События на Украине отвлекли внимание мирового сообщества от глобальной проблемы гонений на христиан, неуклонно растущей во многих странах мира, особенно на Ближнем Востоке и в Африке. Каждый четвертый христианин в мире сегодня подвергается дискриминации, людей вытесняют с исконных земель, ущемляют в правах, похищают и убивают по вероисповедному признаку. О масштабах разворачивающейся исторической драмы, ее причинах и путях преодоления эскалации насилия, о помощи Русской Православной Церкви и России гонимым христианам в Сирии и других странах в интервью журналистке РИА «Новости» Ольге Липич рассказал глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
— Уже не первый год мы слышим от представителей церквей тревожные сообщения о сокращении численности христианского населения Ближнего Востока и Северной Африки. Эта тема обсуждалась и во время празднования главами Православных Церквей 1025-летия Крещения Руси в Москве, Киеве и Минске, и на Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей в Корее, и на мартовской всеправославной встрече в Стамбуле. Наметились ли какие-то позитивные сдвиги в этом вопросе?
— Христианство остается самой преследуемой религией в мире. Согласно статистике, полученной в ходе последних исследований, с 2007 года количество стран, в которых христиане подвергаются преследованиям, выросло в два раза: с 24 в 2007 году до 47 к концу 2012 года. Сегодня каждый четвертый христианин в мире подвергается дискриминации по религиозному признаку. Проблема притеснений религиозных меньшинств во многих регионах стоит очень остро.
Одним из самых проблемных регионов является Ближний Восток — колыбель христианства. Мы видим, что там, где экстремисты обретают влияние, религиозные меньшинства подвергаются не только дискриминации и притеснениям, но зачастую и полномасштабным гонениям.
Фундаментализм и экстремизм под религиозными лозунгами перекидываются от одной страны к другой. Уже невозможно говорить о дискриминации религиозных меньшинств как о каких-то отдельных, локальных инцидентах: налицо устойчивая тенденция в ряде регионов мира. Приходится наблюдать массовый исход христиан из ближневосточного региона.
Поэтому христианские лидеры все чаще заявляют о фактах гонений против христиан. Очень большое значение имело, в частности, заявление глав поместных Православных Церквей, собравшихся в марте в Стамбуле.
В контактах с представителями ислама мы стараемся доводить до них нашу обеспокоенность фактами преследований христиан теми, кто выступает под мусульманскими лозунгами. Буквально на днях состоялось очередное заседание совместной рабочей группы между Русской православной церковью и Управлением по делам религий Турции; основной темой заседания стало положение религиозных меньшинств в мире. Глава турецкой делегации, руководитель Департамента внешних связей указанного Управления Мехмет Пачаджи согласился с нами в том, что проблема религиозно мотивированных экстремизма и терроризма стоит очень остро и является общей угрозой как для христиан, так и для мусульман. Наши турецкие партнеры с пониманием восприняли высказанную нами обеспокоенность судьбой ближневосточных христиан.
— Как сегодня в основном проявляется ущемление прав христиан? Насколько им опасно оставаться в странах Ближнего Востока и Африки и почему многие остаются, несмотря на угрозы?
— На Ближнем Востоке в настоящее время происходят беспрецедентные гонения на христиан. Стремительное распространение терроризма и экстремизма на религиозной почве привело к тому, что в некоторых странах христианские общины подвергаются подлинному геноциду. Мы регулярно получаем сообщения о том, что осквернен или разрушен христианский храм, похищен священнослужитель, обезглавлен христианин, найдено массовое захоронение убитых христиан, христианские семьи изгнаны из своих домов или обложены данью, христианский квартал попал под обстрел. Экстремисты ставят своей целью полное выдворение христиан из мест их проживания путем террора или физического уничтожения. Многие ближневосточные христиане, опасаясь такой участи, были вынуждены бежать в другие страны.
Лидеры ближневосточных христианских Церквей в один голос заявляют, что христиане должны оставаться в своих родных местах, где они являются коренным населением и жили задолго до появления ислама. Многие готовы оставаться на своей родине до последнего, готовы следовать за Христом до конца и, если придется, претерпеть за Него мученическую смерть. Совсем недавно в сирийском Хомсе был застрелен 75-летний католический священник Франс ван дер Люгт, который прожил в этой стране около полувека и отказался покидать город, потому что хотел разделить участь оставшихся в нем христиан.
