Вы здесь

Слепая девушка. Часть 4. Вторая встреча с Лизой

Дома Николай перебрал вещи Ирины, те, что не взяли ее родственники, и что он не раздал по соседям. Несколько бульварных романов, маникюрный набор, пудра, часы... Нет, все не подходит. На работе он был задумчив. Его старались не беспокоить. Все уже привыкли к приступам его угрюмости. Даже перспективные невесты перестали ему докучать. Прямо с работы он отправился к Лизе. На этот раз он застал ее с соседскими девочками-близняшками Светой и Настей. Девочкам было лет девять-десять. Лиза рассказывала им историю о невоспитанной девушке. Николай попросил разрешения побыть в роли слушателя и, получив согласие, уселся в свое кресло. Девочки сидели у ног Лизы и слушали ее, затаив дыхание.

— Так вот, когда эта девушка выросла, то стала еще красивее. Один юноша полюбил ее за красоту и взял в жены, и они стали жить в гарнизоне. А поскольку девушка была красива только внешне, а внутри была очень груба и невоспитанна, то молодой супруг очень переживал за ее поведение и стыдился ее невоспитанности. Однажды супругов пригласил на день рождения генерал. Молодому офицеру хотелось пойти в гости к генералу, но он боялся, что его невоспитанная жена что-нибудь выкинет. Поэтому он долго объяснял ей, как вести себя в приличном обществе. Просил жену помалкивать, пока ее не спросят. И вот супруги отправились в гости. Сначала все шло хорошо. Но за столом случился казус. Молодая женщина забыла все наставления мужа и начала громко разговаривать, она перебивала старших и рассказала такой неприличный армейский анекдот, от которого даже сам генерал покраснел до кончиков ушей, не то что его генеральша. Муж попытался остановить жену и тихонько под столом наступил ей на ногу. Но жена его посмотрела в сторону генерала и погрозила ему пальцем: "Что вы, голубчик, мне ножку топчете? Или вы такой же шалун и любитель дамского общества?" Генерал пил вино и поперхнулся. Лицо его налилось кровью. А генеральша вскочила из-за стола и убежала прочь из комнаты. Вечер был испорчен. Бедный молодой человек увел свою жену домой почти силком. Дома разразился скандал. Муж упрекал жену в невоспитанности. Она же считала себя умнейшей собеседницей и чуть ли не самим совершенством. Сколько он с ней ни бился, так и не воспитал ее. К своей глупости она была еще и упряма, и горделива. Пришлось ему найти другую жену. Не такую красивую. Но зато ему никогда не было за нее стыдно. Она умела молчать, умела умно ответить, когда ее спрашивали. Умела шить, готовить. Она родила ему двух сыновей и дочь. С нею наш офицер дослужился до генерала. И всегда жена помогала ему мудрым советом, была терпелива и заботлива.

Ну вот и все. Помните об этом, когда открываете свой рот.

Девочки переглянулись и хихикнули.

— Мой отец всегда говорил: "Помолчи, за умного сойдешь".

Девочки убежали.

— Вы знаете, Лиза, хотя я старше вас, но почему-то мне кажется, что вы знаете что-то такое, чего не знаю я. Или даже не так. Как бы это точно выразить. Вы как бы пребываете в потоке света , а я во тьме и тычусь, и кружу на одном месте, и все не знаю, куда мне идти, где мой путь. Я сейчас понял, что я ничего не знаю, ничего не умею, ничего не могу. Внутри у меня ничего нет - пус-то-та... Из-за этой пустоты я не могу начать никакого нового дела. Все валится из рук, ничто не радует, ничто не имеет смысла. Во мне только грусть, доходящая до тоски и граничащая с отчаянием. Мои сомнения производят тревогу и страх, во мне растет неверие и пустота заполняется жестокосердием. Порой мне кажется, что все пороки мира стремятся заполнить эту мою пустоту. Впервые для меня стали притягательны сцены насилия. Это страшно. Ибо я уже не я. И кажется, я устал сопротивляться.

