Зарисовывать камешки, делая вывод, у кого и за что попросить прощение, как исправить ситуацию и,... в чем каяться... (как подготовка к исповеди)... Спасибо большое.
Только вот, неужели человек со своей песней остался один среди мира, поглощенного черной шапкой маленького странного человека?..
Я помню, как в детстве переживала, когда сказка заканчивалась на печальной ноте...
Если вы не будете против, то для своих воспитанников мне увиделось такое продолжение:
..."К песне Доброго присоединилось достаточное количество единомышленников. И образовался Большой Белый Камень. Он был очень прочным и ничто не могло нарушить Его равновесия. Этот Камень-Горка был чистым и ярким, заливал Светом все вокруг. Его Сияние безграничной любовью поглотило всю тьму, находящуюся на поверхности. А те злые, которые не смогли переродиться, стали совсем малюсенькими и ушли под землю навсегда. Больше не получалось у них "подпитывать" свою черную шапку, потому что не смогли со своим коварством даже подойти к сердцу, которого коснулся Сияющий Лучик."
СпасиБо, Наталия
Светлана Коппел-Ковтун, 09/04/2013 - 17:54
СпасиБо, Наталия, за отзыв. Рада быть полезной
Со своими детками, конечно, можно додумывать, дописывать, прибавлять - вам виднее, что им нужно.
Но это будет неправдой, не забывайте об этом сами. Рай на земле - невозможен! Не зря же Церковь ересью признала хилиазм (вера в торжество добра и Христово царстие на земле).
Исторически Христианство проиграет Антихристу. Таков общий выбор человеков. Именно выбор!
Ваш вариант:
Этот камень - Христос, но Он отвергнут большинством людей. В конце мира восторжествует Антихрист, а не Христос.
Эта сказка из тех, что называют экзистенциальными, а я бы сказала - посюсторонними. Царствие небесное на земле не восторжествует. Второе пришествие Христа произойдёт за рамками человеческой истории. Это дело - Божее, а не человеческое.
А печальный конец - это вовсе неплохо. Неудовлетворенность ситуацией может быть хорошим толчком жить иначе, чтобы было по-другому. Таким образом позитив как бы должен перенестись внутрь человека, стать намерением помочь Добру быть в этом страшном мире.
Мне кажется, что воспитывать детей не значит внушать им ложные идеи. Совсем наоборот: дети должны понимать как устроен этот мир. Иначе почему мы читаем им о мучениках, пострадавших за Христа? Не стоит рассказывать и о мучениках, если мир так прекрасен и все вокруг такие добрые.
Нет, мир страшен, и сила Христова - вовсе не сила мира сего. Царствие небесное внутрь нас есть, а не вовне.
Но возраст детей, особенности психики и прочие моменты надо учитывать воспитателям, родителям - это само собой разумеется.
Помощи Божией Вам!
Многомерное содержание. И
Алла Немцова, 22/11/2011 - 00:29
Многомерное содержание. И есть, о чем поговорить. Светлана, последняя фраза - это такое многоточие, некое авторское "задание" читателю подумать о судьбе героя? Ведь, если Добрый теряет всё, становится странником, слагает песню, предполагается, что на пути его встретятся те, кто эту песню услышит и поймет. И тогда... всё опять повторится сначала?
Сложный вопрос
Светлана Коппел-Ковтун, 22/11/2011 - 00:50
Как правило, да. Потому и Христос распят. И услышат песню только некоторые, кто как бы готов к её восприятию-пониманию. Задача певца - спасти пониманием "избранных", т.е. тех, кто открыл своё сердце и жаждет понимания. А может кто окажется предупрежденным и потому легче перенесет эту горькую правду, когда она придет в жизнь непосредственно.
А ещё "Круговая порука любви" может отодвинуть сроки нового, очередного проигрыша, которым нет конца. Петь - полезно, когда ничего нельзя остановить или в корне изменить.
Последнее средство
Алла Немцова, 22/11/2011 - 16:44
Не только полезно, но и необходимо. Наверное, песня - единственное и последнее средство не дать герою впасть в уныние и проиграть окончательно. Что вселяет некоторый оптимизм в душу читателя.
СпасиБо большое, Светлана!
Песня - это способ...
Светлана Коппел-Ковтун, 22/11/2011 - 18:47
Да, песня (мы говорим о настоящей песне, которая есть звучащая суть вещей, мира) - это способ участия в гармонизации мира и своеобразный путь к целостности. Песня дарит надежду на исцеление и не дает клетке-ловушке захлопнуться, не дает застрять бессмертной душе в клетке ситуативного зла.
СпасиБо, Алла
Правильная сказка
Николай, 15/07/2011 - 02:15
Всегда так было, создатели черных гор нападали на создателей белых гор. И всегда для своих грязных целей они использовали люмпенов. Они легко управляемы, неустойчивы именно потому, что не создали своей горы, ни черной, ни белой. Последний раз мы наблюдали это безобразие в1917 году. Далеко ли до новых потрясений? Вряд ли.
