В ночь на 20 ноября в Москве, в храме святого апостола Фомы на Кантемировской, в возрасте 35 лет, был убит иерей Даниил Сысоев… Стороннему человеку сразу может придти на память убийство другого известного священнослужителя — отца Александра Меня. Действительно с того самого момента это — не только первое убийство известного служителя Русской Православной Церкви, но и самое трагическое событие в современной её истории, имеющее значение для всего Вселенского Православия.
Про многих выдающихся пастырей говорят, что они были уникальными и ни с кем не сравнимыми, и это определение несколько притерлось в церковных некрологах. Так вот, отец Даниил Сысоев тот самый священник, про которого можно прямо сказать, что он был абсолютно уникальным и действительно ни с кем не сравнимым. Упоминать его имя через запятую наряду с другими нашими клириками всегда было очень сложно: его имя всегда выбивалось из общего ряда, оно делало этот ряд лучше, оно подтягивало за собой других, и нужно было очень аккуратно выбирать его соседей по реестру — достойны ли?
Когда в январе 2009 года выбирали Патриарха, многие православные задавались вопросом: а позволительно ли вообще оценивать священнослужителей, разве можно про
На этом фоне отец Даниил Сысоев был беспрецедентен. Точнее говоря, он был беспрецедентен не потому, что выделялся на фоне других, а потому что был таким священником, каким должно быть всегда и везде — и в I веке в Палестине, и в XXI веке в России. Приходится прибегать к общим словам, присущим некрологам такого типа, и сказать, что только с его смертью мы осознали значение его личности. Это действительно так: его смерть стала апофеозом его жизни, она настолько предчувствовалась и была настолько исполнена символических указаний, что стала будто бы самостоятельной, заключительной проповедью всего его Служения.
Отец Даниил совершил так много, что об всём этом в рамках одной статьи сказать просто невозможно; отец Даниил настолько соответствовал своему служению, что ни на одну секунду невозможно было забыть, что перед тобой — правопреемник Апостолов, а не обычный гражданин мира сего. И добивался он этого осознания не высокомерными жестами несостоявшегося офицера, случайно затесавшегося в другом сословии, как это иногда бывает, а живым и прямым общением личности с личностью, глаза в глаза, не опуская тебя ниже своей милости, а поднимая на тот уровень, на котором только и должно говорить священнику с мирянином.
Отец Даниил родился в семье московского священника Алексея Сысоева и матушки Анны Мидхатовны Амировой. О себе он говорил, что он наполовину русский, наполовину татарин; и это означало для него только то, что он не обязан определяться с этнической идентичностью, потому что гораздо важнее для него религиозное самоопределение. Именно самоопределение. Про него невозможно сказать, что он лишь наследовал «профессию» отца, что его будущее было предрешено, вовсе нет: он был слишком сознательным священнослужителем, чтобы видеть в его выборе
Сознательность — его первое главное достоинство. В его позициях практически не было ничего случайного, привнесенного, он всё продумывал до конца и никогда не ссылался на субъективные предпочтения и привязанности. Он никогда не давил собственным авторитетом, но всегда аргументировал свои позиции цитатами из Священного Писания и Священного Предания, даже в деталях, даже там, где другой довольствуется своей интуицией. Он был одним из немногих, кто мог прямо сказать: «я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла» (Деян 26:25). Поэтому, совершенно независимо от того, как ты относился к этим словам, в общении с ним всегда ощущалась уверенность в том, что эти слова тождественны его мыслям. Он никогда не играл, не обманывал, не замалчивал, не уклонялся, и если в
В 1988 году он участвовал в восстановлении Оптиной пустыни, в московском подворье которого, храме святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, служит его отец, и впоследствии служил он сам. В 1991 году он поступил в Московскую духовную семинарию, был уставщиком смешанного хора регентской школы. В 1994 году — епископом Магаданским Ростиславом (Девятковым) был посвящен во чтеца, а в 1995 году рукоположен в диакона. В 2000 году он закончил Московскую Духовную Академию, стал кандидатом богословия. Темой его диссертации была «Антропология Адвентистов Седьмого дня и Общества Сторожевой Башни и её анализ»-то есть критика богословия протестантских сектантов. Свою будущую докторскую диссертацию он хотел посвятить догматическому богословию Вселенских Соборов, но не успел… В 2001 году он стал пресвитером, и так началось его священническое служение — эти восемь пастырских лет иерея Даниила Сысоева.
