Вы здесь

Усталость от церковности

В последнее время как-то уж со всех сторон, как-то уж от слишком многих православных христиан слышу, что им надоела церковная действительность.

И «надоело» — это очень мягкое слово. В частных разговорах используются гораздо более жёсткие выражения.

Православным работникам разного рода надоело делать своё бессмысленное и чаще всего чисто мирское дело на той или иной церковной должности. Священникам смертельно надоело служить молебны-записки-панихиды-всенощные-парастасы и более чем надоело играть с начальством нескончаемую игру «в церковь». Монахам стала нестерпимой жизнь в современных монастырях, где они по большей части — на положении крепостных, где постоянная стройка, а теперь ещё и миссионерство. Мирян воротит от бесконечных вопросов «а как поститься в наступивший пост?», от всяких запретов типа «нельзя яблоки есть!», от правил и служб, от надутой и отвратительной болтовни, которую несут разные батюшки с таким видом, будто они — обладатели истины в конечной инстанции. И это уже не спишешь на «сам дурак», на «гордость» и «несмирение». Слишком массовым стало то, что церковность крайне утомляет церковных людей.

А вот с другой стороны: надоел ли людям обед или ужин? Нет, такие вещи не надоедают. Бывает — на то, что человек ежедневно ужинает, он не обращает внимания; но чаще всего ждёт ужина с радостью и вкушает пищу вместе с отдыхом. Обед, ужин, умыться с утра — не надоедают ведь. Выспаться как следует не надоедает. Не надоедает общение с любимым человеком. Даже наоборот — его всегда мало, всегда не хватает. Не надоедает читать присланные любимым человеком смс-ки и письма. Их читаешь и перечитываешь. Не надоедает смотреть на море. Не надоедает радоваться с радующимися и плакать с плачущими. То есть — существуют вещи, которые в принципе не могут надоесть.

И — посмотрите: Христос главное церковное действо, средоточие Церкви — Евхаристию — облекает не во что иное, а в ужин. В то, что не может надоесть. И молитва Богу — общение с тем, кого любишь. И Писание — смс-ка от него. То есть основа Церкви Самим Богом так устроена, что она принадлежит к тем вещам, которые не могут надоесть.

А отсюда делается вывод:

ЧТО В ЦЕРКВИ НАДОЕЛО-ТО НЕ ОТ БОГА.
ЧТО ОТ БОГА — НАДОЕСТЬ НЕ МОЖЕТ.

Это перекликается с Григорием Сковородой: «Что нужно, то нетрудно. Что трудно, то не нужно».

Интересно, если этим критерием вооружить совесть? Изменится ли церковная жизнь (на частном, разумеется, уровне)?

Комментарии

"общение с любимым человеком"; "ужин с любимым человеком"; "послание от любимого человека" - браво! замечательные сравнения!
Спасибо.

Дорогой о. Петр, с днём рождения!
Я всегда с большой радостью читаю Ваши статьи и жду новые. Дай Бог здоровья Вам за труды

Заметка "отца" Мещеринова походит на кощунство. Если кому-то не нравится в Теле Христовом - волен уйти, Бог насильно никого не держит. Мерить Церковь своими ощущениями, впечатлениями, мыслями, свой субъективный опыт выдавать за истину - всё такое идёт от гордыни человека. Дай, Боже, Мещеринову смирения.

Елена Шутова

В том числе и Евгений, с какого места вы начали читать заметку отца Петра?
" В последнее время как-то уж со всех сторон, как-то уж от слишком многих православных христиан слышу, что им надоела церковная действительность."(Цитирую)
 Это о.Петр услышал от людей (и не единожды), а не вынес из своего сердца в качестве частного мнения или чувства. Чувство отца игумена как раз совсем противоположное усталости - боль и деятельное сострадание. Вот и о нас, православных литераторах всего мира, попечение имеет, а не только в радиусе своего монастыря или чуточку далее.
Да, в жизни не все поэзия. Вот недавно опять столкнулась с прозой.Одна сотрудница подошла поделиться впечатлениями и вопросила мнения коллеги. Но не выслушав его внимательно и до конца, будучи на "своей волне", обиделась и обозвала отвечавшую бессовестной. Я от этого "зрелища" потеряла дар речи. Когда обстановка разрядилась, та, что обиделась, поведала мне причину конфликта: "Она же плохо обо мне подумала!" !!! Поврежденные мысли.
Когда у разных людей болит одно и то же, они понимают друг друга с полуслова. Но в ситуации "у кого чего болит, тот о том и говорит" - "на воре шапка горит".

