Недавно на просторах Интернет’а довелось натолкнуться на одну дискуссию о Сталине и Церкви. И больше всего меня поразило не то, что по наименованию православные люди защищали Сталина, а то, как они оправдывали репрессии и мелочно считали миллионы ли жертв или сотни тысяч. «Я готов стать к стене, без вины, если рядом поставят двух-трех негодяев» «Пусть погибнут и невиновные, лишь бы страна очистилась от всякой *** (дряни)» «Господь Сам отберет невинных» - проносилось от строчки к строчке, где буквально, а где подразумевая. Все во имя Великой России, все во имя Святой Руси! И вот от последнего меня покоробило: не от словосочетания Святая и не потому, что я русофоб, а стало больно: если христианин, тот, кто свою страну зовет Святой оправдывает братоубийство – то что спрашивать с атеиста?
Можем ли мы во имя великой, пусть и благой цели, жертвовать чей-то жизнью? Христиане ли мы, оправдывая репрессии и (что самое страшное) репрессии против церкви, против своих же собратьев по вере и крови?! Одной рукой прославить новомученников и исповедников, а другой тут же надругаться над их памятью, - сказать «ну да ладно, погибли они, но хоть и кровопийцы, враги народа канули в небытие вместе с ними» или еще страшнее «если бы не Сталин, у нас бы не было этих святых» «Сталин сохранил Россию!» «Сталин возродил Церковь» - может тогда нам и его канонизировать? «Я только «за», он дал нам столько благ!»
Почему? почему мы не замечаем, как переходим грань между добром и злом. Почему наши уста, которые творят Святое Имя Господне, тут же попирают эту святость. Почему мы предали главный ориентир в своей жизни – Евангелие? Разве в нем не говорится о ценности души, которая больше всего мира? Разве не идет Господь за одной заблудшей овцой, оставив девяносто девять? Разве Он заповедует нам во Имя Свое или за какую-то благую по форме красивую идею убивать брата своего? «возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Матф.22:39) И ни слова (ни буквы) за то, что пусть погибнет тысяча праведников ради десяти негодяев. Мы недоумеваем жестокости Ветхого Завета, а ведь там Бог готов был помиловать Содом и Гоморру и ради десяти праведных людей – тысячи нечестивцев ради десяти!
Однажды, я спросил участницу курсов, где преподаю, «встречались ли ей люди, поразившее ее своей верой?» Ответила она неточно, но по сути так: "нет, не встречала. В храм хожу, все вроде бы верующие у нас. А как за ограду выйдут или что случится у них, так словно и не верующие". Слова ее, бывший протестантки, одной из лидеров домашней протестантской группы, поразили меня тогда горечью, исходящей от них, печалью и потянули за собой целую вереницу воспоминаний, наблюдений, - виденного, слышанного, читанного; как скальпель вскрыли и нарыв на моей сердце. Неужели мы верим в Бога только за церковной оградой?
Не может быть! Спроси любого православного человека – «ты христианин» - «да, конечно. А почему нет? Я Крещен, молюсь, пощусь, исповедуюсь, причащаюсь, богослужения посещаю» Чем не христианин, не правда ли?
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того."(Лук.11:44) "горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.(Матф.11:21-23)
Ужасные слова - но, читая их, примериваем ли на себя? на книжников и фарисеев - да. На жителей Хоразина и Вифсаниды - тоже. Но мы то - не книжники, мы то - не фарисеи, мы –то жители «Святой Руси».
