Вы здесь

«Во славу Божию!»

Фраза, ставшая заголовком этого материала это ответ многим вопрошающим людям на серию очень серьезных вопросов, касающихся присутствия и деятельности молодежи в Церкви. До сих пор в сознании многих современных людей существует сложившееся и оформившееся клеше: «Церковь — собрание старушек и людей столкнувшихся в своей жизни с трагической ситуацией». И если таким людям (которых до сих пор немало) начать говорить о том, что сейчас активно действуют и до сих пор развиваются православные молодежные движения, то скорее всего они сочтут эту информацию фальсифицированной. Почему? Потому что считают неправильным и где-то даже противоречивым участие молодого человека в жизни Церкви. «Зачем молодежи Ваши молитвы, посты и поклоны?», — то и дело с разных сторон доносятся до нас голоса «трезвомыслящих» и «успешных» людей. На этот, и на другие интересные и «острые» вопросы мы попросили ответить людей, для которых церковная жизнь занимает не периферийное или факультативное, а центральное место в их жизни.

«Кому нужны ненужные?»

Каждый день мы наблюдаем как развиваются технологии касающейся любой сферы нашей жизни и кажется, что ещё немного и с выходом нового изобретения жизнь на планете Земля превратится в сказочное сосуществование населяющих её людей и животных. Отовсюду, с рекламных баннеров, растяжек и щитов на нас смотрят улыбающиеся приветливые лица людей, спешащих нас обрадовать появлением новых товаров и услуг. Но, жизнь людей не превращается в сказку, а для некоторых она порой становится страшным сном. Не сокращается, а прогрессирует и растет число людей, попавших по тем или иным причинам за черту бедности, также растёт и безработица, увеличиваются и ужесточаются требования работодателей к соискателям и работникам и т.д.

Страшное словосочетание «оптимизация кадров» сломало судьбу многим из наших современников. Куда обращаться за помощью людям ставшим ненужными? Кто сможет не просто выслушать, но и оказать реальную помощь? В отдел благотворительности нашей епархии каждый день приходят всё новые и новые люди. Всех их надо выслушать, многим надо помочь. Именно здесь среди просьб о помощи и редкой благодарности уже не первый год работает замечательная и всегда улыбающаяся девушка Юля. Думаю, не многие из нас добровольно решились бы устроиться на подобную работу.

— «Юля! Что же „привело“ и „держит“ на этом ответственном „посту милосердия“ столь юную девушку, которая вполне могла бы найти себе место поспокойнее? Как ты для себя решила, что совсем недостаточно просто посещать Церковь по субботам и воскресеньям?»

— Знаете, я очень благодарна Богу за мою любимую работу, на которую мне, на самом деле, хочется ходить изо дня в день, на которой я не считаю часы и минуты до конца рабочего дня, как это порой бывает на нелюбимой работе. У нас в отделе царит такая уютная, душевная, дружеская атмосфера, которую совсем не хочется менять на «холодный» офис, магазин или что-то еще. Раньше я мало интересовалась помощью нуждающимся или благотворительностью, дальше своего носа ничего и никого не замечала. Жила себе и мысли даже не возникало о самопожертвовании, терпении или прощении. Так эгоизм и цвел пышным цветом, а жизнь проходила впустую, так я сейчас думаю... Но все, на самом деле, меняется, когда ты ставишь на первое место в своей жизни Бога, свою веру, искренне обращаешься и идешь навстречу Ему, в точности как блудный сын. Тогда душа начинает потихоньку просыпаться, ты начинаешь видеть совершенно другими глазами тех, кто тебя окружает и встречается на пути, хочется помогать, делать хоть что-то полезное для Бога и людей, жертвовать чем-то ради своих близких и любимых, учишься терпеть, просить прощения и прощать.

