Устройству семинарии при Бизюковом монастыре предшествовали смерть архипастыря, убийство наместника монастыря, а само открытие духовной школы совпало по времени с началом Первой мировой войны.
Архиепископ Димитрий (Ковальницкий), Херсонский и Одесский, в двух отдаленных концах епархии учреждал духовные твердыни с целью расширения миссионерской деятельности: на юго-западной оконечности, в Одессе, его трудами устроен Димитриевский Епархиальный Дом, на восточной – положено начало основанию новой духовной школы.
Сотрудники Епархиального Дома к 1913 году уже вполне развернули миссионерскую деятельность: проводились беседы, проповеди, налажен выпуск листков и брошюр, а в Григорие-Бизюковом монастыре строилось крупное здание духовного училища [1, с. 317-318; 324-325]. Архиепископ Димитрий не дожил до открытия семинарии, он упокоился о Господе 3 февраля 1913 г., за полгода до открытия пастырско-миссионерских курсов и сдачи в эксплуатацию трехэтажного здания духовного училища, на строительство которого монастырь выделил огромные средства – 300 тыс. рублей.
Озаботившись делом миссионерской противосектантской проповеди, новый архипастырь Херсоно-Одесской епархии архиепископ Назарий (Кириллов; †1928) благословил проведение пастырско-миссионерских курсов с целью «преподать ученикам-курсистам – преимущественно пастырям церкви, ведающим у себя на местах по приходам дело миссии, - потребные сведения касательно наилучшей постановки у себя в приходах дела миссионерской борьбы с всевозможными лжеучителями-сектантами» [1, с. 315], в том числе штундистов, баптистов, пашковцев, адвентистов, иннокентьевцев (балтское религиозное движение), иоаннитов.
Открытие курсов было приурочено к пребыванию в монастыре чудотворной Касперовской иконы Божией Матери и проведению здесь миссионерской недели (курсы открылись в пятницу 7 июня по старому стилю, в этот день икона из монастыря торжественно препровождалась в г. Берислав). Лекторами на курсах назначены епархиальные миссионеры из Одессы М.А. Кальнев и Г.В. Чиннов, а также епархиальный миссионер из Киева прот. Савва Потехин. Кроме лекций, проводившихся утром и днем, участники курсов с 6 утра принимали участие в Божественных Литургиях: для этого специально был выделен храм, в котором слушатели исполняли обязанности священнослужителей, чтецов, певцов и проповедников [2, с. 416].
Угроза жизни владыке на крутых склонах Днепра
Однако доброе дело, как известно, не обходится без неожиданных препятствий и искушений. Архиепископ Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов), после своего пребывания на курсах, спустя полтора месяца вернулся в монастырь для участия в приеме монастырем от подрядчика здания духовной школы и ознакомления с многочисленными вопросами монастырского хозяйства [3, с. 423].
15 августа он в сопровождении отца наместника архим. Вениамина отправился в экипаже, запряженном парой лошадей, осматривать монастырские плавни, изобилующие рыбой, травами и лесами. Мостовая из-за ремонта в одном месте была разобрана, и передние колеса провалились в яму. От удара сломалось дышло, и лошади бросились в сторону, в результате чего кучер упал под копыта лошадей. Отец наместник успел благополучно соскочить с экипажа, а владыка упал навзничь, ударившись головой о камень.
Тотчас разосланы были курьеры за докторами в с. Качкаровку, с. Каховку и г. Берислав. Первым в 12 ночи прибыл врач из близлежащей Качкаровки, а утром прибыли каховский и бериславский доктора. Врачебный консилиум констатировал разрыв барабанной ушной перепонки и не нашел угрозы жизни владыки [3, с. 424-425]. Впрочем, печальные события в монастыре на этом не закончились.
Убийство наместника
Спустя полтора месяца после вышеописанных событий среди бела дня в монастыре один из монахов выстрелом из браунинга убил отца наместника архимандрита Вениамина (Тузова-Стрельченко).
Уроженец Киевской губернии Власий Тузов принял постриг с именем Вениамин на Афоне в Ильинском скиту, в 1897 г., будучи уже иеромонахом, назначен заведующим подворья Ильинского монастыря в г. Одессе. Архиепископ Херсоно-Одесский Иустин на рубеже столетий назначил его казначеем, затем наместником Григорие-Бизюкова монастыря [4, с. 508-509].