Как неприятно поражают строки из книги архимандрита Спиридона (Кислицина) "Из виденного и пережитого", когда буддийский лама-бурят говорит ему, христианскому миссионеру, о том, что действительно христианство великое, нечеловеческое, божественное учение, следовать которому надо каждому человеку. Но у вас, христиан рот в крови, Вы убиваете и насилуете, грабите, вы злы, и притесняете слабых. Вот шли вы в наши земли, и мы радовались Вам, что несете благо. Но ваши рабочие приходили к нам в юрты уже пьяные, спаивали бурят, развращали наших жён, среди нас самих появилось пьянство, грабежи, убийства, драки, ссоры, болезни. У нас до той поры не было замков, потому что не было воров, тем более, не было убийства. А теперь, как наши буряты вкусили вашей культуры и узнали, в чём, по-вашему, настоящая жизнь, то уже и мы не знаем, что с ними делать. Да сохранят Аббида и Мойдари нас от таких христиан! Такие же и ваши миссионеры. Они сами не верят в то, что проповедуют. Если бы они верили в это и жили так, как Христос учил, то им и проповедовать было бы не нужно никому: мы все бы приняли христианство. Ведь дело сильнее слова. Как бы мы, в самом деле, остались во тьме, если бы возле себя увидели свет? Вы напрасно думаете, господин миссионер, что мы такие невежды, что не знаем где и что такое добро и зло. Но мы боимся, чтобы от вашего христианства нам не стать ещё хуже, чтобы совсем не озвереть. Ваши священники говорят, что они от самого Христа получили власть прощать грехи и очищать, и изгонять нечистых духов, исцелять всякую болезнь в людях. А вы, христиане, не только не показываете нам этой своей власти, чтобы всё злое, нечистое, уродливое отсекать, очищать и врачевать, но вы своею жизнью только заражаете язычников. Нет, господин миссионер, сначала пусть сами христиане поверят своему Богу и покажут нам, как они Его любят. Тогда и мы, быть может, примем вас, миссионеров, как Ангелов Божьих, и примем христианство.
Как же плохо, как горько было тогда архимандриту Спиридону. Уехал он в отчаянии от лам и в глубокой печали. «Что же это такое, – думал я, – неужели врагами проповеди о Христе являемся мы сами, христиане? Неужели наша жизнь позорит в мире христианство?» И я остро чувствовал, что и действительно, жизнь моя идёт вразрез с Евангелием»
Поставим себя на место о.Спиридона: лама будто нам в лицо говорит. Сможем ли мы возразить ему? Конечно, у нас есть отговорка "нет человека, который живет и не согрешит", но это ведь просто оправдание самого себя - а как же святые? неужели Господь пришел на Землю впустую? только для того, чтобы мы попрали Его Имя, Его Тело, Его Слово в прах?
Как же заповеди, данные нам? "Заповеди выполнить невозможно" Но кто требует от тебя все и сразу? Ведь можно начать хотя бы с малого, хотя бы стать человеком, пресечь худую мысль, худое слово, промолчать вместо брани. "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом"(Лук.16:10) - говорит Господь, и как хорошо подтверждает это о.Иоанн Крестьянкин в "Слове о малом доброделании": " Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле - очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах. Это способ самый простой и легкий войти в духовный мир и приблизиться к Богу. "
А нас и на мелочи порой не хватает! Один парень с горечью жаловался мне, как его после впадения в страшных грех, который не буду здесь называть, оказался наедине с собой - те, кто вчера еще улыбались ему в храме, теперь завидев его на улице переходили на другую сторону, иные просто рвали отношения - и это в те минуты, когда человеку требуется братское, общинное участие, поддержка. О как часто из наших уст вырывается злое, завистливое, кичливое слово и как редко доброе! как часто мы не замечаем, что после этого самого слова еще один человек прошел мимо Христа.
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.(Иоан.13:34-35) Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Матф.5:16)
"Вы все как собаки злые, на ваших форумах столько ненависти и зла" - обидные слова, против которых и возразить нечего. Но опять говорим в оправдание "мы же люди, мы же только учимся быть христианами". А кто нам не дает на форуме, в письме остановится и не ответить злом на зло, обидой на обиду, бранным словом на то, что нас разозлило? Ничего! кроме собственного нерадения и лени. Ведь это не разговор тет-а-тет в реальной жизни, когда действует поговорка "слово не воробей", когда порой и не замечаешь как вылетело дурное.
