Жила однажды среди красивых Балканских гор одна дружная семья. Братья всегда помогали отцу пасти овец и пахать землю, вместе они построили себе высокий новый дом, вместе отбивали набеги диких соседей — турков с южных гор и северных светловолосых варваров.
Как-то заболел отец и созвал своих сыновей.
— Дети мои, — сказал отец, — сердце подсказывает мне, что дни мои сочтены. Чувствую, трудно вам будет без меня, ну да что поделать, уж так устроена жизнь, человек не может вечно ходить по зелёной душистой траве, по родной своей земле...
Старшие братья закручинились, а младший, по имени Босняк, вроде бы и не очень расстроился. Правду сказать, очень уж ему понравилась одна черноглазая турчанка — её видел он пару лет назад, когда в горах проходила орда с юга. Знойная красавица полонила сердце легкомысленного юноши, и с тех пор Босняк о родственниках почти не думал — все мысли заняты были южной красоткой.
Меж тем седовласый отец продолжал говорить:
— Знаю, нелегко вам придётся — настанет время и набегут злые люди, захотят чужаки прибрать к рукам щедрую нашу землю и тучные наши луга, тенистые леса и синие горы. Но помните одно — как прутья в этом венике, — указал отец на угол хаты, — должны вы держаться вместе... Старший сын, возьми-ка тот веник.
Старший брат по имени Серб, недоумевая, выполнил приказание отца.
— А теперь, — говорит ему отец, — попробуй сломать прутья одним махом.
Серб сильными руками принялся гнуть веник — тот чуть гнулся и трещал, но не ломался.
Тогда отец приказал среднему брату, Хорвату, сломать прутья, потом Босняку, младшему. Ни тот, ни другой не смогли сломать крепко увязанный стройный пучок прутьев.
— Так и вы должны крепко дружить и поддерживать один другого и в беде, и в радости! — сказал им отец.
А затем потребовал развязать сноп и попробовать ломать по одному прутику. И теперь прутья ломались быстро и с треском.
— Помните, вместе вы — сила! Поодиночке же любой враг справится с вами запросто. Помните!..
Долго болел он, временами чуть лучше становилось ему, когда пил отвары целебных трав, но в конце концов старые раны взяли своё — умер отец.
Похоронили его братья, покручинились — но жизнь берёт своё, день проходил за днём, работы оказалось много и горевать было некогда. Братья понемногу стали забывать вещие слова старого отца.
Первым беспамятство овладело младшим сыном. Босняк изменил православной вере своих отцов и дедов, женился на южной красотке и стал мусульманином.
Вскоре и Хорват стал чужим для своих братьев — всё чаще и чаще поглядывал он на север, и в конце концов принял католическую веру взамен православной, а в жёны взял девушку из северного народа.
Братьям тесно стало в отцовском доме. Начались меж ними склоки, молодые жёны всё время нашёптывали мужьям что-то на ухо, и вот уже младший брат с неприязнью смотрит на старшего, а средний, Хорват, с прищуром посматривает на обоих своих братьев.
И случилось так, что кто-то из братьев или их жён слишком сильно раскалил очаг — огонь лизнул деревянную скамью, перекинулся на стол и скатерть, а затем на крепкие деревянные стены... Но что могут даже самые крепкие стены, когда их изнутри гложет предательский пожар — пламя вспыхнуло с новой силой и... к вечеру отцовский дом сгорел. Пытался старший брат заливать водой пылавшие брёвна — да всё напрасно, не удалось спасти родное жилище...
А на земли братьев пришли родичи их жён, и разделили между собой и луга и леса, и реки и горы. Вражда, поселившись в сердцах родных братьев, не утихала, они всё винили один другого, совсем позабыв завещание своего отца. Впрочем, старший сын вспоминал иногда рассказ о прутиках, которые легко сломать поодиночке — но сделать ничего уже не мог.
Бедная, бедная многострадальная земля. Плачет она утренними росами, плачет небо осенними дождями над могилой старого человека, мудрые слова которого позабыты детьми, уже не ведающими родства...
***
25 июня — День дружбы, единения славян!..
Комментарии
Сказка о сербии
Валентина, 14/06/2013 - 14:47
Грустно! Такую же сказку можно рассказать об украинском, белорусском и российском народах.
Андрей Рябоконь
Мирјана Балтезаревић, 17/05/2013 - 18:26
ПРЕДИВНО!