Вы здесь

Добавить комментарий

Во Имя Твое?! или размышления об истинном патриотизме

Недавно на просторах Интернет’а довелось натолкнуться на одну дискуссию о Сталине и Церкви. И больше всего меня поразило не то, что по наименованию православные люди защищали Сталина, а то, как они оправдывали репрессии и мелочно считали миллионы ли жертв или сотни тысяч. «Я готов стать к стене, без вины, если рядом поставят двух-трех негодяев» «Пусть погибнут и невиновные, лишь бы страна очистилась от всякой *** (дряни)» «Господь Сам отберет невинных» - проносилось от строчки к строчке, где буквально, а где подразумевая. Все во имя Великой России, все во имя Святой Руси! И вот от последнего меня покоробило: не от словосочетания Святая и не потому, что я русофоб, а стало больно: если христианин, тот, кто свою страну зовет Святой оправдывает братоубийство – то что спрашивать с атеиста?

Можем ли мы во имя великой, пусть и благой цели, жертвовать чей-то жизнью? Христиане ли мы, оправдывая репрессии и (что самое страшное) репрессии против церкви, против своих же собратьев по вере и крови?! Одной рукой прославить новомученников и исповедников, а другой тут же надругаться над их памятью, - сказать «ну да ладно, погибли они, но хоть и кровопийцы, враги народа канули в небытие вместе с ними» или еще страшнее «если бы не Сталин, у нас бы не было этих святых» «Сталин сохранил Россию!» «Сталин возродил Церковь» - может тогда нам и его канонизировать? «Я только «за», он дал нам столько благ!»

Почему? почему мы не замечаем, как переходим грань между добром и злом. Почему наши уста, которые творят Святое Имя Господне, тут же попирают эту святость. Почему мы предали главный ориентир в своей жизни – Евангелие? Разве в нем не говорится о ценности души, которая больше всего мира? Разве не идет Господь за одной заблудшей овцой, оставив девяносто девять? Разве Он заповедует нам во Имя Свое или за какую-то благую по форме красивую идею убивать брата своего? «возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Матф.22:39) И ни слова (ни буквы) за то, что пусть погибнет тысяча праведников ради десяти негодяев. Мы недоумеваем жестокости Ветхого Завета, а ведь там Бог готов был помиловать Содом и Гоморру и ради десяти праведных людей – тысячи нечестивцев ради десяти!

Однажды, я спросил участницу курсов, где преподаю, «встречались ли ей люди, поразившее ее своей верой?» Ответила она неточно, но по сути так: "нет, не встречала. В храм хожу, все вроде бы верующие у нас. А как за ограду выйдут или что случится у них, так словно и не верующие". Слова ее, бывший протестантки, одной из лидеров домашней протестантской группы, поразили меня тогда горечью, исходящей от них, печалью и потянули за собой целую вереницу воспоминаний, наблюдений, - виденного, слышанного, читанного; как скальпель вскрыли и нарыв на моей сердце. Неужели мы верим в Бога только за церковной оградой?

Не может быть! Спроси любого православного человека – «ты христианин» - «да, конечно. А почему нет? Я Крещен, молюсь, пощусь, исповедуюсь, причащаюсь, богослужения посещаю» Чем не христианин, не правда ли?

"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того."(Лук.11:44) "горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.(Матф.11:21-23)

Ужасные слова - но, читая их, примериваем ли на себя? на книжников и фарисеев - да. На жителей Хоразина и Вифсаниды - тоже. Но мы то - не книжники, мы то - не фарисеи, мы –то жители «Святой Руси».