- Не вы один, не вы один...Мир лежит во зле и зло это слишком преумножилось в последние годы. Настал тот критический момент, когда чаша весов покачнулась. Еще немного и она наклонится в сторону зла, и тогда судьба человечества будет решена и решена не в его пользу. Те природные катаклизмы, которые мы сейчас наблюдаем, не что иное, как результат работы разрушительной силы зла, окутавшего планету. И эти силы исходят не из космоса, не от солнца, а из людских сердец. И они нарушают общий биоритм планеты. Земля - единый живой организм. Она дышит и чувствует. И сейчас она просто задыхается от злых развращающих мыслей, убийств. Люди забыли заповеди Божьи, забыли страх Божий, забыли Бога. Человек — вершина творения, неотвратимо приближает свой конец. Мир агонизирует. Великие молитвенники и любовь Божья еще удерживают мир от гибели. Но насильно никого не спасешь. Делайте свой выбор.

Николай пдошел к Лизе и протянул ей маленькую бронзовую статуэтку "чертика".

— Вот я принес.

Лиза взяла в ладонь фигурку и начала ее ощупывать.

— Ирина очень любила этих чертиков.. Всегда вертела их в руках. У нее была их целая свора. Я не знаю, куда делись остальные. Их было, по-моему, тринадцать. Один с книжкой, другой с лопатой, третий с трубой. А этот, самый маленький, держит себя за хвост и хохочет.

— И давно они у вас?

— Ирина говорила — это ее приданое. Они из какой-то старинной коллекции.

— Вот вам и ответ на все ваши вопросы. Скажи мне, кто твой друг... Знаете что?..

Лиза возвратила фигурку Николаю.

— Не держите дома такие вещи. Жена ваша крещеная была?

— Конечно.

— Но в церковь не ходила?

— Нет, никогда. Во всяком случае мне об этом она никогда не говорила.

— А вы ходите?

— Нет. Вы знаете, тянет. Но зайти страшно. Как будто что-то не пускает. Несколько раз решался пойти, но то заболею, то какие-то срочные дела явятся.

— А я хожу, но редко. У меня шляпка есть с вуалью. Я хожу по вечерам или в пасмурную погоду. Вернее мы ходим с Петровной. Никогда не бываю в храме по праздникам, когда много народу.

— А что же Ирина? Вы что-то хотели о ней сказать.

— О покойных не говорят плохо. Но ваша жена была ...( Лиза пыталась подобрать слово, заменяющее обидное и грязное, но не найдя оного,продолжала), и не вы виноваты в ее гибели. Она запуталась сама и запутала вас. Она умерла еще при жизни. И живи она еще десять, двадцать, тридцать лет — ничего бы не изменилось. Жизнь без любви — преступление. Каждый человек приходит в этот мир со своей миссией. И если он вместо красоты тянется к грязи, то в конце концов погибает. Я не осуждаю ее. Есть такое понятие, как сладость греха. Это затягивает. Мне было легче. Тетя меня часто водила к причастию. Да и какие у меня могли быть искушения? Я сама раньше многого не понимала. Например, почему хорошие люди очень много страдают, и почему Господь не накажет грешников? Теперь все встало на свои места. Представьте алмаз. Большой самородок. Он красив, но не идеален. И вот он попал в руки ювелира. Хороший мастер сточит и выровняет грани, потом начнет шлифовать алмаз, долго и упорно. До тех пор, пока алмаз не засияет во всем своем великолепии, не заиграет всеми своими гранями. Только после этого ювелир подберет достойную огранку для камня, и только тогда станет видно, что это бриллиант. Вот так и людей. Господь выбирает достойнейших из достойных и начинает снимать с них шкурку, швыряет их то в огонь, то в воду, шлифует их скорбями и болезнями. Он испытывает их на прочность, проверяет на прозрачность. И только после того, как человек очистился от всего наносного, отбросил все пустое и чуждое, превратился в камень чистой воды, Господь дарует человеку тишину. Но это не значит, что такое произведение искусства можно убрать в красивую коробочку. Такие люди должны сиять, как бриллианты, отражая Божий свет, согревать этим светом других и рассеивать тьму, в которой все мы пребываем. Не все выдерживают такие испытания. Многие ломаются в самом начале, крошатся, ожесточаются сердцем от скорбей и ропщут на Бога. Многие страдают. Но не все умеют сострадать. Да, чуть не забыла. Завтра вечером мы идем с Петровной на службу. Приходите к пяти. Мы будем ждать вас у Никольского храма. Я вас познакомлю с отцом Михаилом. Мы попросим его освятить вашу квартиру.