17 сентября 2015 г. на экраны выходит российский фильм «Клетка» режиссера Эллы Архангельской. Главные роли в картине, в основу которой лег рассказ Федора Михайловича Достоевского «Кроткая», исполнили Даниил Спиваковский, Елена Радевич, Михаил Горевой, Дмитрий Нагиев и другие. Удалось ли Архангельской показать героев Достоевского?
41-летний Ростовщик женился на 16-летней девушке, вытащив ее из нищеты и избавив от тирании двух жадных теток, которые наживы ради были готовы продать ее любому, кто больше даст. И началась у молодоженов жизнь, полная молчания, нелюбви и терзаний друг друга. Это если вкратце.
Все бы ничего, вот только фильм снят по рассказу Достоевского «Кроткая» и, хочешь или нет, но невольно сравниваешь картину с книгой. Они вроде бы и похожи — основная канва истории режиссером показана, — и в то же время очень разные. Юрий Арабов, который выступил сценаристом фильма (к слову сказать, он был автором текста «Фауста» — грандиозного финала сокуровской тетралогии), «порезал» Достоевского, убрав едва ли не ключевые сцены для понимания как героев, так и их поступков. Например, исчезла история о трусости Ростовщика во время его армейской службы, при чем в трейлере этот момент есть, а в самой картине его не видно, может быть была сокращенная версия? Нет истории встреч Кроткой с ловеласом-офицером, отсутствует тот страшный для обоих героев момент, когда она направила на притворившегося спящим Ростовщика револьвер.
У Архангельской «не достоевская» Кроткая. Она кажется очень уж скромной, придавленной жизнью, всепринимающей, смирившейся и изначально какой-то безнадежной. У Достоевского героиня совсем другая: строптивая, с бесовщинкой в глазах, презирающая новоиспеченного мужа. Это уже спустя некоторое время между Кроткой и Ростовщиком поселилось разрушающее молчание, а «сначала спорила, ух как, а потом начала примолкать, совсем даже, только глаза ужасно открывала, слушая, большие, большие такие глаза, внимательные. И... и кроме того, я вдруг увидал улыбку, недоверчивую, молчаливую, нехорошую». У Елены Радевич, играющей Кроткую, тонкие черты лица и очень красивая улыбка, но в ней не хватает той дьявольской искорки, что есть в Кроткой Достоевского и нет в Кроткой Архангельской и Арабова.
«Клетка» оставляет двойственное впечатление — после финальных титров довольно трудно определиться, понравилось тебе или нет, поэтому предпочитаешь остаться серым нейтралитетом, постепенно избавляясь от пут фильма, как от тягучего сна поутру.
Первую половину ленты смотришь с интересом: герои еще не поняты и только начинают раскрываться, неплохая операторская картинка Арсена Маклозяна, музыка Алексея Айги, вступающая в нужных местах, несколько хороших режиссерских и сценарных находок, как, например, черно-белое настоящее и цветное прошлое, или появление молодого священника (Евгений Кулаков), перед которым Ростовщик словно бы исповедуется, рассказывая ему свою историю. В какой-то момент от фильма устаешь. И происходит это как-то вдруг — просто понимаешь, что все и дальше следишь за героями будто по инерции. Между тем, на экране события развиваются, все больше уходя в сторону психологического сюрра — появляется клетка, которую Ростовщик устанавливает для своей Кроткой прямо посреди гостиной, внутренние переживания становятся все более гнетущими, а любовь-нелюбовь — все острее. Начинает казаться, что ты попал в мир двоих безумцев, которым нравится терзать самих себя и друг друга, намеренно совершающих злые и издевательские поступки.
Странный фильм — вроде бы и качественный, и неплохой, и в актерском составе есть на кого посмотреть, — помимо Елены Радевич и Евгения Кулакова в нем снялись Даниил Спиваковский, Дмитрий Нагиев, Ирина Рахманова. И, несмотря на все это, не цепляет, чего-то как будто бы не хватает — страсти, жизни, внутреннего горения. После «Клетки» хочется еще раз перечитать «Кроткую», чтобы все акценты для себя расставить по нужным местам, и еще раз убедиться, что никто не расскажет о героях Достоевского лучше, чем сам Достоевский.
Комментарии
Предыдущие экранизации рассказа Достоевского «Кроткая»
Андрей Ковтун, 17/09/2015 - 11:16
Предыдущие экранизации рассказа Достоевского «Кроткая»: