Эпоха книгопечатания подарила человечеству возможность знакомиться с лучшими образцами мировой литературы, но она одновременно и приоткрыла дверцы потокам информации, которые превратились в огромные новостные пространства в век цифрового телевидения. Трансформация информационного пространства происходила поэтапно, его насыщение иллюзиями – лавинообразно.
Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». Определяя ноосферу как сферу разума, область взаимодействия разума и природы, где «разумная человеческая деятельность» превращается в определяющий фактор развития, ученый и не предполагал, что сфера взаимодействия может распространять свои границы как на материальную природу, так и на область мысли, трансформируя и преобразуя обе стороны реальности в некий принципиально новый срез бытия, который условно можно определить как виртуальная киберсфера. Онтологическое единство человека и среды обитания, выражаемое в преобразовании последней согласно мировой идее комфорта и утилитарности, пришедшее на смену единства духовного начала человека и источника всего сущего – Господа, сменяется принципиально новым феноменом – феноменом организованных иллюзий, подменяющих собой фундаментальные основы христианского мира. Разум выходит за границы материи, погружаясь в виртуальность, тем самым теряя окончательную связь с пространством, временем и движением.
В свое время «К. Р. Поппер сформулировал концепцию трёх миров: (1) мира физических объектов и состояний, (2) мира психических и ментальных состояний сознания и (3) мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты)», данную классификацию можно расширить до мира виртуальных пространств и связанных с ними псевдо реальных переживаний и состояний, пронизывающих бытие запатентованными иллюзиями-мифологемами, зачастую представленными в форме развлекательных фрагментарных картинок или калейдоскопических шоу, погружающих разум в состояние сна относительно реального времени и пространства.
Метафизические вопросы, которые человечество связывало с метаисторическими процессами, постепенно ушли на второй план, освободив место перманентной виртуальной развлекательности. Идеи медиа киберпространства далеки от метафизических платоновских, они захватывают сознание либо мрачноватым отблеском нео-нуара, либо однозначным солей эффектом праздности и потребления. Киберсфера, которая уже включает в себя целый пласт псевдо-пространств: пространство игр, пространство общения, особое экономическое цифровое пространство, кинопространство 3D мифологем, - начинает управлять когнитивными процессами, формируя необходимый постиндустриальному обществу психотип, утрачивающий реальные связи с истинным духовным бытием, и, будучи погруженным в разрозненные информационные потоки, сам становящийся их носителем. Непрерывное удаление человека от метаисторической прародины запускает эффект динамического погружения в ложно эквивалентное утраченному раю пространство псевдо реализации заблудившейся личности маленького человека, растерянного и утратившего способность к общению с Богом-Творцом. Но вопросы, возникающие в подобном пространстве виртуальных аллюзий, мгновенно визуализируются финалом с уже готовыми ответами, заставляя проживать предложенное со всей полнотой психоэмоционального ответа. Мир парадоксальным образом сужается до знакомых, набивших оскомину картинок, разум погружается в глубочайший гипнотический сон, теряя ту всеобъемлющую, творческую силу, что преобразует окружающее пространство живым творческим духом.
Безусловно, существует и некая интеллектуальная элита, продолжающая развиваться в рамках сосуществования двух пространств: виртуального и реального, во многом отражающего скрытые процессы, происходящие в недрах первого, процессов, приводящих порой к катастрофическим политическим и экономическим последствиям, как это имело место с чередой глобальных кризисов последнего времени, связанных с виртуальной «нагрузкой» реального сектора экономики. Показательна в этом отношении сатирическая комедия Барри Левинсона «Хвост виляет собакой» - занимательная иллюстрация сути исторических процессов современности. Так, ход истории приобретает в виртуальном мире черты бесконечного шоу, разворачивающегося на глазах галлюцинирующего человечества по заказу некоего таинственного продюсера. Так думает большинство, не предполагая, что жизнь уходит своими истоками гораздо глубже, чем верхний слой обманов философии потребления.
Но парадокс заключается в том, что граница свободы лежит не в области ноосферы, как и не в лабиринтах киберпространства, она проходит в человеческом сердце. С ложью можно бороться только правдой, со злом – внутренним, убежденным добром, жестокость побеждается любовью, но только тогда, когда человек обращается к другому человеку в реальном времени и пространстве.
Извечная меланхолия человека без сознательного самопреодоления ее истоков – разрушения онтологического единства бытия человека и познания Бога, - превращается в дамоклов меч современной цивилизации, уводя сознание во все более изощренные лабиринты цифровых иллюзий-мифологем общества потребления. И выход только один – трезвение…