Я не раз говорил, что западные страны, которые веками помогали христианам региона, сейчас отказали им в поддержке и практически на официальном уровне рекомендуют покинуть регион и переселиться в другие страны мира. Об этом мне говорили, например, марониты, веками живущие в Сирии и Ливане: они разочаровались в исторически поддерживавшей их Франции, которая теперь отказывается их защищать. Наша страна осталась единственным защитником христианского присутствия в этом регионе, на нее уповают многие христиане, остающиеся в «горячих точках».
— В чем вы видите главные причины убийств, похищений и в целом гонений на христиан в ближневосточном регионе в наши дни? Что можно было бы предложить для решения проблемы?
— Хотел бы обратить внимание на то, что события так называемой арабской весны развиваются по похожему сценарию: и в Ливии, и в Египте, и в Ираке существовали «авторитарные режимы», как их безапелляционно оценивали на Западе. США и ряд европейских стран сделали все для падения этих правительств, объясняя это стремлением построения демократических обществ по западному образцу. Причем смена власти каждый раз происходила силовым, революционным путем, без учета исторических и религиозных традиций, веками выстраивающейся системы взаимоотношений между местными общинами. В результате резко обострились внутренние противоречия, в эти страны хлынули экстремисты и террористы из других регионов мира.
Другой причиной гонений является широкое распространение радикальных религиозных взглядов, в чем заинтересованы влиятельные силы в регионе Персидского залива. Нередки случаи, когда в исламских странах после пятничной проповеди одного из имамов толпа разгоряченных мусульман идет нападать на христианские церкви.
На мой взгляд, для решения проблемы преследований и дискриминации христиан необходимо задействовать, во-первых, политические рычаги.
В тех странах, где религиозные меньшинства подвергаются гонениям, под контролем мирового сообщества должен заработать четкий механизм защиты их от дискриминации и преследований. Наиболее развитые державы должны оказывать политическую или экономическую поддержку властям таких стран только при условии твердых гарантий защиты религиозных меньшинств.
Во-вторых, очень важно, чтобы религиозные лидеры воспитывали у своей паствы дух терпимого отношения к верующим других религий.
— Какие страны остаются главными очагами напряженности? Как складывается жизнь коптов и других христиан в Египте в связи с приходом новых властей?
— Наибольшее беспокойство вызывает положение христианской общины в Сирии. Христиане в этой стране составляли до десяти процентов населения (около двух миллионов человек). Я неоднократно посещал эту страну и видел, как до начала вооруженного противостояния там мирно сосуществовали представители разных религий. Но сейчас на сирийской территории орудуют различные бандформирования, которые систематически уничтожают христиан и представителей иных религиозных общин.
По имеющимся данным, более тысячи христиан убито; разрушено или повреждено около ста христианских храмов и монастырей. Более 600 тысяч христиан были вынуждены покинуть свои дома, большая часть их бежала за рубеж. Совсем недавно, 21 марта 2014 года, группировка радикалов напала на населенный армянами город Кесаб на севере Сирии. Почти все население было вынуждено бежать, оставшись без средств к существованию. В конце марта в Дамаске был в очередной раз обстрелян христианский квартал Джерамана, в Алеппо минометный снаряд попал в здание армянской церкви. Большую озабоченность у нас вызывает будущее «Долины христиан» — региона в Сирии, куда переселились христиане из Хомса и других занятых боевиками городов. Недавно имели место попытки боевиков атаковать их, на данный момент нападения удалось отбить.
В Ираке за последние десять лет количество христиан уменьшилось в десять раз: если прежде их насчитывалось около полутора миллионов, то сейчас осталось менее 150 тысяч и живут они в основном в той части страны, которую контролируют курды.
Что касается христиан Египта, то со стороны нынешних властей они не подвергаются притеснениям, там заметно улучшился климат межрелигиозных отношений. Однако приверженцы радикальных исламских партий продолжают совершать отдельные нападения. Совсем недавно девушка из числа коптских христиан Мария Самех была жестоко убита во время атаки на церковь в Каире.
