Вы здесь

Туве Янссон: Муми-мама (Оливер Вайс)

Туве Янссон и Муми-тролли

Однажды в Риме, в начале лета, мне в руки попала итальянская переводная книжка в мягкой обложке. Это была «Magia d'inverno» («Зимнее волшебство») Туве Янссон. Эту книгу я тогда еще не читал, но что странно — хотя я не понимал почти ни слова, мне не понадобилось словаря. Я знаю Туве Янссон. Я знаю, как она пишет, ее рисунки. Я знаю ее мир. Более двадцати лет Туве Янссон придумывала истории про приключения муми-троллей, семейство скандинавских троллей, которые, к счастью, выглядят вовсе не так, как обычно представляют себе люди, и по виду больше всего похожи на бегемотиков.

Маленький Муми-тролль и его подружка фроляйн Снорк; Муми-мама и Муми-папа; вечный бродяга Снусмумрик и маленький Снифф, мечтающий о великом сокровище; неутомимая Туу-тики, Крошка Мю и рассеянный Хемуль; ледяная Морра и жутковатые хатифнатты; невообразимые шутники, любимые нами волшебные создания, с чудесным и одновременно непонятным мировоззрением — нечто среднее между буржуа и богемой. Живёт семейство муми-троллей в своем приятно-деревянном домике с верандой и островерхой крышей в Муми-Далене, которая простирается среди густых лесов от Одиноких Гор до Открытого Моря.

В невероятной стране происходит множество приключений с кометами, Великими Наводнениями, шляпами Волшебников и маяками.

Дети способны существовать одновременно в нескольких мирах, даже в выдуманных — до тех пор, пока в них верят. Для меня мир Муми-троллей стал отдельным, самостоятельным миром, одним из моих собственных миров, тем близким миром, который я любил.

Истории Туве Янссон одновременно и выдуманные, и настоящие, наигранные и честные, исполненные любви и печали. Вместе с иллюстрациями они стали тем самым замечательным, что когда-нибудь удавалось создать детской литературе. В картинках — словесных и нарисованных — укрылась человечность и близость к природе, заложенная в описаниях персонажей, ландшафтов, морского берега и погоды.

Туве Янссон родилась в Хельсинки, в шведскоговорящей семье. Отец ее был скульптором, мама — иллюстратором. Училась она в художественном училище в Стокгольме и в Хельсинки; а потом и в Париже и Риме.

Одновременно с экспериментальными работами в предметной и абстрактной живописи, которые она подписывала только своим именем, для сатирического журнала «Гарм» она делала иллюстрации, карикатуры и титульные листы в туши и акварели. Именно в этом журнале в 1943 году в качестве авторского знака,клейма Янссон впервые появится фигурка муми-тролля. В это же время к ее первым наградам и выставкам появляются первые коротенькие истории на шведском.

После огромного успеха ее первой книги каждое лето более двадцати лет подряд она работает в крохотном домике на пустынном острове в бурном море недалеко от Хельсинки.

Как человек, перешедший границу между изобразительным и литературным искусством, она раскрывается с самых разных сторон, ей с одинаковой естественностью даются как графические работы и полоски комиксов, так и пейзажи и романы. Только к старости она посвятит себя исключительно литературе.

В конце сороковых она полностью изменила мир детских книг в Европе, в особенности в отношении тех сказок, которые под влиянием «бессмысленных» английских стихов, изгоняли из своих пределов указующий перст морализаторства и с легкостью пересекали границы фантазии и сюрреализма. Самая первая история про муми-троллей, 1945 года, Smatrollen och den stora oversvamningen, — честная попытка Туве сделать первую детскую книжку с современными картинками. Хотя в отношении языка и рисунков она не слишком удалась, в ней уже намечена основа для следующей, вышедшей лишь годом позже книги. В Kometjakten, первой «настоящей» книги про муми-троллей талант рисовальщицы впервые входит в гармонию с мастерством рассказчицы. Доставляет удовольствие видеть, как она освобождается от оков морализирующей литературы, как в ее образах появляются намеки на абсурд, смешанный с юмором, терпимостью, как соединяется готовность к уступкам с максимально возможной свободой. Тревожные предзнаменования предвещают появление кометы с длинным хвостом, которая должна упасть на землю. Чтобы понять, что происходит, Муми-тролль с друзьями отправляется в опасное путешествие в обсерваторию на Одинокой Горе. После этого они сразу возвращаются домой, чтобы предупредить остальных, но катастрофы не происходит, комета на самую малость промахивается.

В следующих книгах тоже есть приключенческое обрамление — там Муми-тролль (или молодой Муми-папа) отправляется на поиски самого себя, чтобы в конце, после столкновения с опасностями мира вырасти настолько, чтобы вернуться домой, в Муми-Дален.