Экзистенциальные сказки
Лев, 05/04/2011 - 17:01
Экзистенциальные сказки у Вас, Светлана. Они открывают скрытные от глаз обычного человека бытийные основы нашего существования, причем именно современного. Всегда открываю в них что-то новое для себя.
Да, экзистенциальные
Светлана Коппел-Ковтун, 05/04/2011 - 23:09
Да, экзистенциальные сказки о главном - мне уже когда-то говорили или писали об этом, и я, в принципе, согласна.
СпасиБо за внимание!
Маленькая правка
Светлана Коппел-Ковтун, 02/04/2011 - 20:34
Я поняла, чего недостает в тексте. Предпоследний абзац немного изменила. Так понятнее моя мысль, по-моему. Может быть еще будут правки, но пока - всё.
Апокалиптическая сказка
Александр, 29/03/2011 - 13:10
Апокалиптическая сказка. Чёрная шляпа поглотила людей и поработила их сознание точно так же как придет Антихрист и поработит сознание людей, и дана будет ему власть даже над святыми. А виной всему люди, которые не удосужились созданием собственной Белой Горы, зато осудили и предали невинного. И оказались под колпаком у зла. Страшная история и правдивая, слишком правдивая.
Под колпаком у зла
Светлана Коппел-Ковтун, 29/03/2011 - 15:06
легко оказываются именно люди неосновательные, легковесные и легковерные - всё правильно. И Антихриста люди сами пригласят своим личным выбором, как и жители Белой Горы. Именно так!
СпасиБо Вам!
Камушки
Инна Сапега, 28/03/2011 - 23:06
Спасибо, Светлана. Прочитала вашу сказку-притчу и думу думаю. Куда же делось материнское благословение на Белой Горе? Добрый ведь, не простив людей, должен был получить темный камешек и задуматься...или нет? а может он именно поэтому и музыкантом стал?
Он слишком любит добродетель
Светлана Коппел-Ковтун, 28/03/2011 - 23:19
Он слишком любит добродетель и не может понять добрых, как он думал, людей, выбравших, принявших, согласившихся на злодейство. Он не может смириться с таким человеком в принципе и хочет его просветить, научить, предупредить своей песней.
Благословение в том, что он не пошел в тёмные, не умер, не окаменел - он продолжает свой путь. Это подвиг в его обстоятельствах! И проявление силы! Но он - не картинка из учебника, он - живой человек, если и падающий, то головой ко Христу. Он нашёл силы идти дальше, пройдя через предательство, он - не отвернулся от людей - а мог бы...
Человек имеет право страдать от того, от чего страдает мой герой. Я бы ему камень чёрный не давала. Ну, и созданием горы закончилась эпоха камушков, произошел переход количества в качество. Камушки появятся разве в том случае, когда будет возврат к прежнему состоянию. А так, необходимости в камушках больше нет.
Но, спасиБо за вопрос. Буду думать. Хотя вряд ли найду ответ....
Хорошо! Благодарю за песьню
Инна Сапега, 28/03/2011 - 23:28
Хорошо! Благодарю за песьню Вашу
СпасиБо за отзывчивость!
Светлана Коппел-Ковтун, 28/03/2011 - 23:32
И внимание...
Беседа что надо
Катастрофа была предрешена
Марина Алёшина, 28/03/2011 - 21:43
Что ж, мне показалось - гора и должна была рухнуть. Добро оказалось мнимым, не проверенным умением прощать. Без прочного основания, без фундамента, который, по слову Отцов - ближний.
Жаль только: поверхностность, немощь Доброго обнаружилась в самом конце. А хотелось бы хоть малого намека в начале. Или я этот намёк проглядела?
Благодарю за разговор!
Слишком суровый приговор
Светлана Коппел-Ковтун, 28/03/2011 - 22:20
Мне он кажется чрезмерно жестоким, Мариша. Для меня в принципе неприемлем такой взгляд на ближнего, оказавшегося в беде. Неправильная нота, на мой взгляд - в корне неправильная.
И почему гора должна была рухнуть? Очень интересно было бы узнать твоё мнение.
Может быть, я непонятно
Марина Алёшина, 28/03/2011 - 22:49
Может быть, я непонятно выразилась.
Мне показалось серьезным то, что он не сумел простить. Не сумел после столького добра - вот что печально. Cложить ту гору без прощения и терпения он бы не смог, а потом попал в эту сеть.
Его я не виню, конечно: в человеческом сердце есть такие глубокие бездны, не знаешь, что вытворишь в следующий миг. Просто как только прозвучало, что он злится, я поняла, что гора уйдет. Причина и следствие. Он просто не сумел, не выдержал.
Вот, примерно так
Страницы