Кто не дает пришедшему в храм человеку-новичку «бывалым» прихожанам вежливо ответить, сдержать свое негодование по поводу его якобы неблагочестивого поведения - не задумываемся при этом – а мы-то благочестивое творим, когда перед алтарем изливаем черное нутро? Да это же все равно, что икону втоптать в грязь. Предложи человеку это - в ужасе шарахнется! Почему? Видимое потому что. А в голову-то и не придет: он только что словом и мыслью это самое по сути и сотворил (и фигурально и реально – ведь человек в чем-то икона, в нем Образ Божий).
Как не вспомнить авву Макария:
Однажды, Макарий Великий пошел в сопровождении ученика своего в Нитрийскую гору. Ученика отправил чуть вперед себя, да так что тот значительно ушел по дороге. И вот встретился ему языческий жрец, несущий тяжелый отрубок дерева.
- Куда бежишь, демон? - воскликнул послушник.
Разъярился жрец и давай бить обидчика, до полусмерти прибил и пошел дальше.
Встретился ему и авва Макарий
- Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!
Удивился жрец.
- Почему ты меня так приветствуешь? Что нашел во мне доброго, ты монах, а я жрец языческий.
- Сделал я тебе приветствие, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то.
- От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты - великий служитель Бога, напротив того другой, не знаю какой, окаянный монах, повстречавшись со мною, обругал меня; за то я и прибил его.
Жрец тот впоследствии стал христианином и принял постриг. Авва же Макарий по сему случаю сказал: "Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей".
Не подумайте будто я всех клеймлю, замечая сучок в глазу брата моего, а свое собственное бревно не вижу – о себе говорю тоже самое. Но слаще от этого не становится. Просто думаю: да, конечно, нам тяжело бывает порой быть хорошим, не сразу человек становится добрым, не всегда возможно побороть в себе малое зло – но неужели мы разучились различать зло большое, прикрывающиеся доброй личиной, как-то: благо народа и страны, детей, инвалидов, мира во всем мире? Неужели мы готовы признать, что евангельское добро относительно, что в мире нет ничего абсолютного, а зло это только кажется злом – в глобальном историческом масштабе же оно благо.
И есть ли польза от этого блага стране?
Петр Первый в свое время жесткой рукой наводил порядок, тянул Россию в Европу, не щадя себя, не щадя подданных. Измученный народ терпел новые и новые напасти: платил огромные подати, умирал на полях сражений, на стройках, от голода после того как отдал весь хлеб армии – и все ради мифического величия империи, которая рухнула через каких-то двести с небольшим лет! Ведь и реформа в Церкви – отмена Патриаршества, поставление Церкви на службу государству – идея, казалось бы, пропитанная якобы духом симфонии, - привела к краху веры, как таковой; к вырождению ее. Униженная Церковь, Церковь-служанка не может нести свет Истины людям. Она вынуждена обслуживать бесконечные благие идеи – сущее зло по нутру.
А Сталин – тот, кто «чистил страну от негодяев», «построил великую державу» - где она эта страна? Опять в нищете, опять на коленях. И что? Поняли ли мы почему это все? Напрасен ли был 17-й год?
Вот это зависит от нас, каждого человека. Ведь понимание банальной до невозможности, простейшей истины начинается с души человека – жизнь без Бога, жизнь без отречения себя, без вручения души Ему, подлинного вручения не на словах, - прерывается, потому как «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф.3:10).
Причем здесь страна? Что есть страна, как не все мы. Страна – тело народа; мы – его клетки. Больны клетки – больна страна: и чем больше больных, тем тяжелее болезнь. И она будет еще тяжелее пока мы не откроем, наконец-то Писание, которое читали наши отцы и деды и отцы дедов и деды прадедов – и не увидем хотя бы одну строку «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.»(Матф.3:2). Покается значит изменить свой образ мышления, понять что все земное «суета сует», которую съедает ржа и моль: – все эти слава, удача, благо страны, великие цели. Покайтесь значит «собирайте сокровища на небе».
