Вы здесь

Прощать без покаяния не стоит...

Прощать без покаяния
не стоит:
пусть бремя адово
преступника накроет,
пусть он поймёт,
что путь его неверен,
что он пред Богом
закрывает двери —
пред полнотой
и счастием своим.
Тогда и он захочет
стать другим.

Комментарии

Как же я рада этому стихотворению, Светланочка!Читала и комментарии, и размышления над данной темой. Даже не сомневалась в этом вопросе, только поэтически сама не смогла бы выразить. Последний год постоянно мучаюсь над тем, что люди говорят, что всё- всё нужно прощать, а я душой понимаю, что Зло нельзя, невозможно прощать , ибо прощение зла есть примирение и принимание его.СпасиБо огромное за него, Светочка!

Вот-вот, человек, который умеет по-настоящему прощать и смиряться, знает цену добру и злу - настоящую, а не розово-голубую, и понимает какое зло прячется за этими лживыми добренькими словесами. За добро надо сражаться, утверждать его доброделанием и противодействием злу.

Те, кто не чувствуют мрака, никогда не будут искать света.

Генри Бокль

В это и есть правда: ложно добродушествуют нечувствительные к добру и злу люди, не различающие их. А ныне это добродушие ещё и применяется как оружие против Истины, против всего Божьего в человеке. Оно словно удобряет зло в людях, причём на уровне технологий, а потому вдвойне опаснее, чем раньше.

Спаси Бог, Наташенька! Храни Господь!

Инна Сапега

А мне подумалось, что тому, в ком нет покаяния, раскаяние и прощание не нужно. То есть он не ищет прощания. К сожалению.

А прощание дано лишь тому, кто его ищет, его желает, кто сожалеет о содеяном.

В том и дело: не ищет прощения, а ему его тычут. Зачем? Насилие выходит, а не доброделание. Плюс - недобрые плоды. Другой важен для человека, как реактивный показатель, по которому он ориентируется прав он или не прав. Розовое - лжедоброе, ибо уводит человека далеко от пути покаяния, лишая его возможности знать правду о себе.

И соглашательство со злом выходит в таком варианте, потакание злу. Недоброе в мире и людях приумножается, а разве для этого живут христиане?

  Светочка, первым порывом при прочтении первых строк было полное согласие. Потом подумалось, что прощать-то надо, но простить вот так сразу может, наверно, или Господь, или святой. А у простых смертных и не получится, ибо ветхий Адам всё ещё сидит внутри. Со всеми следующими строками согласна абсолютно. Должно наступить воздаяние за тяжкие грехи, чтобы пришло просвещение, осмысление, хотя знаю примеры, когда и воздаяние за грехи не вразумляет, а у преступника только возникают вопросы: за что и почему. Сложно всё на самом деле...

    СпасиБо за важную тему, которую ты подняла. Радости тебе.rainbow

О, Танечка, мы с тобой об этом ещё с розовых очков разговор начинали )))

Я не о воздаянии вовсе, я о процессе. На мой взгляд это как раз ветхий человек превратно понимает законы нового, Христового в человеке. Нюрнбергский процесс давай вспомним. Надо было простить или судить? А ведь та логика, о которой ты говоришь, в конечном итоге приводит к тому, чтобы прощать.

Тот же правый сектор вспомним. Прощать им - это потакать им. Если они не раскаялись в совершенном грехе. Ныне Украина в огне только потому, что не было осуждено зло, а злодеи признавались сначала равными, а потом еще более равными )))

Если вспомнить прощение прп. Серафима Саровского, то суть его не в том, что грезится христианам-обывателям, не ведающим ничего ни о зле, ни о добре. А вот когда такой обыватель почитает себя равным прп. Серафиму и способным так же как он духовно рассуждать, вместо добра выходит зло.

Тут, наверное, каждый говорит о своём. Но тут важна именно адекватность, соразмерность, реальность. Каждый отдельный случай может стать исключением, но исключение не может быть правилом.

Духовная жизнь проста и сложна одновременна. Проста, когда мудрость черпается не из своеумия или своеволия, а опирается на Христа как Истину. Не формально, а реально. Пока же доминирует формальное, правило должно быть именно таким: покаяние, затем прощение. Это спасительнее для болящего злом. Хотя и бывают исключения.

Духовная жизнь проста и сложна одновременна. Проста, когда мудрость черпается не из своеумия или своеволия, а опирается на Христа как Истину. Не формально, а реально. Пока же доминирует формальное, правило должно быть именно таким: покаяние, затем прощение. Это спасительнее для болящего злом. Хотя и бывают исключения.