Когда пытаются определить идеологическую специфику взглядов отца Даниила, то часто заходят в тупик, потому что эти взгляды не вписываются в популярные классификации типа оппозиции «православных консерваторов» и «православных либералов». И опять же, в этом определении очень важно не повторять благостные штампы: в подобные классификации не вписываются взгляды многих клириков. Не потому, что они
Поэтому такие формулы, как он был «слишком либерален для консерваторов» и «слишком консервативен для либералов» можно применить почти к любому среднему клирику, не желающему хоть
Если попытаться максимально точно определить позиции отца Даниила Сысоева, то можно прямо сказать, что они были христианскими и только христианскими. По меньшей мере, ни один его вменяемый оппонент не может не согласится с тем, что свои позиции по любому вопросу отец Даниил пытался основывать на православном христианстве и только на нем. И, как это ни странно звучит, именно в этом заключалась его уникальность.
Когда многие проповедуют христианство плюс
Отец Даниил показывал, что Православие — это не немного забытая традиция предков, а абсолютная новость для современных людей, что Новый Завет так и остается новым, и что не о «возрождении» православия должна идти речь, а о его постоянном открытии. В альманахе «Северный Катехон» № 1 опубликовано его интервью, где он тезисно излагает свои позиции практически по всем парадигмальным вопросам. Есть там такие слова: «Евангелие до сих пор остается неизвестной новизной для многих новообращенных, искавших в Церкви не Истинного Бога, а спасения от своих бед, или только свою национальную идентичность. Символ веры и в наше время самый удивительный текст, который должен быть усвоен каждым сердцем».
Эту новизну, свежесть, неожиданность Евангелия нес он в своих проповедях, и с ним никогда не возникало того ощущения привычности, рутинности, занудности церковного культа, которое неизбежно появляется в жизни верующего, который лишь «блюдет традицию», а не совершает открытия Господа, который скажет «Се, творю всё новое…» (Откр. 21:4–5). И это тот аспект христианского вероучения, который никогда не поймет тот, кто воспринимает само христианство исключительно как союзницу консервативных сил. Христианство не консервативно.
Отстаивая христианское христианство, он, как никто другой, настаивал на чтении Библии и отцов Церкви, на следовании догматическому учению церковных Соборов, без которых христианство просто перестает быть самим собой и превращается в набор частных мнений. Это страшно раздражало всех тех, кто привык в полемике на богословские темы ссылаться на очередных поэтов и писателей, политиков и философов, как на отцов Церкви.
В этом всегда был колоссальный изъян его оппонентов: они ссылались на Достоевского и Есенина, на Толстого и Гермеса Трисмегиста
Пастырская практика отца Даниила Сысоева основывалась на простом, математически точном выводе: если Христианство — это абсолютная истина, оно должно быть распространено по всему миру и быть услышано каждым человеком. И этот простой, очевидный до банальности вывод оказался настолько неожиданным для огромного числа крещеных в Православной Церкви людей, что зачастую был чуть ли не главным предметом вопросов и пререканий.
Отец Даниил был — Миссионером, настолько, что слова «миссионер Даниил Сысоев» стали тавтологией. Миссионерское движение в Русской Православной Церкви — существенный феномен
Не просто изоляционизм, а откровенный эскапизм наблюдается в русской православной среде и выдается чуть ли не за её традиционное достоинство в противовес «западной» миссионерской активности. Служение отца Даниила резко контрастировало с этими убийственными настроениями. Он понимал миссию так, как её понимали первые апостолы: идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари (Мк 16:15).