Нет, как бы не возмущенно кричали «патриоты» не погибнет от этого Россия или Украина, не канет в небытие, а только окрепнет, потому что каждый будет занят своей душой, будет стараться предстать перед Господом с чистым сердцем, будет стараться действовать по отношению к другому по золотому правилу, а работать так как перед Богом: чиновник, протягивая руку за взяткой, задумается о бедной вдове, которую хотят обидеть, и может оттолкнет соблазн; врач вспомнит о добром самаритянине и не пройдет мимо умирающего; солдат вспомнит «о жизни за други своя», а сосед, который вчера обругал тебя, утром перед уходом на работу подойдет и скажет «прости, друг, я поступил плохо». В этом и есть подлинный патриотизм, когда каждый делает свое на своем месте и оттого в стране все чинно и благообразно. Тогда будет и Россия, и Украина и Святая Русь.
Скажите это утопия? Но разве мы забыли о малом, веди и малое творит чудеса! Если находить в себе отговорки, то что скажем в свое оправдание, когда услышим: «Отойди от Меня Сатана, не знаю тебя»?
Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего!
(Лук.11:47-51)
Комментарии
Стоны о крепкой руке очень
Игорь Бахтин, 11/03/2011 - 16:14
Стоны о крепкой руке очень распостранённое нынче дело. Не только среди старых патриотов, но к сожалению и среди верующих и увы! - даже среди священства и причём и среди занимающих не низкое место в иерархии. Патриоты исходят пеной злобы, говорят о том, что нужен он и только он и как вы правильно пишете, потеряв здравомыслие считают убитых, замученных( мол, было на сколько-то миллионов меньше), слезинка ребёнка тут уже ни в счёт. Раздрай, раскол, смятение в стране такие дичайшиее, что невольно вспоминаешь Писание и повествования о конце Света. Святые Отцы о событиях происходящих теперь много писали. К сожалению, люди своевольны, горды и не думают о том, как слово отзовётся. К примеру, священник Митрофанов рьяно оправдывает генерала Власова, а значит оправдывает Иудин грех; зачем смущать народ? Зачем оправдывать предателя, придумывая нелепицы? Уважаемый пр. В. Чаплин вдруг приглашает К. Собчак на Собор и говорит о том, что она может одуматься. Нас он не спросил: хотим ли мы её видеть там? Какой вред она принесла и приносит нашим детям и молодёжи! Ну, хочется ему пусть возьмёт над ней шефство и перевоспитывает. Есть священники, которые собираются в храмах иконы Сталина ставить; видел в телевизоре священника родственника Ленина, он тоже вносил свою лепту в раздрай среди православных. По поводу Сталина нужно котлеты отдельно мухи отдельно: тиран и убивец? Несомненно!!! Государственник? Да, жестокий и тираничный, но государственник, но это, впрочем. никак ни оправдывает его деяния. По поводу озлобления среди верующих. Возлюбить ближнего конечно нужно. Но если дело касается веры, оскорбления церкви, еретничества, символов наших , икон - то тут, уж извините. Не будем же мы терпеть когда будут крыть матом нашу мать? То же, если это будет по отношению скажем к нашей матери Царицы Небесной! А такое происходит, вспомните про сатанинские выставки в Москве. Николай Чудотворец - это факт влепил Арию оплеуху на знаменитом Соборе. Статья мне понравилась -- пропущенна через сердце. Удачи, брат и Мира тебе. Бахтин
Сергей, огромное спасибо!
Елена Гаазе, 15/03/2010 - 11:47
Ваше эссе - прекрасно, потому что необыкновенно искренне. А искренность - большая редкость даже среди православных, увы. Вы сказали о том, что мучает многих, и в чем мы не в силах себе признаться. То, о чем Вы пишете - очевидно , но вы говорите о проблеме, как о своей личной беде, очень проникновенно. Думаю, если бы мне какой-нибудь иноверец сказал то, что лама - о.Спиридону, я бы умерла на месте от стыда, от того, что этим страшним словам нечего возразить, ни от своего лица, ни от лица собратьев по вере..
Спасибо!