Опять за старое, сейчас будут писать, что у критиков о. Петра "нет любви" (подразумевая, что у них-то она уж точно есть). О. Петру желаю не столько смирения, сколько страха Божия. Аминь.

Мне иногда кажется, что люди, работающие в церкви "для Бога" даже кушать не должны - Св. Духом питаться надлежит таковым.
Шучу, конечно. Не надо забывать, что в человеке много чисто человеческого, психосоматического, физического. И это чисто человеческое очень легко повреждается. Если на это человеческое, немощное, наехать танком лживой духовности, от человека останется развалина, инвалид.
И Богу работающие устают, и психически изматываются, пытаясь противостоять подлости человеческой.
Так что давайте не будем разводить сладкий кисель и не будем замазывать им уста и глаза.

Да отец Петр Мещеринов сам устал от Церкви, вот и пишет такие посты. Устал, отдохни, надо проездится по России, походить в другие храмы. Ничего страшного.

о.Петр прав. Я много встречал "уставших", "загнанных"."озабоченных" и тех кому "мне некогда". Но все они в церкви работают для себя, а не служат для Бога. Они живут в ней сами, без Бога в сердце, без его помощи в делах. Я как вижу такого "уставшего", чванливого, раздраженного и говорящего "через губу", уже сразу понимаю - жулик. А потом и жизнь показывает, что он пришел в церковь за деньгой, славой, и просто за безделием. Без Духа Святаго они и устают, ходят злые и раздраженные. Те кто с Духом, готовы на любые подвиги и лишения и делают это с радостью.
" Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;..." сказал Господь. А кто не приходит, тот устал, устает, и будет уставать!

Так или не так - не знаю. Но...за 25 лет пребывания в Церкви и навидавшись всякого (к чему врать?) - она никогда не надоедает. Слишком много в ней неожиданно нового и неизвестного, если, конечно, поискать или заметить его. Это мы стареем...телом, душой ли... Мы слабы. А Господь...на то Он и Господь сил. Опять же - есть и иные примеры. Сколько лет, по его словам, "жил в Церкви" отец Иоанн Кронштадтский. И не уставал от этого. Скорее, напротив. Да что там! Даже те, кто жил и веровал во времена гонений...а ведь тогда это было не "скучно", а опасно, подчас смертельно опасно. Стары мы, стары... Е. 

Скучно, когда слишком легко или когда пусто. Когда опасно, тогда, конечно, не скучно
Так что дело именно в степени напряжения духовной жизни и в её подлинности.

О том, собственно, и разговор.

Марина Алёшина

Вот что удивительно: я в Москве, и мне тоже такое не встречалось, по крайней мере в рафинированном виде. Наоборот, часто удивляюсь тому, как много рабов Божиих вокруг, людей с реальными добродетелями, и даже таких людей, которые стяжали Божьи дары.
Может быть, мне просто повезло...

Поэтому не хочется соглашаться с обобщением...

Есть письмо преподобного Макария Оптинского к одному игумену по этому поводу. Он пишет с таким сочувствием, с такими состраданием и сердечной болью...  "С сердечным сожалением вижу писанное Вами об охлаждении ко всему монашескому..." И приводит причины этой внутренней брани.

Людмила Громова

Я рядом - в Подмосковье, и тоже не замечала, что "слишком массовым стало то, что церковность крайне утомляет церковных людей. "  Не припоминаю, чтобы мне встречались подобные, уставшие от церковной жизни люди, или даже разговоры об этом. Возможно, тоже повезло...

 В нашей глухой провинции явления, описанные в публикации о. Петра, мне как-то пока, тем паче в концентрированном виде, не встречались. Что встречалось? - смертельная усталось единственного монастырского служаще-требного монаха. И при всей той смертельности он оставался жизнерадостным и молитву по-прежнему любил. Встречалось эмоциональное выгорание, там, и правда, в критических фазах должностные послушания не радуют, зато проповеди и Евхаристия - все те же.