Святой Апостол Иаков сказал, что вера без дел мертва. Ведь так и есть. Можно ходить по выходным в церковь, молиться, поститься, ездить в паломничества, исповедоваться и причащаться, но без любви и терпения относится к другим людям, в особенности своим домочадцам. И какой тогда толк от такой жизни, если ты как жил, так и живешь, не меняя ни себя, ни свою жизнь, живя без любви во Христе. Ведь в Евангелии ясно и понятно сказано, полюби, прости, поделись с нуждающимся, накорми голодного, посети больного, не оставь человека в беде. Это ведь так просто, но вместе с тем и трудно, конечно. Но никто и не обещал легкого спасения. Сказано, что в Царство Небесное можно войти только «тесными вратами», надо себя понуждать, прилагать усилия, бороться с самим собой. А для этого нужно личное желание и решимость. Вот попал, к примеру, один человек в больницу в тяжелом состоянии и нужна помощь в уходе за ним, моральная поддержка, да и просто общение. А родных нет, друзья тоже куда-то девались — некому навещать. Ты узнаешь об этой беде и хочешь помочь. И вот тут встает перед тобой личный выбор, найти время и начать помогать человеку, может даже стать другом ему или же посочувствовать и забыть.

Или взять, к примеру, кормление бездомных людей. Далеко не каждый согласится этим заниматься. Но если ты хочешь им помогать, если понимаешь, что эти люди такие же, как и ты, в них тоже есть образ Божий, они нуждаются во внимании, добром слове, в одежде, медикаментах и т.д., то присоединяешься к группе волонтеров или сам собираешь таковых и начинаешь трудиться в данном направлении. В этом и будет исполнение заповеди Божией о любви. Бездомные ведь чаще видят от нас, внешне благополучных граждан, брезгливость, презрение, желание не замечать их и поскорей пройти мимо. Но Господь никогда никого не отталкивал от Себя, даже тех, от кого люди отворачивались. Так и добровольцы, помогающие бездомным, на деле подражают Христу, не отворачиваются от этих людей, общаются с ними на равных.

Я тоже очень хочу, чтобы моя вера не сводилась только лишь к исполнению определенных правил, хочу быть ближе к Богу, научиться от Него любви, чтобы и другим людям какая-то польза и радость была от меня, особенно моим близким.

Работа в Отделе милосердия — это самая настоящая школа любви, потому что всех приходящих за помощью — мам с детьми, безработных, людей попавших в беду, беженцев, одиноких бабушек и дедушек, бездомных, больных, странников, а иногда и психически нездоровых людей — надо внимательно выслушать, отнестись с добротой, терпением, и конечно же, помочь.

Все люди разные и характеры тоже. Кто-то спокоен и вежлив, а кто-то требователен, раздражителен и даже нагл. Я стараюсь в напряженной ситуации сохранять спокойствие и не вступать в конфликт. Но бывают ситуации, когда надо проявлять строгость. Неуважение и наглость не должны поощряться. Еще бывает очень грустно, когда обманывают, с этим тоже приходится сталкиваться. Но, никто не идеален. Из каждого из нас, при определенных обстоятельствах, может выйти наружу то, о чем мы даже и не подозревали, как хорошее, так и плохое. Я вот так иногда думаю, окажись я на месте кого-то из просителей, да любой из нас, как бы себя повел в той или иной ситуации — неизвестно. А ведь на самом деле в жизни все может быть. Как говорится, от тюрьмы да от сумы не зарекайся.

«Объять необъятное»

Современный человек не желает тратить время на чтение инструкций, рекомендуемой литературы и слушания вводных лекций. Мы привыкли к кратким, сжатым и локоничным информативным посланиям. «Клиповое мышление», — вариант работы мозга наименее обогащающий наш потенциал, но при этом и более эргономичный. Читать книги? Смотреть документальные и научно-исследовательские фильмы? Ходить на лектории в свободное от работы время? На всё это у нас не хватает времени! Но его вполне достаточно для того чтобы посмотреть очередной спорного содержания сериал или скандальное ток-шоу. Мы тратим время на себя, при этом не думая о своей пользе. И конечно же, увлеченные обслуживанием и удовлетворением желаний, поступающих из нашего разнузданного мозга, мы забыли и думать о том, что у нас есть душа. Да и можно ли объяснить современнику то, что не возможно понять рационально? Как можно говорить о Боге с тем, кто вектор жизни усиленно направляет к своим страстям? А теперь ещё представьте, что у Вас нет возможности напрямую поговорить о Боге с человеком! Почему нет? Потому что он Вас не слышит. Не из-за своего желания, а потому что не обладает тем даром, который не ценит большинство из остальных людей — даром слышать! Уже несколько лет подряд Оля «озвучивает» церковные службы.