Суровый закон «О богохульстве» действует в Пакистане. Этим законом часто злоупотребляют для сведения личных счетов с христианами, а ведь за его нарушение положена смертная казнь. Кроме того, в стране регулярно происходят погромы христианских кварталов и нападения на христиан. 22 сентября 2013 года в Пешаваре был совершен чудовищный теракт, унесший жизни 81 человека, 145 человек получили ранения. Спустя день толпа радикально настроенных мусульман разгромила христианский квартал в Лахоре.
Печальная ситуация сложилась после 2011 года в Ливии. Большая часть и без того немногочисленной христианской общины была вынуждена бежать из страны. Оставшиеся — в основном это египетские копты — регулярно подвергаются нападениям, часто со смертельным исходом.
Идеология религиозного экстремизма и ненависти активно распространяется и на другие африканские страны. Слабость государственных властей в ряде африканских государств порождает обострение межрелигиозных противостояний.
В Нигерии от рук экстремистов гибнет большое количество христиан. Группировка радикалов под названием «Боко Харам», а также кочевые мусульманские племена регулярно нападают на христианские деревни, безжалостно убивая тех, кого встретят на своем пути. Не проходит и недели, чтобы мы не получили нового известия об убийстве десятков, а то и сотен христиан в этой стране. Только по официальной статистике за 2013 год в Нигерии было убито 1200 христиан.
В Сомали радикальная исламская группировка «Аш-Шабааб» объявила христианам открытую войну. Недавно в городе Барава боевики этой группировки обезглавили двух христиан прямо на глазах у их детей. Этот случай — далеко не единственный в череде подобных. Радикалы «Аш-Шабааба» стоят и за многими антихристианскими терактами в соседних странах. Исламисты намерены полностью избавиться от христиан и готовы пойти ради этого на любые преступления, о чем открыто заявляют.
Постоянным нападениям христиане подвергаются и на острове Занзибар в Танзании. В ряде стран Юго-Восточной Азии христианские меньшинства сталкиваются с преследованиями и дискриминацией со стороны приверженцев радикальных форм индуизма, буддизма и ислама.
— В Сирии недавно были освобождены плененные монахини из города Маалюля, но по-прежнему остаются в плену другие представители христианского духовенства, в частности, два митрополита, захваченные еще год назад. Известно ли вам что-то об их судьбе?
— К сожалению, поступают только непроверенные сведения о похищенных. В частности, это касается сообщений о том, что один из митрополитов был в ходе перестрелки убит или ранен. Были также сообщения, что митрополиты находятся в приграничной полосе на территории Турции. Ни одно из этих сообщений не подтвердилось.
— Какую помощь оказала и намерена в дальнейшем оказывать братьям по вере Русская Православная Церковь? Где именно в «горячих точках» на Ближнем Востоке и в Африке и как служат сегодня ее представители, с каким проблемами сталкиваются?
— Для Русской Православной Церкви помощь находящимся в тяжелейшем положении христианам Ближнего Востока и Северной Африки является одним из важнейших направлений в ее внешней деятельности. Этот вопрос постоянно находится в поле зрения Святейшего Патриарха и Священного Синода.
Мы стараемся оказывать гонимым братьям по вере всестороннюю помощь. Так, летом прошлого года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по всем приходам в России было собрано и отправлено в Антиохийскую Православную Церковь более 1,3 миллиона долларов США. Императорское православное палестинское общество по благословению Святейшего Патриарха Кирилла занимается сбором и отправкой в страну гуманитарных грузов, которые распределяются в Сирии как среди христиан, так и среди мусульман. В Дамаск было отправлено уже девять партий гуманитарной помощи, готовится отправка десятой.
Кроме того, на международных площадках, в ходе встреч с политическими и религиозными лидерами церковные представители постоянно поднимают тему преследований и дискриминации христиан.
Что касается церковного присутствия в «горячих точках», могу отметить, что не так давно был назначен новый представитель Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском и всего Востока — это игумен Арсений (Соколов), недавно защитивший докторскую диссертацию в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Он постоянно находится в Бейруте (Ливан), однако регулярно посещает Сирию.
Наши священники несут свое служение и в других странах, где обстановка дестабилизирована, но есть необходимость пастырского окормления русскоязычные общины.
— Как вы оцениваете межправославные, межхристианские и межрелигиозные усилия по установлению мира и сохранению христианского присутствия на землях, где зарождалось христианство?