Как неприятно поражают строки из книги архимандрита Спиридона (Кислицина) "Из виденного и пережитого", когда буддийский лама-бурят говорит ему, христианскому миссионеру, о том, что действительно христианство великое, нечеловеческое, божественное учение, следовать которому надо каждому человеку. Но у вас, христиан рот в крови, Вы убиваете и насилуете, грабите, вы злы, и притесняете слабых. Вот шли вы в наши земли, и мы радовались Вам, что несете благо. Но ваши рабочие приходили к нам в юрты уже пьяные, спаивали бурят, развращали наших жён, среди нас самих появилось пьянство, грабежи, убийства, драки, ссоры, болезни. У нас до той поры не было замков, потому что не было воров, тем более, не было убийства. А теперь, как наши буряты вкусили вашей культуры и узнали, в чём, по-вашему, настоящая жизнь, то уже и мы не знаем, что с ними делать. Да сохранят Аббида и Мойдари нас от таких христиан! Такие же и ваши миссионеры. Они сами не верят в то, что проповедуют. Если бы они верили в это и жили так, как Христос учил, то им и проповедовать было бы не нужно никому: мы все бы приняли христианство. Ведь дело сильнее слова. Как бы мы, в самом деле, остались во тьме, если бы возле себя увидели свет? Вы напрасно думаете, господин миссионер, что мы такие невежды, что не знаем где и что такое добро и зло. Но мы боимся, чтобы от вашего христианства нам не стать ещё хуже, чтобы совсем не озвереть. Ваши священники говорят, что они от самого Христа получили власть прощать грехи и очищать, и изгонять нечистых духов, исцелять всякую болезнь в людях. А вы, христиане, не только не показываете нам этой своей власти, чтобы всё злое, нечистое, уродливое отсекать, очищать и врачевать, но вы своею жизнью только заражаете язычников. Нет, господин миссионер, сначала пусть сами христиане поверят своему Богу и покажут нам, как они Его любят. Тогда и мы, быть может, примем вас, миссионеров, как Ангелов Божьих, и примем христианство.

Как же плохо, как горько было тогда архимандриту Спиридону. Уехал он в отчаянии от лам и в глубокой печали. «Что же это такое, – думал я, – неужели врагами проповеди о Христе являемся мы сами, христиане? Неужели наша жизнь позорит в мире христианство?» И я остро чувствовал, что и действительно, жизнь моя идёт вразрез с Евангелием»

Поставим себя на место о.Спиридона: лама будто нам в лицо говорит. Сможем ли мы возразить ему? Конечно, у нас есть отговорка "нет человека, который живет и не согрешит", но это ведь просто оправдание самого себя - а как же святые? неужели Господь пришел на Землю впустую? только для того, чтобы мы попрали Его Имя, Его Тело, Его Слово в прах?

Как же заповеди, данные нам? "Заповеди выполнить невозможно" Но кто требует от тебя все и сразу? Ведь можно начать хотя бы с малого, хотя бы стать человеком, пресечь худую мысль, худое слово, промолчать вместо брани. "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом"(Лук.16:10) - говорит Господь, и как хорошо подтверждает это о.Иоанн Крестьянкин в "Слове о малом доброделании": " Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле - очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах. Это способ самый простой и легкий войти в духовный мир и приблизиться к Богу. "

А нас и на мелочи порой не хватает! Один парень с горечью жаловался мне, как его после впадения в страшных грех, который не буду здесь называть, оказался наедине с собой - те, кто вчера еще улыбались ему в храме, теперь завидев его на улице переходили на другую сторону, иные просто рвали отношения - и это в те минуты, когда человеку требуется братское, общинное участие, поддержка. О как часто из наших уст вырывается злое, завистливое, кичливое слово и как редко доброе! как часто мы не замечаем, что после этого самого слова еще один человек прошел мимо Христа.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.(Иоан.13:34-35) Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Матф.5:16)

"Вы все как собаки злые, на ваших форумах столько ненависти и зла" - обидные слова, против которых и возразить нечего. Но опять говорим в оправдание "мы же люди, мы же только учимся быть христианами". А кто нам не дает на форуме, в письме остановится и не ответить злом на зло, обидой на обиду, бранным словом на то, что нас разозлило? Ничего! кроме собственного нерадения и лени. Ведь это не разговор тет-а-тет в реальной жизни, когда действует поговорка "слово не воробей", когда порой и не замечаешь как вылетело дурное.
Кто не дает пришедшему в храм человеку-новичку «бывалым» прихожанам вежливо ответить, сдержать свое негодование по поводу его якобы неблагочестивого поведения - не задумываемся при этом – а мы-то благочестивое творим, когда перед алтарем изливаем черное нутро? Да это же все равно, что икону втоптать в грязь. Предложи человеку это - в ужасе шарахнется! Почему? Видимое потому что. А в голову-то и не придет: он только что словом и мыслью это самое по сути и сотворил (и фигурально и реально – ведь человек в чем-то икона, в нем Образ Божий).

