Мы живем в состоянии постоянного страха. Мы привыкли к боязливому чувству, сроднились с ним. И уже, наверное, не можем жить без него. Мы тревожно озираемся по сторонам, идя по улице, с недоверием смотрим на человека, вошедшего с нами в лифт. Мы спешим запереть замки, закрыв дверь в своем доме. Нам неспокойно, постоянно неспокойно.
А чего мы боимся? Мы боимся смерти.
Внезапной, насильственной, просто смерти.
Я думаю об этом сегодня, когда мы идем в храм. На улице — дождь, и мы идем медленно. Обычно мы в храм бежим, он у нас совсем рядом — одна автобусная остановка. И мы бежим, от радости даже немного пританцовываем, так нам хочется побыстрее на службу. А сегодня еле плетемся.
Сегодня в Церкви страшно. Там читают отрывок из Евангелия об овцах и козлищах. Неприятный отрывок. Там тоже говорится о смерти и о Суде. О том, что мы живем-живем, вроде хорошо живем, думаем, что живем с Богом, а потом, вдруг — Суд, и Господь нам говорит: «Я вас не знаю! Убирайтесь отсюда, туда, где скрежет зубов». Да что там нам. Он скажет это лично мне. И мне страшно.
У меня уже сейчас начинают скрежетать зубы. И я плетусь в храм, ожидая над собою Суда.
Я впервые не то что понимаю, я осознаю, всем нутром ощущаю, что наша Церковь, наша вера — это не теплое, уютное пристанище для комфортного существования на этой земле и плавного перехода в иную жизнь. Это — пот и кровь. Это постоянное взбирание наверх или же падение вниз. Это безбоязненный страх. Упование при безнадежности. Уязвляющая любовь. И ранящее смирение.
Нам никто не дает гарантии, что вот, ты верил, ты жил праведно, значит ты умрешь тихо и спокойно, а там тебя встретят ангелы и отнесут на крыльях в рай. Нет. Но нам говорят: будет Суд. И Господь будет нас судить. И Он разделит нас: кого-то по правую руку, кого-то по левую.
«И праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную»… А кто из нас безгрешен? Только Бог.
В неделю о Страшном Суде мне даже причащаться страшно. Вот в день Всех святых, в Рождество Христово, в Благовещенье, в Сретенье — причащаться легко и радостно. В храме — праздник, душа ликует. А сегодня — страшно. Нет, я не боюсь, просто что-то внутри отрывается, трепещет и замолкает. Кажется, подойдешь к Чаше, а батюшка посмотрит на тебя строго-строго, сразу увидит всю твою душу, и скажет: «Иди вон, козлище!» А что я отвечу?
Я думаю, если бы мы жили свято, то и страха бы не было. Чего боятся тому, кто не боится смерти? Кто не боится суда? А с другой стороны, вспоминаю, и святые боялись, почти все боялись смерти. Не паническим страхом, конечно. Но страхом Божиим. С трепетом и любовью, ожидая своего конца. «Вот Он убивает меня, но я буду надеяться!» (Иов 13:15). Значит, среди их страха жили надежда и вера в то, что Бог есть Любовь. Несмотря на ужас, боль, на мучения смерти, Бог — это Милосердие. И мне становится легче. Я понимаю, любовь побеждает страх.
После службы мы идем домой притихшие. Мы не озираемся по сторонам, и в подъезде не вздрагиваем от открывающейся двери. Нет, страхи наши остались с нами. Но что-то главнее, страшнее, неизбежнее и величественнее приоткрылось нам на мгновение. " Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.« (Пс.110:10)
Комментарии
Спасибо Вам за отклики! За
Инна Сапега, 25/02/2014 - 10:54
Спасибо Вам за отклики! За поддержку.
Хорошо, когда твои мысли и переживания находят сочувствие. И слава Богу - скоро Великий Пост!
Спасибо, Инна,
Елена Шутова, 24/02/2014 - 00:36
за откровение духовного опыта. Любовь как жгучее страдание. Но это и есть горнило Любви, в котором начинаешь ощущать себя возлюбленным чадом на руках Отчих и которое попаляет животный страх. Мира любви и радости нашим сердцам.
Потому и Неделя и Страшном Суде
Монахиня Евфимия Пащенко, 23/02/2014 - 20:12
Потому и Неделя о Страшном Суде, что страшно...кто может похватиться святостью жизни? Или хотя бы тем, что мало-мальски честен перед Богом, а не кокетничает перед Ним? Увы, духовный опыт - это прежде всего опыт собственных падений. А это больно. Да, так приобретается смирение...то самое, "ранящее", о котором Вы говорите. И замечательно выразили это в истории об Анне Ланской. Увы все это - правда. Е.
Значит, среди их страха жили
Татьяна Тимошевская, 23/02/2014 - 18:06
Инна, созвучные мысли и чувства. Как в молитве №8 утренней: вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Я всегда произношу эти слова и становится немного спокойнее. Хорошую тему вы затронули сегодня. Спаси Господи!
Да, наша жизнь кажется нам
Алла Немцова, 23/02/2014 - 23:11
Да, наша жизнь кажется нам намного более осмысленной и наполненной, чем имеет место быть на самом деле. Скользим себе легкомысленно по поверхности... Но иногда вдруг открывается понимание, чего стОят наши потуги на праведность. И становится страшно. Очень страшно. Потому что придет час - и откроется вся правда, и столько всего содеянного будет кричать против нас. И уже нельзя будет оправдаться. Нечем.
СпасиБо, Инночка! Скоро Великий Пост.