Мы помним, как Павел Иванович Чичиков трепетно относился к своему будущему потомству. Собственно, и карьеру свою он проходил стезями торными и далеко не безупречными исключительно ради потомства, и все эти «негоции» с «мертвыми душами» совершал не столько для себя, сколько опять же ради них, будущих своих шустреньких воробушков «чичинят», чтобы оставить им капиталец, чин и доброе имя, чем, безусловно, послужить на благо будущим видам Российской империи, ее процветанию и благоустроению в потаенных грядущих веках мироустройства… И сколько же ради этого претерпел бедный Павел Иванович на службе от недругов своих, покушавшихся даже на самую жизнь Чичикова, мы тоже хорошо знаем, как и то, что самому Павлу Ивановичу лично для себя и нужно-то было пару шелковых рубашек да кусок хорошего венского мыла, без которого действительно весьма трудно проскочить по службе невзрачному чиновнику-пигалице на немыслимых просторах нашего Отечества…
Когда-то мне подарили малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в четырех томах 1907-1909 годов издания с цветными картами, рисунками и литографиями. Внимательно рассматривая это уникальное букинистическое издание, во втором томе, я обнаружил любопытные комментарии карандашом на полях в статьях на букву «Р». По дореформенной орфографии и аккуратному тонкому письму я определил, что писались комментарии первообладателем только что, вероятно, вышедшего из печати словаря. Во всяком случае, судя по безмятежности и вальяжности тона комментариев, точно это было писано до революций 1917 года, но, судя по выбору тематики статей для комментариев, в близкое к ним время и, безусловно, российским либералом. А доверительное и в тоже время назидательное обращение к некоему Юрию сразу определило и адресата сих «нота бене»: итак, отец, зная, что рано или поздно сии фолианты и «скрижали мудрости» окажутся в руках его отпрыска Юрия, на которого он, безусловно, возлагал свои будущие надежды (а может быть, и вверял ему в виде этого четырехтомника в каком-то смысле судьбу и самого Отечества!) и наставлял, делясь своим опытом, предостерегая от ошибок, указуя маяки человеческого благоденствия и преуспеяния… Так и видится мне эдакий плотненький и гладенький Павел Иванович Чичиков начала ХХ века, который в благодушном настроении после хорошего обеда устраивался в своем отеческом кресле в родовом гнездышке с рюмкою коньяку или хересу и, полусонно листая статьи словаря, что-то писал на полях, остроумное, как ему казалось, и дельное, в назидание, так сказать, грядущим поколениям, пока всепобеждающая русская послеобеденная дремота не заваливала его головы на бок; пока карандаш безнадежно не падал на пол, а кабинет не наполнялся могучим храпом «во всю носовую завертку», по слову бессмертного Николая Васильевича…
Итак… Напротив статей про Радищева, известного нам борца с крепостным правом, и декабриста Рылеева отец оставляет замечание сыну: «Прочитай, Юра!». Статья «Разбой», где говорится о похищении чужого движимого имущества, перечеркнута и сбоку подписано таинственно и многозначительно: «Еще есть одна причина». Конечно же, отец намекает на революционную ситуацию и при этом делится с сыном своими радикальными и либеральными воззрениями, мол, не с проста взялся мужик за топор- есть на то причина… Захотел о чем-то пошутить папа с сыном по поводу «Размножения», но вышло как-то неловко. Кажется, он сам не понял, что хотел сказать, но сохранил умный вид. В статье «Раскол (старообрядчество)» комментарий: «Интересно, но не важно для жизни». Конечно, не важно! Какое дело до того, что страна у тебя за окном снова раздирается пополам! Куда там! Зато «Расин» (и «Руссо») жирно выделены и отец просто повелевает сыну: «Прочитай!» Статья «Растление» заботливо перечеркнута: «Лучше этого и не знать!» Тоже и «Рулетка»- «Не дай Бог познакомиться!» Против «Рыцарства» подписано: «Не будь рыцарем на смех…» Но вот на фотографиях женщин, иллюстрирующих тему «Расы», отец не удержался и под Германской и Романской женщинами, конечно, минуя Славянский тип, сокровенно поделился с наследником: «Мой вкус»… Шалун, вероятно, большой был папаша. Интересно, мамаша этого благочестивого семейства листала данный том? Вряд ли…