Да сами названия заранее предвещают интереснейшие события. В Trollkarlensrlens hatt («Шляпа волшебника», 1948) семейство находит цилиндр могущественного волшебника. Muminpappans bravader («Похождения Муми-папы», 1950) проливает свет на молодые годы отца семейста. В Farligmidsommar («Опасное лето», 1954) Муми-дален переживает страшное наводнение, во время которого семейство разделяется и дети оказываются сами по себе, а взрослые находят спасение на проплывающем мимо театре. Не в последнюю очередь переводчики привили представление, что книжки о Муми-троллях — всего лишь сказки про приключения в чудесном мире, где нет ни следа от реальности и добро всегда побеждает зло. На самом деле, все наоборот: на первый взгляд вневременные истории в действительности поднимают очень важные социологические психограммы послевоенного времени, в них есть и атомные бомбы и вдруг возникшая опасность всеобщего уничтожения.

Как несущие угрозу жизни Комета и Наводнение, так и стремление семейства Муми-троллей разрушить излишнюю идилличность Муми-далена — это метафоры, через внешние обстоятельства приоткрывающие страх бытия и иррациональное безумие мира. В современной мифологии реальность проскальзывает через заднюю дверь.

По-детски наивный мир муми-троллей изменяется вместе с самой Туве, — и вместе с литературным постмодерном. Все больше и больше взрослого проникает в ее работы, интуиция освобождает место для «славного» реализма.

Когда читаешь книги Янссон, кажется, что она, если бы смогла, с радостью сбежала бы от собственного накопленного опыта в детство. Жизнь, говоря прямо и честно, возможна только в реальности, как это представлено в языке и картинках во время перехода из одного в другой мир потеря интуитивного чувства волшебного в жизни неизбежна.

Если в первых книгах о Муми-троллях речь идет по большей части о внешнем воздействии, Trollvinter («Зима в Муми-Далене», 1957) сконцентрирована почти исключительно на чувствах и психологических структурах подрастающих детей в мире, который становится все более и более реальным. Когда Муми-тролль первым проснулся после зимнего сна, страх перед темнотой лишает его доверия к Долине, в которой всепоглощающая белизна заглушила все привычные шорохи. Впервые чувствует он Холод и Страх перед неизвестным, который ему предстоит преодолеть в одиночку. Не все заканчивается хорошо, ему предстоит научиться жить со своими страхами и сомнениями. Путешествие к неизвестному приводит его ко взрослению. Конец истории известен заранее: когда он находит под снегом любопытный крокус, и когда фроляйн Снорк хочет накрыть его стаканом, чтобы он не замерз ночью, Муми-тролль говорит: «Оставь его, пусть растет где хочет. Мне кажется, ему даже будет лучше, если он встретится с кое-каким трудностями».

Недовольный своей жизнью и охваченный еретическими мыслями, что настоящая жизнь находится где-то за пределами Муми-Далена, Муми-папа берет семью и в поисках всеобщего мирового порядка отправляется на одинокий остров, чтобы там начать все заново (Pappan ochchhavet). Муми-мама отдаляется от домашних, открывает творческие стороны своей натуры и с головой уходит в воображаемый мир картинок, нарисованных на кухонной стене. Она нашла счастье.

А Муми-папа еще должен трезво осознать, что перемена мест и приключения не способны изменить суть человека — от нее скрыться невозможно, потому что именно через внешние обстоятельства она и проявляется. Поиски самого себя — одновременно и цель, и средство, возможное только если ты при любых условиях принимаешь участие в жизни. Муми-папа слишком много места отводит вопросу устройства мира, зато почти не обращает внимание на свою собственную жизнь.

Внезапная догадка о том, что путешествие было предпринято именно ради этого открытия, отражена в последнем предложении, когда после нескольких безуспешных попыток наконец удалось справиться с маяком: «Горел сигнальный маяк».

В последней книге — Sent i november («В конце ноября») 1970 года Туве окончательно прощается с Муми-Даленом. Предлогом вообще написать эту книгу стало для Туве то, что семейство в ней упоминается только мимоходом. Без Муми-троллей Долина кажется холодной и пустой, истории в конце концов выросли.

В 1968 году Туве дорабатывает и тексты, и картинки двух ранних книг про муми-троллей (Kometjakten и Muminpappansbravader. Старый и новый варианты различаются как черно-белый карандашный рисунок от акварели, а прежние образы муми-троллей переходят в стилистическом отношении на другой уровень.

С каждой книгой о муми-троллях Туве удаляется от детей все дальше и по тематике, и по способу выражения. Переход от детских книг ко взрослым романам начался задолго до того, как в семидесятые Туве взяла в руки карандаш.

Публикуется с незначительными сокращениями
tove-jansson.ru

 

Муми-тролли. Рисунки Туве Янссон
Муми-тролли. Рисунки Туве Янссон
Муми-тролли. Рисунки Туве Янссон
Муми-тролли. Рисунки Туве Янссон