Елена, спасибо
Сергей Слесарев, 16/04/2010 - 18:01
Елена, спасибо Вам за отзыв - очень рад, что Вам понравилось эссе. Простите, пожалуйста, что отвечаю на Ваш отзыв только сейчас (((
Сережа, поздравляю
Светлана Коппел-Ковтун, 14/03/2010 - 19:55
Что же, Сережа, поздравляю с тем, что в тебе уже почти родился публицист :) Прочла со вниманием, было интересно следить за ходом твоей мысли. Правда, пока еще мыслию по древу растекаешься, но стержень уже есть.
Несколько замечаний. Вот, к примеру, ты пишешь: "неужели мы верим только за церковной оградой", имея в виду "внутри церковной ограды". "За церковной оградой" обычно означает "за пределами церкви".
Еще. Ты задаешь вопрос "А кто нам не дает на форуме, в письме остановится и не ответить злом на зло, обидой на обиду, бранным словом на то, что нас разозлило?" И отвечаешь на него - "Ничего!" Но тогда вопрос должен быть сформулирован иначе: "А что нам мешает...."
Такого рода неточностей в твоем тексте много, надо их выловить и исправить.
Ну и по смыслу одно замечание. Дело в том, что строить державу и спасать душу - не взаимозаменяемые вещи. У правителя государства, все же, иная логика, чем, скажем, у простого рабочего, который отвечает только за себя. И молитва к Богу у них разная, и права разные, и понятия разные, и грехи разные. Не стоит валить все в одну кучу. Богу - Боговово, а кесарю - кесарево.
Название, кстати, тоже не вполне корректно. Хорошо бы найти иной вариант
Спасибо, Света
Сергей Слесарев, 14/03/2010 - 21:59
Спасибо, Света, волновался, когда выкладывал все-таки более-менее (пусть и не первая попытка), но первая рабочая версия. И мне твое мнение, как журналиста-публициста опытного, важно.
Согласен со всеми замечаниями. Моя вина, как автора, что не раскрыл мысль о месте каждого в стране как следует.
Завтра на свежую голову постараюсь "выловить блох" и подумать над спорными моментами, в т.ч. и названием.
Света, прошу, пожалуйста, твоей помощи советами в доведении эссе до ума.
Все наладится
Светлана Коппел-Ковтун, 14/03/2010 - 22:35
Нет никакой твоей вины (неправильное слово ), как автора. Это просто проблемы роста - явление временное. Главное, это уже эссе, и оно почти получилось. Лови "блох", а там посмотрим.
Что же касается места каждого в стране, то, думаю, оно связано не только и не столько с молитвами, сколько с профессиональным трудом. Тебе надо разложить все по полочкам, и все получится.
Молитвы, общение с Богом, безусловно, главное в жизни христианина. Однако, хороший молитвенник может быть плохим управителем даже дома, не то что государства. Все не так прямолинейно. Конечно, если верующий человек окажется, в силу обстоятельств (которыми, как известно, Бог являет свою волю), то, полагаясь на Бога ему будет легче трудиться на благо страны, общества... Однако надо еще и просто работать. В общем, перегиб есть. Но это от той радости, которую ты сейчас переживаешь, постигая основы нашей веры.
Все наладится. Со временем. Вот увидишь. Просто не беги впереди паровоза )))
Спасибо, Света, думаю вот
Сергей Слесарев, 16/04/2010 - 18:04
Спасибо, Света, думаю вот приступить к ловле блох - уже времени прошло весьма порядочно - уважающей бы себя и читателей литератор давно бы уже все причесал, а я вот ленился. Правда, на той неделе все-таки доделал первую серию фильма о войне и уже даже премьера состоялась ))))
Поздравляем! Значит, дебют
Светлана Коппел-Ковтун, 16/04/2010 - 18:48
Поздравляем! Значит, дебют состоялся )))
А текст вполне может подождать. Это же обычное дело, Сережа. Не переживай! Придет время, все исправишь.
Успехов!
Спасибо, Света, за
Сергей Слесарев, 16/04/2010 - 22:17
Спасибо, Света, за поздравления и поддержку!