Тогда же, в 1901 г., иеромонах Вениамин принял на послушание бериславского дебошира и уголовника Якова Головченко [4, с. 507], умолявшего отца наместника закрыть глаза на все его преступления. Добившись монашеского пострига с именем Аверкий, убийца резко изменил свое поведение: стал грубым, ленивым, непослушливым и даже впадал в распутство и пьянство.
Долгие годы отец Вениамин увещал нерадивого монаха, наказывал, и, наконец, Херсонская Духовная Консистория за проступки, позорящие монашеское звание, присудила Аверкия (Головченко) к лишению монашества.
Недолго думая, тот поехал в Берислав, где приобрел револьвер системы браунинг. Выждав, когда отец наместник наедине возвращался в свои покои, убийца с напускным смирением испросил у него благословение. Получив благословение, Аверкий дождался, когда отец Вениамин повернется к нему спиной, и выстрелил ему в голову. Смерть наступила мгновенно. Убийцу по свидетельским показаниям быстро нашли, но никакого раскаяния в содеянном он не обнаруживал [4, с. 507].
Наместника архимандрита Вениамина похоронили на монастырском погосте, около храма Сщмч. Григория, Просветителя Армении, рядом с могилами епископа Иустина (Полянского), бывшего викария Херсонской епархии, и архимандрита Митрофана, бывшего наместника Бизюкова монастыря.
Указ об открытии семинарии
Трагические события в монастыре не могли помешать дальнейшему процессу устройства духовной школы. Успех пастырско-миссионерских курсов и сдача в эксплуатацию учебных корпусов послужили основанием для ходатайства перед Святейшим Синодом об открытии при монастыре семинарии.
Указ Архиепископу Херсонскому и Одесскому Назарию об открытии пастырско-миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской епархии от 17 января 1914 г. определял содержание ее за счет монастыря, одобрял Положение о семинарии и учебные программы: по истории миссии – представленную самим архиепископом Назарием, по церковной географии – согласно программе Житомирского училища пастырства, по остальным предметам – согласно программам духовных семинарий Российской империи [5, с. 20-21].
Впрочем, в те годы трехгодичная Бизюковская семинария являлась уникальной семинарией в системе духовных школ Русской Православной Церкви. В семинарию принимали юношей не моложе 18 лет, успешно окончивших курс церковно-учительских школ, либо дополнительных двухгодичных курсов при второклассных школах, либо учительских семинарий, либо первые три класса духовных семинарий, а также диаконы и псаломщики, прослужившие не менее пяти лет, имеющие свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы и выдержавшие экзамен по Закону Божию [5, с. 26]. Ректором семинарии являлся отец наместник монастыря (осенью 1913 г. на эту должность назначен архимандрит Арсений, бывший епархиальный миссионер в Харьковской епархии и в Канаде), в структуре семинарии работали библиотеки – фундаментальная, ученическая и читальня, кафедры – Пастырского богословия, Патрологии, Канонического права, Церковной археологии, Истории миссии. Программы семинарии были сосредоточены исключительно на богословской и миссионерской теоретической и практической подготовке.
Летом 1914 г. при монастыре снова открылись пастырско-миссионерские курсы, а осенью начались занятия в семинарии. Правда, при многих семинариях (на Украине в Полтавской, Черниговской и Одесской Духовных семинариях) и монастырях учреждались лазареты. Свой посильный вклад в оказание медицинской помощи раненым вносил и Григорие-Бизюков монастырь. А Пастырско-миссионерской семинарии было суждено существовать в условиях войн – мировой и братоубийственной гражданской, - и революций, до закрытия семинарии советской властью в 1919 г.
Источники:
1. Херсонские Епархиальные Ведомости, 1913, №12, отдел неофициальный.
2. ХЕВ, 1913, №16, отдел неофициальный.
3. ХЕВ, 1913, №17, отдел неофициальный.
4. ХЕВ, 1913, № 20, 15 октября.
5. ХЕВ, 1914, № 4, 15 февраля.