«Мы хотим сказать миру, что Россия на самом деле свободная демократическая страна, которая лучше даже, чем Италия», — заявил в интервью газете «Взгляд» президент ассоциации «Ломбардия — Россия», пресс-атташе партии «Лига Севера» Джанлука Савоини. Он рассказал, почему ряд итальянских политиков и бизнесменов отстаивают данную позицию.
Премьер-министр Италии Маттео Ренци — человек, которого нельзя отнести к европейским лидерам, симпатизирующим России, но общепризнанный прагматик — во вторник заявил: Евросоюз не может быть построен «вокруг противостояния со своим самым большим соседом». «Думать о том, чтобы организовать в Европе противостояние с Россией, как делают некоторые страны, только недавно вошедшие в наше сообщество, является трагической ошибкой», — цитирует РИА «Новости» выступление итальянского премьера на христианском форуме «Митинг за дружбу между народами».
Ренци, помимо прочего, подчеркнул, что считает Италию «носителем диалога» и верит в ее важную роль в международной политике.
Ранее, 18 августа, министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони в интервью La Stampa подчеркнул: холодная война для Италии стала бы абсолютным бедствием. Глава итальянского МИДа особо подчеркнул, что если большинство в международном сообществе придерживается «двухколейного пути» — санкций и диалога, то Италия «упорно настаивает на пути диалога».
«Носитель диалога» оказывается одним из главных пострадавших от нарушения российско-европейских связей с началом санкционной кампании. Судя по данным, которые в начале августа опубликовал национальный секретарь Итальянской конфедерации сельскохозяйственных производителей Дино Сканавино, ущерб страны от введенного Россией эмбарго составил 1,2 млрд евро. Выступая перед российскими журналистами, Сканавино заявил, что 2015 год для итальянских сельхозпроизводителей выдался нелегким, и последствия ощущаются до сих пор.
Оппоненты действующей итальянской власти, в том числе оппозиция в парламенте, используют участие страны в инициированных Брюсселем санкциях как повод для атаки на кабинет Ренци. В конце июля Манлио ди Стефано, лидер партии «Движение «Пять звезд» (располагающей 106 мандатами в палате депутатов, 50 местами в сенате и 17 — в Европарламенте), заявил: на протяжении многих месяцев партия выступала против инициированных США санкций в отношении России, называя их «безумием» и отмечая, что они «не защищают интересы итальянцев». Тогда же ди Стефано проанонсировал поездку партийной делегации в Крым и намерение встретиться с российскими властями.
Маттео Сальвини, лидер другой оппозиционной партии — «Лиги Севера» (15 депутатов, 12 сенаторов, пять европарламентариев), только в конце прошлого года дважды посетил Москву и Крым и заявил о намерении совершить очередной визит осенью. «То, что другие итальянские политики поддерживают наши идеи по отношению к Крыму и России, — хорошая тенденция, — заявил Сальвини в недавнем интервью газете «Взгляд». — Только идиоты могут поддерживать санкции и утверждать, что они приносят положительный эффект для наших отношений».
В конце прошлой недели Москву посетил пресс-атташе «Лиги Севера», президент культурной ассоциации «Ломбардия — Россия» Джанлука Савоини. Итальянский гость рассказал газете ВЗГЛЯД о целях возглавляемой им неправительственной организации, поделился мнением о политике действующих итальянских властей и о перспективах сотрудничества Москвы и Рима (а точнее, Милана — как «истинной столицы Италии»).
— Господин Савоини, остается ли в силе намерение руководства «Лиги Севера» посетить Россию?
— Этой осенью лидер партии Маттео Сальвини и я обязательно посетим Москву, чтобы продолжить диалог с нашими российскими партнерами. В прошлый раз мы встречались с Владимиром Путиным в Милане — и надеемся, что у нас снова будет возможность встречи с вашим президентом, теперь уже в Москве.
— В чем вы видите основную задачу вашей ассоциации?
— Главная задача организации «Ломбардия — Россия» — бороться с западной пропагандой, которая подает образ сегодняшней России как диктатуры и, соответственно, Путина как диктатора, империалиста, жаждущего завоевать Украину и Европу — в частности, Польшу, прибалтийские страны. Каждый день СМИ Италии и Европы представляют читателям Россию именно такой.
