СКАЗКА ИЗ ЦИКЛА «ДОРОГА НА ВОСТОК»
Пройдут сквозь тесные врата
Лишь те, чья совесть так чиста,
Как райской лилии цветок.
Врата открыты на восток.
Жили-были родители и двое детей – самая обычная семья, каких много на свете. Жили, может, не лучше, но и не хуже других. Мама работала врачом, лечила людей; отец служил в банке, занимался кредитованием малого и среднего бизнеса. Профессии родителей имеют большое распространение среди людей, поэтому не стоит удивляться, что дети собирались пойти по их стопам: девочка хотела стать врачом, а мальчик – банковским служащим. Все четверо славно жили в большом городе; заработка родителей вполне хватало, чтобы существовать безбедно, воспитывать и учить детей.
С начала осени до конца весны родители прилежно работали, а дети кропотливо осваивали те науки и дисциплины, которые им преподавали в колледже. Летом наступала пора отдыха, и обычно все отдыхали вместе. А в этом году папа и мама решили отправить ребят в десятидневный морской круиз, о чем те просили уже давно. Родители проводили детей до морского порта, посадили на корабль, попрощались с ними и вернулись домой. Корабль отправился в путь, и ничто не предвещало беды: море манило синевой, небо дышало спокойствием, солнце сияло, а свежий ветерок разгонял стайки пушистых облачков.
Как интересно жить на свете, как приятно отдыхать на воде!
Триста человек на корабле предвкушали радость от путешествия, особенно радовались детишки. Но ждала их не радость: на второй день небо нахмурилось, а на третий – налетела внезапная буря, закружила массивный корабль как спичечный коробок. Экипаж все-таки успел передать на материк сигнал опасности, но помощь не подоспела вовремя: в течение получаса корабль затянуло в морскую пучину. Высланные тотчас же спасательные вертолеты не могли быстро пробиться сквозь шторм, а некоторое время спустя уже было поздно. Когда буря прошла, спасателям не удалось обнаружить в водовороте ни одного человека: лишь обломки судна и пустые шлюпки остались свидетелями и доказательствами недавней трагедии.
Не хотелось верить в случившееся, но...
Те дети, о которых идет речь, погибли вместе со всеми; они даже и испугаться не успели, как их смыло с палубы ураганной волной.
Над ними зажглись две серебристые звезды,
появились два сребристых Ангела
и отнесли их прямо в Царство к Создателю.
Дети оказались на сребристой полянке, усыпанной светлыми серебристыми цветами и окруженной такими же сверкающими деревьями. Ангелы указали им тропинку, и дети медленно направились по ней, приходя в удивление от всего, чего никогда в жизни не видели. Это и немудрено: в жизни ничего подобного встретиться не могло. Тропинка привела их к высокому трону, от которого исходило сребристое сияние. В тот же миг глазам их стало доступно то, о чем и мечтать не могли раньше: на троне сидел прекрасный, как сам свет, Создатель света и всего живого и неживого.
– Подойдите поближе, – сказал Он, вставая с трона и спускаясь к ним. Дети послушно подошли – и ощутили тепло и радость, не ведомые им прежде. – Следуйте за Мной. Ваша земная жизнь закончилась, и теперь вас ждут последние испытания, а за ними – Мой сад, где будете пребывать до тех пор, пока Я не распоряжусь вами по-иному. Для вас это означает – «вечно».
Создатель, окруженный дивными и прекрасными крылатыми существами, повел их по широкой серебристой дороге. Некоторые чудесные создания из Его свиты пели чарующими голосами, а другие аккомпанировали им на невидимых музыкальных инструментах. Нежные мелодии сменяли одна другую, и хотелось, чтобы музыка и пение не заканчивались никогда. Необыкновенно красивые цветы и растения с обочины дороги вторили голосам Ангелов, раскачиваясь в такт музыке и расточая тончайшие ароматы и благоухания.
Дети переглядывались и восхищено молчали.
– Что это? – только и вымолвили они, когда их путь преградили высокие, довольно просторные ворота, увитые душистыми розами.
Создатель и Его свита остановились.
– Врата, через которые вам надо пройти, чтобы попасть в Мой сад.
– А это не страшно? – спросил мальчик.
– Кому как, – ответил Создатель. – Вас привела к этим вратам ваша земная жизнь, и осталось пройти только некоторые испытания. Ворота устроены так, что полностью соответствуют характеру испытаний. В жизни все зависело от вас, а теперь – от них. Оставляю вас и удаляюсь, у Меня есть другие дела.