Мне кажется, что усталость приходит от псевдостей и мнимостей, т.е. от ложной церковности. Мы подменяем подлинного Христа бутафорским, служим вовсе не Христу - в этом проблема. Буква, а не дух главенствуют, да ещё и буква, зачастую, вырвана из контекста или вообще не та и не там.

Там, где Христос - ликование, потому что без Него - тоска смертная и отчаяние. А Христос там, где любовь, а не горделивое самовозношение. К сожалению, именно последнего в нашей церковной жизни становится всё больше...

Великий Инквизитор - наш современник. Легенда, рассказанная Достоевским, всегда была актуальна, но в наше время - особенно.

Людмила Громова

О.Петр, простите, смутила Ваша статья. Разве может что-то в ПРАВОСЛАВНОЙ церкви быть «не от Бога»? «Не от Бога» бывает наше внутреннее душевное состояние.
Вот отрывок из писем преп. Макария Оптинского, где речь как раз о подобных внутренних искушениях:

«В конце письма твоего пишешь ты, что бывает с тобою ужасная внутренняя досада, скука, что даже от стеснения закричала бы, - сие бывает без всяких видимых причин. На сие скажу тебе: жизнь наша должна быть скорбная, а не отрадная; Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е (Мф.11:12), и многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян.14:22). Когда мы не переносим внешних скорбей, т.е. уничижений, досад, укоризн, злоречий, пренебрежений и проч., кои очищают и исцеляют наши душевные страсти, - тогда посылает Бог нам внутренний духовный крест: мрак, томнота , досада, рвение и проч., о коих ты воспоминаешь.
Посмотри на свою жизнь и сверь с жизнью и учением св. отцов: они, прошедши страдательный путь жизни, смирением и любовью совершили оный и получили плод духовный; а мы, - не говоря уже ты, - ищем только покоя в жизни нашей; укоризны и досады не терпим, а отреваем от себя; и при таком бедном устроении повлачаемся мнением о себе, а других укоряем, осуждаем, презираем и проч.: то каких же будем ожидать плодов духовных? - Что сеем, то и жнем.»
Преподобный Макарий Оптинский, Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей, Письмо 421 http://www.pagez.ru/olb/mo/421.php

Кстати, бывает, и обеды с ужинами надоедают, и общение с любимыми, и многое из того, что раньше очень нравилось. Наверное, виноваты в этом не обеды и ужины, а болезненное состояние души человека. Просто уныние одолевает.
Далее преп. Макарий пишет, что нужно делать при подобных внутренних скорбях:

«Потщимся же о сем всякий день пещись, и из случаев познавать свою душевную немощь и смиряться, а не укорять других; и читать отеческие книги, побуждающие к сему, - тогда, по времени, утишатся страсти и получишь успокоение; а в настоящее время тебе, при случающихся твоих душевных томности и досаде, надобно укорять себя, смиряться и считать себя достойною сей тягости, припадать ко Господу, прося Его помилования, и предать воле Его, - тем себя успокоишь, неся сей духовный крест. Покой-то нам и душевный не пользует, прежде очищения от страстей, а паче от тщеславия и высокоумия.»
 

Разве может что-то в ПРАВОСЛАВНОЙ церкви быть «не от Бога»?

Церковь-организация и церковь-организм - не одно и то же. В организации очень многое может быть не от Бога, как в любой другой организации. Человек удобопреклонен ко греху и, порой, допускает ошибки страшные и крайне опасные. Все в этом мире приблизительно и отчасти. И пока человек живет и работает по совести, хоть и ошибается, беда невелика. Но плохо, если дело Божие совершается без должного тщания и старания, в уклонении от заповедей, в забвении главного ради второстепенного. Против такой неправильно понятой и неправильно устроенной церковности и говорит о. Петр.

Дорогая Людмила, Вам стиот почитать другие статьи о.Петра,чтобы понять о чем именно эта дневниковая запись. Это не статья, а просто высказанная вслух мысль - страничка из дневника, не более.

 

Страницы