Мы знаем, что это неправда, и хотим сказать миру, какая Россия на самом деле, что это свободная демократическая страна, которая лучше даже, чем Италия, потому что нынешняя Италия — это уже не демократия. Если ты не политически корректен, тебе конец, ты для итальянского правительства — фашист, расист, нацист и так далее.
Кроме того, мы хотим помочь нашим бизнесменам, предпринимателям внести свой вклад в продолжение экономического сотрудничества России и Италии, а также наладить контакты с Крымом. Наши бизнесмены понимают, что антироссийские санкции нелепы и неправильны, они разрушают итальянскую, а также европейскую экономику. Италия уже понесла убытки на 5 млрд евро из-за этих санкций за два года.
Я приезжаю в Москву каждый месяц на один—два дня, мы сотрудничаем с партией «Единая Россия» и некоторыми бизнесменами, которые хотят иметь хорошие отношения с Россией.
— Вы подчеркиваете, что ваша ассоциация, созданная два года назад, была основана во время заседания Валдайского клуба. Почему это столь важно для вас?
— Да, для нас валдайская встреча крайне важна. Там Путин говорил о защите нашей индивидуальности, христианских корней от глобализации, материализма и исламского терроризма. И мы полностью разделяем эти идеи. В Европе никто не говорит как Путин. А это — насущные проблемы прежде всего Европы, а не России.
— Таким образом, вы ощущаете поддержку со стороны российского президента?
— У него, конечно, много других дел, кроме как поддерживать нашу маленькую ассоциацию. Но я и Маттео Сальвини встречались с ним в прошлом году, говорили в течение получаса о нашей партии «Лига Севера» в Италии. И Владимир Путин подчеркнул, что наша ассоциация вносит свой вклад в развитие российско-итальянских отношений. Я думаю, Путин был рад пообщаться с друзьями, а мы — друзья Путина.
В ходе нынешнего визита я встречался с теми же политиками, с которыми мы встречаемся каждый месяц, чтобы укрепить сотрудничество «Лиги Севера» с «Единой Россией».
— Вы подчеркиваете свою региональную, северную, идентичность. Италия не едина, с вашей точки зрения?
— По сути, есть две Италии: Север и Юг. Северная Италия — часть страны более развитая, в то время как Юг намного беднее. На севере страны сосредоточена промышленность, крупные фабрики и множество представителей малого и среднего бизнеса. Они работают и помогают экономике Италии на фоне глобального экономического кризиса держаться на плаву. Без этих людей Италия бы погибла.
Только две провинции — Ломбардия и Венето — обеспечивают 40% ВВП Италии. Затем Пьемонт, Лигурия, Болонья, Эмилия-Романья, Генуя и Турин вместе дают 60%. А Югу сейчас очень трудно, он кардинально отличается от Севера, и сделать их идентичными невозможно. Наша партия очень хочет помочь Южной Италии. Но там царствует мафия — «каморра»... Это еще одна проблема Италии.
Милан, где родился Маттео Сальвини, — настоящая столица Италии, в том числе и экономическая. А Рим — политическая, там находится парламент. Сегодня Рим также наполнили мафия, криминал.
— Какими вы видите основные направления сотрудничества не на межпартийном, а на межгосударственном уровне?
— Сотрудничество уже налажено — сельское хозяйство, строительство, производство мебели. В Москве каждый год в октябре проходит мебельная выставка с участием многочисленных итальянских производителей. На севере Италии сотрудничество с Россией происходит постоянно, причем во всех сферах. И положить этому конец было бы настоящим преступлением.
А я как журналист, возглавляющий новое информационное агентство в Италии, Agiellenews, надеюсь в том числе на сотрудничество с информационными агентствами России.
— Вы лично как много потеряли в результате той политики, которая уже два года продолжается по отношению к России со стороны ЕС?
— Я лично в очередной раз потерял надежду увидеть ту Европу, которая определяет себя сама, потерял надежду увидеть будущее, где именно люди, граждане принимают решения по поводу их будущего. Когда Италия ввела санкции против России, никто не знал — почему, зачем это нужно?