— Отрадно, что многие христианские церкви остались неравнодушными к ситуации, сложившейся в странах Ближнего Востока. Иначе и быть не могло, поскольку братская помощь и поддержка являются ключевыми понятиями для христиан.
Русская Православная Церковь активно и последовательно отстаивает права христианского населения ближневосточного региона на мирное существование и свободное исповедание своей веры. Священный Синод Русский Православной Церкви неоднократно обращался к мировым лидерам и международному сообществу, призывая их содействовать скорейшему прекращению кровопролития на землях исторического присутствия христиан.
Поддержка христианам Ближнего Востока и Северной Африки, сострадание жертвам войны в Сирии были выражены участниками встречи Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, состоявшейся в Стамбуле 6-9 марта текущего года.
За год, минувший со дня избрания на апостольский престол Папы Римского Франциска, мне довелось дважды встречаться с ним, и одной из основных тем наших бесед был вопрос сохранения христианского наследия и защиты христианского населения Ближнего Востока. Хотел бы отметить, что римский понтифик солидарен с нами в опасениях за судьбы христиан в регионе.
Тема бедственного положения последователей Христа неизменно поднимается мной на встречах и мероприятиях с участием представителей протестантских церквей, а также традиционных религиозных общин, прежде всего мусульманских.
Тем не менее считаю, что межправославное, межхристианское и межрелигиозное взаимодействие в деле защиты христианского меньшинства ближневосточных стран могло бы быть более деятельным. Надеюсь, что все больше христианских церквей и традиционных религиозных общин будут вовлечены в эту важную миссию. Только сообща мы сможем спасти наших братьев и сестер от насилия на тех древних благословенных землях, где впервые появился сам термин «христианин».
— Что можно сказать о деятельности международных организаций и ведущих стран мира — она достаточно эффективна?
— Как известно, 21 января 2011 года Европейский парламент принял резолюцию «О положении христиан в свете защиты свободы религии», в которой осуждаются случаи преследования христиан в Египте, Нигерии, Пакистане, Иране, Ираке и на Филиппинах. Данная резолюция предполагала создание такого механизма контроля за соблюдением свободы совести в мире, который предусматривал бы санкции в отношении государств-нарушителей. С тех пор прошло три года, но упомянутый в резолюции механизм так и не был создан.
Уже более трех лет льется кровь на сирийской земле, гибнут и изгоняются ее верные сыны и дочери, а международные институты не реагируют на нарушения прав мирного населения страны, в том числе христианского. Я бы даже сказал больше: действия и заявления ряда представителей западных держав, скорее, способствуют не уврачеванию ран, нанесенных стране вооруженным противостоянием, а дальнейшей поляризации общества. Считаю, что всем мировым политическим силам, которые оказались вовлечены в сирийский кризис, необходимо ответственно подходить к происходящему в Сирии, исходя из интересов сирийского народа.
— Следует ли ждать решения сирийской проблемы от следующего раунда переговоров в Женеве, или же нужны альтернативные пути? Какие перспективы развития ситуации вокруг христиан Ближнего Востока вы видите?
— Хотел бы отметить, что Русская Православная Церковь, глубоко переживающая трагические события на древней сирийской земле, возлагала большие надежды на два раунда мирных переговоров «Женева-2». Сам факт присутствия за столом переговоров противоборствующих сторон мог стать переломным в деле прекращения кровопролития в стране. С момента окончания конференции прошло значительное время, но сегодня по-прежнему гибнут мирные люди, разрушаются храмы, миллионы сирийцев скитаются в поисках более безопасного места жительства. И это происходит не потому, что мирные переговоры были совсем бесплодны, а по причине продолжения финансовой и военной поддержки террористических сил извне. Полагаю, следует и далее настаивать на безусловном отказе от поддержки фундаменталистов.
Как я уже упоминал, совсем недавно мировую общественность привел в ужас безжалостный расстрел армян в сирийском городе Кесаб. Удивительно, но злодеяние не встретило осуждения международного сообщества: молчанием обошли случившееся международные организации, а мировые средства массовой информации ограничились скупыми сообщениями. Несмотря на это, Русская Православная Церковь не оставляет попыток привлечь внимание национальных правительств и международных институтов как к происшедшему в Кесабе, так и в целом к проблеме насилия и вытеснения христиан из этой страны и ближневосточного региона в целом.