– О, Создатель великолепный! – воскликнула девочка, поймав взгляд брата. – Прошу Тебя, снизойди до нас, выслушай нашу просьбу. Мы, конечно, благодарим Тебя за Твои милости, и врата Твои чудесны! Но там, на Земле, у нас остались родители, которых мы очень любим. У Тебя здесь все так прекрасно, что о земном и жалеть нечего. А мы... Стоит только представить, как плачут и горюют наши папа с мамой, так сразу горько становится. Поэтому позволь нам…
– Поэтому позволь нам вернуться обратно на какое-то время, – подхватил брат, – чтобы попрощаться с родителями или утешить их, подготовить к неминуемой разлуке с нами. Очень просим Тебя! А мы… мы запомним эти врата и будем жить, представляя те испытания, которые неминуемо встретят нас в Твоих чертогах.
Создатель снисходительно посмотрел на детей, пожалел их родителей и сказал:
– Хорошо, будь по-вашему. Испытания от вас никуда не уйдут. Ваши отец и мать со вчерашнего дня оплакивают вас, рыдают и горюют, но сегодня вы уже будете вместе с ними. В Моей воле сделать так, чтобы вы забыли все, что здесь увидели и узнали, а в вашей – выполнить то, что обещали Мне. Благословение Мое да будет с вами!
Создатель зажег над детьми две серебристые звезды; два сребристых Ангела подставили им свои крылья, отнесли их на заброшенный остров посреди моря и оставили спящими на каменистом берегу. Вскоре над островом появился вертолет спасательной службы. Как же сразу-то не заметили?! На материк передали, что двое из пропавших в морской пучине отыскались. К вечеру детей доставили в большой город – и нужно ли описывать радость встречи с родителями?
Все четверо были вне себя от счастья! Еще бы – не быть…
Всех четверых, едва они пережили радость встречи, принялись непрестанно показывать по разным телеканалам, их портреты не сходили со страниц газет и журналов, их счастливые лица мелькали в рекламных проспектах. Молва о чудесном спасении детей дошла до всех уголков мира и долго еще продолжалась в рассказах и пересудах людей. Наконец суета вокруг спасения прошла, газетная и телевизионная трескотня утихла, шумиха улеглась, и семью предоставили самой себе.
Прошло лето, начался новый трудовой год у родителей, новый учебный год – у детей. Дальше ничего особенного не происходило.
Только неприятный осадок от того круиза остался навсегда.
Прошел год и еще один год.
Все следовало как обычно, и казалось, что так и будет продолжаться. Но вот однажды, когда родители ехали на машине в соседний город по очень важным делам, отец превысил дозволенную скорость. Машина потеряла управление на резком повороте шоссе и... покореженная и разбитая, с вывернутыми дверцами, она уже дымилась внизу, в двадцати метрах от ограждения дороги, а неподвижные, изувеченные тела мужчины и женщины, вывалившиеся из машины, лежали рядом…
Над ними зажглись две золотистые звезды,
появились два золотистых Ангела
и отнесли их прямо в Царство к Создателю.
Родители огляделись и увидели, что они находятся на золотистой полянке с золотистыми цветами и такими же ослепительно сверкающими деревьями по краям. Ангелы указали им тропинку, и родители пошли по ней, повторяя недавний путь своих детей, но не догадываясь об этом. Так же они подошли к высокому сияющему золотистому трону, на котором восседал Создатель света и всего живого и неживого.
– Подойдите поближе, – сказал Он, вставая с трона и спускаясь к ним. Мужчина и женщина подошли, ощущая освобождение от боли, испытанной в жизни. – Ваша земная жизнь закончилась, и осталось пройти последнее испытание. Следуйте за Мной, не отставайте.
Создатель в окружении дивных Ангелов и других прекрасных небесных созданий повел их по золотистой дороге. Изумительное пение этих созданий, ароматы цветов и других диковинных растений сопровождали людей до тех пор, пока те не оказались перед неожиданным препятствием, выросшим на пути.
– Что это? – спросили они, с удивлением рассматривая высокие, но неширокие ворота, которые оплел отцветший невзрачный шиповник.