— «Говорить с другими людьми на языке жестов о Христе, огромная ответственность, но вместе с тем, наверное, большая радость? Оля, расскажи, как можно проповедуя святость, чистоту и истинность православия не проронить при этом ни слова?»

— По-настоящему говорить на языке жестов о Христе может только профессиональный воцерковленный сурдопереводчик, свободно владеющий большим запасом слов. Я занимаюсь переводом Божественной литургии, это немного другое. Чин Божественной литургии, по преимуществу, состоит из одних и тех же слов, в нем мало изменяемых частей, поэтому и словарный жестовый запас у меня не большой. Для меня язык жестов, несмотря на то что я несколько лет занимаюсь сурдопереводом Божественной литургии до сих пор остается неизученным.

А вообще, переводя Божественную литургию для слабослышащих, человек произносит каждое слово, артикулируя и проговаривая его. Каждое слово приходиться переводить в уме на определенный жест, что требует большого внимания. Ни одно слово не проходит мимо сознания переводчика. Мне это очень нравится, потому что вольно или невольно, приходиться вникать в слова богослужения и не отвлекаться. Иногда я думаю, что получаю большую пользу, чем слабослышащие прихожане, потому что перевод Литургии учит переводчика внимательно молиться, сосредотачиваться на каждом слове и не отвлекаться. Мне это очень нравится.

Конечно, как в любом деле есть свои трудности и свои радости. По-моему, мнению, главная трудность в сурдопереводе заключается в невозможности донести смысловые оттенки некоторых слов до слабослышащего человека, в языке жестов также отсутствует склонение слов, наличие которого во многом могло бы определить точность изложения. Многие жесты лишь отображают образ предмета и имеют несколько значений, поэтому иногда приходится по несколько раз объяснять тот или иной богословский термин. Этим, как правило, занимаются сурдопереводчики общины на уроках в воскресной школе.

На сурдопереводчике лежит большая ответственность за то, что понимают слабослышащие прихожане, потому что он является связующим звеном между слабослышащим человеком и окружающим миром. От того, как и что сурдопереводчик общины донесет до не слышащего человека зависит построение его религиозного сознания и может быть даже личных отношений с Богом.

«Молодежь — надежда Церкви»

Восстановлены и строятся храмы, организовываются новые православные общины, объединенные верой в Бога и готовые к творению добрых дел, во всех епархиях открываются молодежные православные клубы и центры, — всё это явление наступившего XXI века. Развиваются технологии, а вместе с ними всё шире и проще становится доступ человека к знаниям. Порой кажется, что современному молодому человеку широко открыты двери ко всему миру, но вместо этого он порой выбирает путь наименьшего сопротивления и постепенно убивает себя с помощью тех же современных технологий. Как же приятно осознавать, что находятся и в наше время молодые люди способные во благо использовать всё то что нам дает современная наука и техника! Не просто использовать всё что возможно для себя, а на пользу других! И всё у этих молодых людей получается, потому что трудятся они во славу Божию!

Комментарии

Наталья Трясцина

Клише - правильно, лаконичным, а не локоничным.

Извиняюсь за правки, Юрий, но Пермская епархия - это моя зубная и душевная боль одновременно. Почему Вы не хотите признаться, каких Вы высот в ней добились? Поверьте, я не осуждаю Вас. И простите за то, что мне безумно стыдно перед Богом за то, что там происходит.