Вы здесь

Говорят, что спасаемся мы не добродетелями. Но ведь на мытарствах откупаться от демонов придётся именно добрыми делами...

Говорят, что спасаемся мы не добродетелями. Но ведь на мытарствах откупаться от демонов придётся именно добрыми делами, и на страшном суде нас тоже спросят о наших поступках, а не о борьбе со страстями, постах и т.д. Получается, что для спасения таки нужны наши добрые дела, иначе нечем будет откупиться от демонов, и нечего будет предложить на суде? И какой ответ даст разбойник, если у него, наверняка, добродетелей было меньше, чем злодеяний?

Ответ

В том все и дело, что популярная в наше время история про «мытарства Феодоры» не является откровением, это просто художественное произведение, наподобие «Моих посмертных приключений» Ю. Вознесенской. В этом можно убедиться, прочитав другое произведение этого же автора: «Страшный Суд Божий».

В действительности, о посмертной своей участи мы можем узнать из Евангелия, в котором верующим предписывается не только творить добрые дела, но и отмечается важность духовного трезвения и участия в таинствах Церкви. Именно в этой полноте — деятельном проявлении любви к Богу и ближнему созидается наше спасение. А мытарства — лишь испытания наших душ при восхождении к Богу. Одними добрыми делами здесь не обойтись. Вспомните притчу про мудрых и юродивых дев. Елей в их светильниках, по традиционному толкованию, не добрые дела, но Божия благодать. Не стяжавший ее может погибнуть для Вечности.

Храни Вас Господь!