Политическое завещание отца сыну совершенно очевидно из статьи «Реакция», заключающейся по мнению авторов словаря в стремлении поддержать или восстановить отживший государственный строй, отец пишет: «Не будь таким!» И вот, наконец, «Революция». Отец подчеркивает статью, где в том числе говорится и о недавней Российской революции 1905 года, но в комментарии как-то сдержан: «Прежде надо быть сознательным, а потом…» Видимо, свежи в глазах либерала недавние революционные события. И страх еще не прошел до конца… Что он делал в том 1905-м? В окошко ли испуганно смотрел на уличные баррикады из-за занавесочки? Или может быть даже крикнул что-нибудь революционное в форточку, убедившись, что на улице нет полиции… «Прежде надо быть сознательным…» Крикнул- и захлопнул быстро форточку… «И дурак же я был тогда!- вероятно, вспоминал потом либерал, холоднея от ужаса,- «Донесли бы соседи. И прихлопнули бы меня, как муху…» Статью «Рюриковичи» в словаре наш герой в назидание потомкам решительно перечеркнул крестом, а вот напротив статьи «Романовы» никаких комментариев не оставил. Перестраховался. Мало ли чего…
Мало чем отличается и совет на тему «Религия»: «Не будь аскетом, но уважай верования других». Так же посно и пресно. И бессмысленно! Сам-то ты веруешь ли? И, как и на тему революции, сторонний взгляд из окошка своего незыблемого мирка! И как же это до боли все знакомо! Будто вчера написано нашим современником…
Что еще? Советует папа сынку, какие книги читать, какую музыку слушать, на какие картины обратить внимание, рекомендует своим будущим внукам, чтобы не было рахита, пить рыбий жир. Есть и комический комментарий. Напротив «Родового имущества» небрежно подписано: «Не вникай. Его нет». То есть, как в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино»: «Денег нет, господа, идеи наследуем…» Чем и занимается папаша-либерал на полях такого же либерального словаря. Только что отгремела русско-японская война. И вот что сказано о важнейших событиях войны в словаре: «… крейсер «Варяг» и кананерская лодка «Кореец», стоявшие в Чемульпо, были окружены японскими военными судами, и после короткого боя русские суда были потоплены самими их командирами, спасшимися с экипажем на иностранные суда…» И все?! А где мужество и героизм этого самого командования и этого самого экипажа?! Где беспрецедентное противостояние «Варяга» целой эскадре? Все мимо? Похоже, издателям словаря нет до этого дела, как и нашему папаше-либералу, крепко заснувшему на обширнейшей статье под названием «Россия». Проспал ты ее, господин хороший! Не твоя это страна! Ходил ты радостный с красным бантом по переполненным улицам в феврале 1917-го, радуясь «свержению ненавистного самодержавия». Теперь же бояться больше некого! И поехал ты вскоре к своему Расину в свой Париж, не понимая, как и почему так быстро все перевернулось?! И кто тому виноват, что в лавках нет еды, в стране порядка, а в людях совести?
Признаюсь, он мне не интересен, этот либерал с карандашиком в руках на полях Брокгауза и Ефрона. Он глуп, труслив и ленив. И хватило-то его только на одну букву «Р», да и то- странно выборочно. А сколько самонадеянности! Вот прочитает сын Юра папины замечания, и все воспримет, как поросль злака целительную влагу- и заживет новой правильной жизнью на радость отцу и на славу Отечеству… И почему мы считаем, что дети слышат наши нравоучения, а не смотрят на наш убедительный жизненный пример?! Вряд ли читал все это Юра, а если и начал читать, то с презрением захлопнул сразу же том… Куда угодно! В любое пекло революции, лишь бы только не в это либеральное болото с его трясиной «общечеловеческих ценностей» и «свободолюбивыми» лягушками! …
А ведь и поныне что-то пишут назидательно на полях нашей текущей жизни сегодняшние «пестуны» либералы, не замечая того, что жизнь давно уже идет сама по себе и мимо них!
Есть еще карандашные заметки на полях этого четырехтомника. Комментариев нет. Просто твердой мужской рукой жирно отчеркнуты все статьи по электромеханике, химии и по … венерическим заболеваниям… У каждого времени свои приоритеты… Но это уже явно другой человек, а не отпрыски Павла Ивановича Чичикова…