Это значит реально выходить на улицу и обращаться к первому встречному, реально стучаться в двери, реально обращаться к другим народам, переводить священные тексты и катехизисы на их язык, основывать новые приходы и общины. Не говоря уже о том, чтобы выступать и публиковаться, участвовать в публичных спорах и издавать книги. Всё это делал отец Даниил. Нельзя сказать, что это единственно верный миссионерский метод и других не дано, но её моральный эффект ни с чем не сопоставим.
Если из всего миссионерского служения отца Даниила попытаться выделить наиболее впечатляющие, резонансные темы, то таковых можно назвать три — это его учение об уранополитизме, его полемика с исламом и его внимание к богословию человеческой смерти.
Уранополитизм
Когда в упомянутом интервью я спросил отца Даниила, что представляет на сегодняшний день большую угрозу для Православия: американский глобализм или исламский экспансионизм, он ответил: «Думаю, что самую большую угрозу для Православия представляют те православные, которые забыли, что они христиане. Иисус Христос оказывается вне сферы наших интересов, а потому мы оказываемся беззащитны перед любой псевдодуховностью».
И там же он, задолго до создания термина «уранополитизм», говорит: «Согласно Евангелию, территория Православия — это вся Вселенная, а до XX века это была лишь зона
Эту позицию отца Даниила, которая многие века христианской эры звучала как естественная для миссионера, многие за неимением лучших слов называли «космополитической» и чуть ли не специально «антирусской и антироссийской». Чтобы уточнить её, отец Даниил придумал термин «уранополитизм», которому дал следующее определение: «Уранополитизм — это (от греч. Uranos — небо, polis — город) учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека. Уранополитизм утверждает, что главным родством является родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе. Уранополитизм утверждает, что христиане не имеют здесь вечного гражданства, но ищут будущего Царства Бога, и потому не могут ничему на Земле отдавать своего сердца. Уранополитизм утверждает, что в смертном мире христиане — странники и пришельцы, а их родина на небе».
И кто из сознательных христиан может с этим поспорить? Кто может ответственно заявить, что его нацию можно онтологически соотнести с Церковью, а его земную родину — с Царствием Небесным? Проблема отца Даниила заключалась в том, что он не жалел уши своих оппонентов и сразу давал «твердую пищу» (1 Кор 3:2), и это вызывало естественное неприятие у тех, кто привык ещё питаться молоком. Не находя других слов, патриоты земного отечества упрекали его в «манихействе» — его, одного из главных обличителей любого гностицизма! Не хотели осознавать, что то, что он проповедует — это и есть Христианство, неудобные аспекты коего они очень хотели вытеснить.
Когда с одной стороны идет очередная ссылка на Писание: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Инн. 2:15–17), а с другой только «политика и геополитика», то позиции не сближаются, а только расходятся.
Да, он всё время ставил вопрос «да, да или нет, нет», и тем самым был весьма неудобен — неудобен практически всем. Между тем, его уранополитизм при правильном понимании вполне соотносим с любым патриотизмом, если только последний оказывается средством для первого, и именно в этом вопросе происходит подлинное размежевание христиан и нехристиан, которые, видимо, собираются вечно жить на своей земной родине.
Поэтому он признавал идею Катехона и Третьего Рима, был сторонником Византии и целовал знамя Российской империи, был ревностным сторонником Белого движения и переживал за политику России на Северном Кавказе. Но наши националисты не видели этой стороны его жизни, им этого было мало, им нужно было обнаружить онтологический статус национального начала и прописать его на Небесах, игнорируя Писание и Предание. Поэтому его открыто антинационалистическую позицию они отождествляли с «антирусской», как будто бы национальное и националистическое — это одно и то же.
Полемика с исламом
Из всех оппонентов Православия наибольшее внимание отец Даниил уделял исламу. Многие видели в этом проявление его внутренней борьбы с татарским началом, что было полным бредом, поскольку речь шла не об этническом, а о религиозном вопросе. С татарами отец Даниил постоянно общался и никогда от них не дистанцировался, а также никоим образом не собирался специально «отрицать» или «преодолевать» татарскую идентичность в других людях.