– Это – врата, через которые надо пройти, чтобы попасть в Мой сад, где будете пребывать до тех пор, пока Я не распоряжусь вами по Своему усмотрению. Оставляю вас обоих перед вратами, дабы вы прошли все испытания, которые заслужили. Когда попадете в Мой сад, будете пребывать там столько, что вашими словами это называется – «вечно».
– Вечно? – мужчина и женщина, слегка одурманенные пением и ароматами, с трепетом смотрели на Создателя. – Вечно… Нет, прости нас, наш Господь и Создатель, не откажи нам в просьбе! – произнесли оба почти в один голос. – Здесь великолепно, а врата Твои, которые ждут нас... Мы все поняли, только... Мы оставили дома двоих детей, которые просто пропадут без нас. Тебе ведомо, что кроме родителей у них никого не осталось. Там, на Земле, без нас некому будет о них позаботиться. Разреши нам хоть ненадолго вернуться обратно, вырастить детей, дождаться, пока они получат образование. Мы даем Тебе обещание запомнить эти врата и постараемся в жизни не допускать ошибок и грехов, чтобы смягчить те испытания, которые ждут нас в Твоих чертогах. Все в Твоей воле, не откажи нам!
Создатель снисходительно посмотрел на родителей, пожалел их детей и ответил:
– Так и быть. Вашим детям уже сообщили, что вы попали в автокатастрофу, но в каком вы состоянии, они пока не знают. В Моей воле сделать так, чтобы вы забыли все, что здесь увидели и узнали, а в вашей – выполнить все то, что обещали. Сегодня же вы окажетесь там, где дети смогут вас найти завтра. Благословение Мое да будет с вами!
Создатель зажег над мужчиной и женщиной две золотистые звезды; два золотистых Ангела подставили им свои крылья и отнесли их туда, где случилась катастрофа. В ту же минуту подъехала «карета» скорой помощи. Врач и санитары осмотрели пострадавших: раны и переломы пассажиров не опасны для жизни, хотя, по логике вещей, эти двое просто легко отделались, когда другие в подобных случаях… Ну, ладно, скорее в больницу! – и машина увезла их в отделение реанимации.
На другое утро дети примчались в больницу – и через специальное окошечко в стене им разрешили посмотреть на родителей, чтобы убедиться: мама с папой живы. На следующий день мальчика и девочку впустили в палату. С каждым днем родители все быстрее шли на поправку, и через неделю все вместе уже вышли погулять в больничный двор, а через две – вся семья была дома. Радость переполняла их, и, заботясь друг о друге, они постарались как можно скорее прийти в норму – это им удалось. И если бы их оставили в покое, об этом событии фактически напоминала бы только потеря автомобиля, но что он значил в сравнении с жизнями? Однако покоя ждать не пришлось: телевидение и газеты не упустили возможности припомнить, что случилось два года назад и связать тогдашнее счастливое спасение детей с теперешним спасением родителей. Журналисты и телевизионщики замучили семью бестактными вопросами, надоевшими телекамерами, вульгарностью поведения – не давали забыть о случившемся! Кроме того, «двойное чудесное» спасение стало не только сенсацией для всего мира, но и оказалось предметом серьезных научных исследований сразу в нескольких областях науки.
Хорошо это или плохо – другой вопрос.
А что делать виновникам происшествий?
Вся семья просто устала отвечать ученым, неисчислимым комиссиям; их утомили бесконечные тестирования, десятки анкет, какие-то обследования. Дома они уже боялись снимать трубку, когда звонил телефон, – все одно и то же. Родителей донимали на работе: и «доставали» по телефону, и заходили без предупреждения – и к ним, и прямо к начальству; детям не давали проходу, поджидая их на дороге в школу. Сколько это может вообще продолжаться?
Наконец через какое-то время прошла и эта волна.
Родители и дети вздохнули. Они продолжили свои дела, радовались, что остались живы, старались поменьше напоминать друг другу о несчастье. Решили, что рисковать впредь не стоит: никуда больше не поедут – ни на машинах, ни на автобусах, не поплывут – ни на катерах, ни на теплоходах, не полетят – ни на самолетах, ни на вертолетах. Старались жить, избегая опасности, и были правы, потому что каждый день происходило что-то подобное, только с другими людьми.
Прошел год и еще один год.