Потому что был сбит малайзийский «Боинг», или потому что такая ситуация на Украине, или потому что к России был присоединен Крым? Я отвечу, почему Италия ввела санкции против России — потому что в Италии правительство работает не на людей, а на лобби.
— Евросоюз сейчас переживает кризис, учитывая ситуацию с Грецией, финансовые долги, растет число евроскептиков. Каково, на ваш взгляд, будущее Евросоюза?
— Будущее Евросоюза — это конец Евросоюза. Потому что правление, централизм Брюсселя, внешняя политика ЕС — все это, по сути, преступление против европейских граждан. Важно, что мы можем изменить ЕС. Мы хотим построить Европу для людей, а не для банков, которая помнит свою историю, свои корни, сейчас мы их стыдимся, хотим забыть их. Почему?! Так велят экономические интересы. Мы должны изменить это, и как можно скорее. Возможно, уже слишком поздно, но я верю, что еще есть шанс, потому что ЕС действительно близок к своему закату, как это заметил еще Освальд Шпенглер, который видел закат Запада, можно сказать, что сейчас Европа — в состоянии глубокой ночи.
Некоторые, к примеру, хотят, чтобы Турция вошла в ЕС. Но это невозможно, Турция — мусульманская страна, мы не можем видеть ее в составе ЕС, это будет конец ЕС.
— Что, с вашей точки зрения, должно произойти, чтобы Брюссель понял, что его политика в корне неверна?
— Нужно заменить этих политиков. Потому что они — марионетки экономического интереса крупных финансовых групп, глобализации, причем в настолько крайней степени, что разрушают нашу индивидуальность. У Евросоюза больше нет суверенитета, демократии. Где она? Политика больше не определяется людьми, парламентом, все решает лобби крупных банков, которые определяют политику в странах Европы.
— Вы упомянули лобби, что вы можете сказать о лобби в ЕС, в частности — кто лоббирует интересы ЕС в Италии?
— Да, некоторые лобби можно назвать американскими. Весьма существенная проблема в лице Обамы — очень негативного президента США. Внешняя политика его администрации разрушила Северную Африку, Ливию, Сирию, сейчас мы не понимаем, что он хочет сделать с Ираном, Афганистаном. Все, к чему прикасается Обама, рушится. Мы надеемся, что следующий президент США будет противоположностью Обаме.
— Осенью в итальянском парламенте будут обсуждаться вопросы по соглашению об ассоциации Украины и ЕС. Могут ли бюрократы ЕС протолкнуть это соглашение? Есть ли евроскептики, готовые сделать все возможное, чтобы не допустить этого?
— Не могу знать результаты этого голосования, но думаю, что большинство в парламенте скажут «да». «Лига Севера» скажет «нет», потому что мы знаем, что нынешняя ситуация на Украине создана внешними иностранными силами и их интересами, а не украинскими гражданами. Помимо иностранных солдат, правительства некоторых стран финансируют украинское правительство, а также армию, воюющую против Донбасса. На Украине нет суверенитета, она управляется международным лобби, а не киевским парламентом. Поэтому мы против этого соглашения.
— Насколько, по-вашему, суверенна Италия?
— После Сильвио Берлускони у нас были правительства, которые не выбирал народ. Это три премьер-министра: Марио Монти, Энрико Летта и Маттео Ренци — они были выбраны Германией и США, поскольку эти люди проводили политику, отвечающую интересам и стратегии Германии и в целом глобализации, партнеру по ту сторону океана. И я повторю — где же демократия?
— Вы побывали в Москве уже несколько раз. Каковы ваши впечатления о столице?
— Впервые я посетил Россию, когда еще существовал Советский Союз, в 1980-х, затем приезжал сюда при Ельцине и Путине. Я видел ситуацию в развитии, после распада Советского Союза международные лобби пытались «купить» Россию. Но, к счастью для россиян, появился Путин.
Для меня этот человек — яркий пример главы государства, который заботится и защищает прежде всего интересы своих граждан. И в Италии стоило бы следовать этому примеру. Потому что сейчас мы — лишь марионетки чьих-то интересов, лобби. Россия же — великая страна, я счастлив, когда я сюда приезжаю.