Внимание к исламу было обусловлено совсем иными, несравнимо более основательными причинам: как к мировой религии, апеллирующей к авраамическому корню и составившей основную конкуренцию христианству. На пути освещения этой темы отец Даниил совершил беспрецедентный подвиг, — начал прямую православную миссию среди «этнических» мусульман и объявил
К миссии среди мусульман отец Даниил отнесся как апостол первого века: он приходил к ним в гости, искал их среди гастарбайтеров на стройках, на праздник
Также он провел публичный диспут с представителями мусульманской общины на богословские темы 6 декабря 2005 года в гостинице «Россия» и 3 февраля 2006 года в Библиотеке им.
Некоторые восприняли эти дискуссии как провоцирующие враждебные настроения между православными и мусульманами в России, и потому неугодные нашей «евразийской дружбе народов». Но ведь на самом деле именно отказ от диалога провоцирует конфликт, в то время как сам диалог — это единственная альтернатива любой войне. И сами мусульманские деятели должны были бы быть заинтересованы в продолжении этих дискуссий, если они не хотят, чтобы у
В развитии полемики отец Даниил написал книгу «Выйти замуж за мусульманина» (2006) и составил уникальный сборник «Православный ответ исламу» (2007). Так в Русскую Православную Церковь начали переходить люди из ислама, и, разумеется, исламистам это не понравилось. Люди, привыкшие доказывать свою правоту только силой, неспособные к интеллектуальной полемике, любящие брать количеством, а не качеством, объявили отцу Даниилу войну: за последние годы он получил от них 14 (!) угроз. Многие пытались остановить его миссионерскую активность, убеждали его прекратить дискутировать с мусульманскими богословами и призывать их креститься, но отец Даниил только укреплялся в своей миссии. И как православный священник прекрасно знал, чем он рискует…
Богословие человеческой смерти
Отец Даниил никогда не прибегал к дешевым запугиваниям смертью и адом в стиле тех проповедников, кто не знает других аргументов, но он очень точно понимал, что смерть — это последний аргумент, заставляющий человека серьезно относиться к жизни. Осознание конечности земного существования и неизбежности Суда отличает христианина от атеиста, и поэтому для него обсуждения на эту тему должны быть абсолютно естественными. Поэтому отец Даниил поражался тому, как некоторые христиане ведут себя таким образом, как будто всегда будут жить на земле и ни в какого Бога они не верят.
Тема смерти и воскресения постоянно всплывала не только в его проповедях, но и в бытовых рассуждениях, он часто говорил о том, что скоро может умереть, что его скоро убьют, что он предчувствует это и хочет как можно больше успеть из начатого. Мы всячески возражали на эти предчувствия, но со временем они стали рефреном в его разговорах, а спорить с этим было бессмысленно: человек действительно смертен и это самый последний аргумент, чтобы относиться к жизни серьезно.
Угрозы отцу Даниилу сначала вызывали страшную тревогу и возмущение, а потом стали данностью жизни миссионера. За год до трагедии он начал говорить о том, что православные должны знать всё, что Писание и Предание открывает им об умирании, о том, что конкретно нужно делать до смерти и после неё. И его последней книгой стала «Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы
Всё, что создал отец Даниил, уникально — уникален и его храм святого апостола Фомы на Кантемировской, этот маленький деревянный домик на берегу почти высохшей речки Чертановки, который он начал строить в 2005 году. Храм святого Фомы — это не просто «культовая постройка», это реальный миссионерский центр, куда приходят люди самых разных профессий и национальностей, чтобы услышать Благую Весть и принять Христа.