Как не вспомнить авву Макария:

Однажды, Макарий Великий пошел в сопровождении ученика своего в Нитрийскую гору. Ученика отправил чуть вперед себя, да так что тот значительно ушел по дороге. И вот встретился ему языческий жрец, несущий тяжелый отрубок дерева.
- Куда бежишь, демон? - воскликнул послушник.
Разъярился жрец и давай бить обидчика, до полусмерти прибил и пошел дальше.
Встретился ему и авва Макарий
- Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!
Удивился жрец.
- Почему ты меня так приветствуешь? Что нашел во мне доброго, ты монах, а я жрец языческий.
- Сделал я тебе приветствие, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то.
- От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты - великий служитель Бога, напротив того другой, не знаю какой, окаянный монах, повстречавшись со мною, обругал меня; за то я и прибил его.
Жрец тот впоследствии стал христианином и принял постриг. Авва же Макарий по сему случаю сказал: "Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей".

Не подумайте будто я всех клеймлю, замечая сучок в глазу брата моего, а свое собственное бревно не вижу – о себе говорю тоже самое. Но слаще от этого не становится. Просто думаю: да, конечно, нам тяжело бывает порой быть хорошим, не сразу человек становится добрым, не всегда возможно побороть в себе малое зло – но неужели мы разучились различать зло большое, прикрывающиеся доброй личиной, как-то: благо народа и страны, детей, инвалидов, мира во всем мире? Неужели мы готовы признать, что евангельское добро относительно, что в мире нет ничего абсолютного, а зло это только кажется злом – в глобальном историческом масштабе же оно благо.

И есть ли польза от этого блага стране?

Петр Первый в свое время жесткой рукой наводил порядок, тянул Россию в Европу, не щадя себя, не щадя подданных. Измученный народ терпел новые и новые напасти: платил огромные подати, умирал на полях сражений, на стройках, от голода после того как отдал весь хлеб армии – и все ради мифического величия империи, которая рухнула через каких-то двести с небольшим лет! Ведь и реформа в Церкви – отмена Патриаршества, поставление Церкви на службу государству – идея, казалось бы, пропитанная якобы духом симфонии, - привела к краху веры, как таковой; к вырождению ее. Униженная Церковь, Церковь-служанка не может нести свет Истины людям. Она вынуждена обслуживать бесконечные благие идеи – сущее зло по нутру.
А Сталин – тот, кто «чистил страну от негодяев», «построил великую державу» - где она эта страна? Опять в нищете, опять на коленях. И что? Поняли ли мы почему это все? Напрасен ли был 17-й год?

Вот это зависит от нас, каждого человека. Ведь понимание банальной до невозможности, простейшей истины начинается с души человека – жизнь без Бога, жизнь без отречения себя, без вручения души Ему, подлинного вручения не на словах, - прерывается, потому как «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф.3:10).

Причем здесь страна? Что есть страна, как не все мы. Страна – тело народа; мы – его клетки. Больны клетки – больна страна: и чем больше больных, тем тяжелее болезнь. И она будет еще тяжелее пока мы не откроем, наконец-то Писание, которое читали наши отцы и деды и отцы дедов и деды прадедов – и не увидем хотя бы одну строку «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.»(Матф.3:2). Покается значит изменить свой образ мышления, понять что все земное «суета сует», которую съедает ржа и моль: – все эти слава, удача, благо страны, великие цели. Покайтесь значит «собирайте сокровища на небе».

Нет, как бы не возмущенно кричали «патриоты» не погибнет от этого Россия или Украина, не канет в небытие, а только окрепнет, потому что каждый будет занят своей душой, будет стараться предстать перед Господом с чистым сердцем, будет стараться действовать по отношению к другому по золотому правилу, а работать так как перед Богом: чиновник, протягивая руку за взяткой, задумается о бедной вдове, которую хотят обидеть, и может оттолкнет соблазн; врач вспомнит о добром самаритянине и не пройдет мимо умирающего; солдат вспомнит «о жизни за други своя», а сосед, который вчера обругал тебя, утром перед уходом на работу подойдет и скажет «прости, друг, я поступил плохо». В этом и есть подлинный патриотизм, когда каждый делает свое на своем месте и оттого в стране все чинно и благообразно. Тогда будет и Россия, и Украина и Святая Русь.

Скажите это утопия? Но разве мы забыли о малом, веди и малое творит чудеса! Если находить в себе отговорки, то что скажем в свое оправдание, когда услышим: «Отойди от Меня Сатана, не знаю тебя»?

Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего!
(Лук.11:47-51)