Говорят, что спасаемся мы не добродетелями. Но ведь на мытарствах откупаться от демонов придётся именно добрыми делами, и на страшном суде нас тоже спросят о наших поступках, а не о борьбе со страстями, постах и т.д. Получается, что для спасения таки нужны наши добрые дела, иначе нечем будет откупиться от демонов, и нечего будет предложить на суде? И какой ответ даст разбойник, если у него, наверняка, добродетелей было меньше, чем злодеяний?
Ответ
В том все и дело
Протоиерей Андрей Ефанов, 2014-04-12
В том все и дело, что популярная в наше время история про «мытарства Феодоры» не является откровением, это просто художественное произведение, наподобие «Моих посмертных приключений» Ю. Вознесенской. В этом можно убедиться, прочитав другое произведение этого же автора: «Страшный Суд Божий».
В действительности, о посмертной своей участи мы можем узнать из Евангелия, в котором верующим предписывается не только творить добрые дела, но и отмечается важность духовного трезвения и участия в таинствах Церкви. Именно в этой полноте — деятельном проявлении любви к Богу и ближнему созидается наше спасение. А мытарства — лишь испытания наших душ при восхождении к Богу. Одними добрыми делами здесь не обойтись. Вспомните притчу про мудрых и юродивых дев. Елей в их светильниках, по традиционному толкованию, не добрые дела, но Божия благодать. Не стяжавший ее может погибнуть для Вечности.
Храни Вас Господь!