Не стоит удивляться тому, что миссионер со столь масштабными замыслами построил столь маленький деревянный храм, потому что храм этот служит также основой для строительства рядом с ним огромного каменного храма святого пророка Даниила в неовизантийском стиле, который должен стать одним из тех, ныне вырастающих на окраине Москвы соборов, что будут вмещать в себя тысячи прихожан. Храм святого Фомы был его маленькой мечтой, и она воплотилась в жизнь. Храм святого пророка Даниила был его большой мечтой, однако один старец предсказал ему: храм будет построен, но служить в нем отец Даниил уже не будет…
Перед его смертью случалось много промыслительных событий и совпадений, так что его жизнь превращалась в наглядную притчу. Неожиданно территорию вокруг храма
* * *
Отец Даниил был убит неизвестным в медицинской маске, пришедшим к нему в храм в 11 часов вечера 19 ноября. Вполне можно подозревать, что заказчик убийства не случайно выбрал это время — 20 ноября был день рождения Патриарха Кирилла, и он хотел омрачить праздник. Это убийство вообще было символическим предупреждением всем миссионерам, всей Русской Церкви — «не высовываться».
Очевидно, убийца долго выслеживал жертву, поскольку отца Даниила всегда окружало большое количество людей, и он почти жил в храме. Есть священники, которые приезжают в храм как на работу и уезжают сразу после службы, пытаясь проскочить мимо назойливых прихожан. Отец Даниил, уходивший из храма только тогда, когда уже никто там не оставался, не таков. Этот поздний вечер был на редкость безлюдным, и убийца подгадал.
Как это обычно бывает, замысливший одно преступление, совершает больше, так и в этот раз преступник сначала выстрелил в регента храма Владимира Стрельбицкого, видимо, приняв его за самого настоятеля, а потом и в отца Даниила — сначала в шею, а потом в голову. Отец Даниил был убит на линии между алтарем и жертвенником, его тело упало рядом с Распятием. На следующий день на этом месте крест на крест множились цветы и букеты, и люди целовали ковер с пролитой кровью мученика…
Однако это — уже совсем другая история. История Церкви после убийства отца Даниила Сысоева. Его последняя проповедь накануне в Субботу была посвящена преодолению раздоров среди православных в имя Христа, где он в последний раз говорил о том, что членам Церкви нельзя враждовать и делиться на партии, потому что все они принадлежат только к одной «партии» Иисуса Христа. Но и на этом логика Промысла не заканчивается —
Смерть отца Даниила лишила священника Алексея Сысоева и матушки Анны их сына, лишила матушку Иулию мужа, лишила трех сестер, Иустинию, Дорофею и Ангелину, их отца, а нас лишила великого пастыря, живого носителя Слова Божьего.
Патриарх Кирилл сказал об отце Данииле: «Господь призвал к Себе Своего верного служителя, даровав ему возможность явиться исповедником веры и мучеником за дело Евангельского Благовестия». Да, теперь мы можем открыто сказать, что рядом с нами жил и проповедовал святой, мы видели его, мы слышали его, мы касались его, мы общались и даже спорили с ним. Нет сомнения, что отец Даниил должен быть прославлен Русской Церковью не только за своё житие, но и как священномученик.
Комментарии
Священномученик Даниил Сысоев
Елена, 27/12/2009 - 06:55
Вечная память батюшке Даниилу и Царствие Небесное! Каждый служит Господу как может.
Последнее свидетельство об Истине
Светлана Коппел-Ковтун, 29/11/2009 - 01:59
Может случиться, что последнее, чем христиане смогут засвидетельствовать об Истине, будет их мученическая кровь. Но это повод к радости, а не к отчаянию. Потому что надежду свою христиане полагают не в этом мире и в его царствах - надежда эта была бы верхом абсурда, - христиане уповают на Царствие Божие, которое не от мира сего.
Серафим Роуз "Философия абсурда"
«Изгонят вас из синагог; даже
Мария, 23/11/2009 - 14:02
«Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2)
Вечная память о. Даниилу!
Последняя проповедь о. Даниила
Светлана Коппел-Ковтун, 22/11/2009 - 22:35
15 ноября 2009, храм апостола Фомы на Кантемировской
нет оправдания тем, кто стравливает единоверцев
Ярослав, 23/11/2009 - 04:42
Да, его волновала тема вражды между христианами. Вот слова из его дневника: "Я понимаю сражения христиан с безбожниками, с язычниками, с мусульманами. Это вполне может быть оправданная война. Но нет оправдания тем, кто стравливает единоверцев."