За это время в мире не прибавлялось спокойствия, и ни заработки родителей, ни послушание детей, ни меры предосторожности не избавили семью от преследующей их беды. Они жили в крупном мегаполисе, в многоэтажном доме, который, к несчастью, подошел для безумных планов террористов, решивших заложить туда мощное взрывное устройство: так одни бандиты задумали отомстить другим, которые на противоположной стороне земного шара плохо соблюдали подписанные друг с другом договоры и постоянно нарушали установленные правила политической игры.
Дом взорвали ночью, когда жильцы спали – осталась только огромная груда бетона, железа, стекла и грязи. Спасти никого не удалось.
…Когда грянул взрыв, родители и дети не успели даже проснуться – и погребенные под развалинами, расстались с жизнью навсегда.
Над ними зажглись четыре радужные звезды,
появились четыре Ангела
и отнесли их прямо в Царство к Создателю.
Родители и дети очнулись, огляделись и увидели, что они – все вместе; это их порадовало. Они тут же вспомнили, что уже когда-то были поблизости: то ли на серебристой, то ли на золотистой полянке. И теперь кругом было очень красиво, цвели и благоухали радужные цветы, кружились разноцветные звезды, пели прекрасные Ангелы.
Все четверо, родители и дети, подошли к высокому сияющему трону, на котором восседал Создатель света и всего живого и неживого.
– Подойдите поближе, – сказал Он, вставая со Своего трона и спускаясь к ним. Люди подошли к Нему, ощущая легкость движений и свободу дыхания. – Ваша земная жизнь закончилась, и теперь вам предстоит пройти те испытания, которые она предопределила. Следуйте за Мной, не отставайте.
Создатель в окружении небесных созданий повел их по радужной дороге – к тем вратам, обойти которые было невозможно.
– Что это? – спросили люди, когда путь им преградили высокие, но чрезвычайно узкие ворота, все в жестких, как проволока, шипах.
– Врата, через которые вам надо пройти, чтобы попасть в Мой сад.
Мать и отец переглянулись и робко возразили Создателю:
– Но это не те врата, которые были в прошлый раз!
Дети, увидев, как остры щипы, также все вспомнили – и добавили:
– Мы тоже запомнили другое!
Создатель отвечал:
– Каждого из пришедших сюда встречают те испытания, которые он заслужил своей земной жизнью. Все проходят свои врата сами, а врата – соответствуют поступками и мыслям при жизни. За тот земной срок, что Я добавил вам, каждый из вас мог исправить прошлые ошибки, не совершать новых, стараться делать добрые дела. Видно, вы все, все четверо, так и не воспользовались той возможностью, которую Я дал вам. Поэтому вы видите одно и то же: так схожи ваши врата, а вас самих ждут уже более серьезные испытания, нежели в предыдущий раз. Перед тем, как начнете проходить врата, вспомните, какие проступки совершили за всю жизнь и особенно за последний срок, дарованный Мною, и все поймете.
Отец, конечно, тут же подумал о вкладчиках, разоренных их банком; с горечью осознал свою косвенную роль в этой махинации, хотя сразу не придавал этому особого значения – подумаешь, пострадали чужие люди!
Мать вспомнила о поддельных страховых полисах, которые выдала нескольким сотням пациентов их медицинская компания; она лично потом отказывалась лечить тех, кто обращался к ним с теми полисами.
Сыну пришло на ум: полгода назад он бросил в беде своего лучшего друга, которого же и соблазнил неприглядными делами, из баловства затащив в зал игровых автоматов, где они проиграли много денег, а сам сумел улизнуть. Последствия-то оказались нешуточными.
А дочь словно наяву увидела, как не однажды обманывала любимую учительницу, пользуясь ее доверием, а особенно некрасиво – неделю назад, на итоговой полугодовой контрольной: сдала списанное сочинение и получила высший балл, необходимый позарез; без такой оценки нечего было и рассчитывать на вторую ступень колледжа.
...Создатель смотрел на этих людей, как на других таких же, приходящих к Его вратам век за веком, тысячелетие за тысячелетием. Он просвечивал их насквозь, видел, что люди все увеличивают и увеличивают тяжесть своих грехов, поэтому и врата перед входом в Его сад становятся все теснее и уже, а шипы на них – все длиннее и острее…
Создатель оставил Своих детей перед вратами, а Сам ушел, окруженный Ангелами и звездами.
Его ждали небесные дела и следующие пришельцы из земного мира.
* * *
Если кто-то из моих читателей подумал,
что это просто сказка, пусть вспомнит ее,
когда сам окажется перед теми же вратами...
2005 год.