     Света, согласна.yes3

Вопрос сложный. Чаще всего на него отвечают: "терпи-прощай-смиряйся-всех-любви-сам-виноват". Так отвечают либо те, кто сам не встречался с НАСТОЯЩИМ горем. Либо те, кто, пережив слишком великое горе, перегорел душой и сердцем в его огне...как святые. Но, как ни толкуют знаменитый пассаж из Псалма про плач на реках Вавилонских (тот самый, где именуется блаженным тот, кто разобьет о камень вавилонских младенцев), вероятнее всего, в ветхозаветные времена он означал именно это - "твою погибель, смерть детей с жестокой радостию вижу". Горе исходит криком и плачем, и воплем о мести...ибо это - горе.

Да и прощать преступление - все равно, что потакать ему... Пока Господень гнев не обрушится на голову того, кто его совершил, он будет творить зло. Считая себя - правым. 

кто сам не встречался с НАСТОЯЩИМ горем

Я бы сказала: кто не встречался с настоящим злом. Потакание разрастанию скверны в человеке - что может быть страшнее для того, кто ввергнут в эту скверну?

Но это мало кому понятно. Сладко говорить о добре и быть добрым - не одно и то же. Во всяком случае, нам велено судить по плодам, а плоды розового лжемилосердия - погибель многих, страдания и смерть, которые не имеют на своём пути преград.

СпасиБо, матушка, что заглянули.

Юлия Санникова

Светлана, спасибо за поднятую Вами тему! Вот недавно у меня был литературный спор. Я утверждала, что слушать и аплодировать откровенной пошлости в поэзии (речь шла о стихах с тематикой зоофилии и еще об одном стихотворении с эротическими фантазиями), значит соглашаться с этой пошлостью. Распространение подобной поэзии через репосты и лайки в сети - тоже элемент соглашательства. Человек мне ответил, что нужно снисходительно относится к далеким от православия людям, абстрагируясь от сказанного, что это вовсе и не соглашательство, не лицемение, а простое прощение слабостей людей. Поспорили мы сильно, так что и прекратили общение. Но я осталась при своем мнении. Ведь в данном случае я судила конкретные литературные произведения как элемент массового программирования на эту пошлость. Мне ответили, что подобным осуждением я лишь приведу к озлоблению авторов, ничего не добившись. Нужно прощать все это, ведь технически стихи могут быть написаны хорошо, что это вопрос спорный - соотношение формы и содержания, неизвестно, что важнее. Такой вот спор...и в тему потакания разрастания скверны в человеке..

Спаси Господи!

Всему своё время и место. Да...

Трудная ситуация Вами описана, Юля. Мне кажется, что советы давать - дело неблагодарное, если нет вопрошания об этом. Но с нами частенько такое случается - советуем. Из самых добрых побеждений не всегда доброе выходит.

Лично я на Вашем месте, скорее всего, просто не общалась бы с людьми, которые совершенно не совпадают с моими представлениями о морали, о добре и зле. Если нет к тому важной причины, конечно, принуждающей к общению. Сами слова «общение», «общество» говорят о некоем общем для всех.

Помощи Вам Божьей на жизненных путях!

Юлия Санникова

Да, согласна с Вами, Светлана...совет - дело неблагодарное, когда его и не хотят услышать. Его или истолкуют неправильно, или воспримут как нападку. Увы...

Помощи Божьей Вам!

Как же не заглянуть, уважаемая Светлана Анатольевна! Заглядываю регулярно...даже, побывав в Архангельске, заглядывала. Благо, пароль знаю...

Если бы писала лично, выразилась бы о проблеме резче и злее. Что поделать, я во многом ветхозаветный человек. И "Бог гнева и печали" мне ближе, чем Спаситель на сусальных картинках "с овечкой и сердечком". Равно, как и любовь, граничащая с ненавистью...по героям моим видно...не скрываю.

Есть еще одна разновидность лжемилосердия - неофитская. Та, в которую поначалу впал Владимир Святой, пока бояре не объяснили: как правитель, он обязан творить суд и расправу - ради защиты добра.

А о лжемилосердии: есть у покойного С. Михалкова басня: "Волк-травоед" (кажется, даже старый мультфильм на эту тему есть). Там и лжепокаяние...но и вот это потакание злу. Впрочем, гораздо ближе по теме другая басня - "Бешеный пес". Михалков это описал лучше некуда: "Когда ж повесят Пса? Какой другой конец возможен для урода?" Ан судьи милосердствуют...там это весьма ехидно описано.

Очень актуальная и мудрая по нынешним временам басня. Сейчас перечитала...

welcome

С прошедшим Праздником Покрова Вас! 

Всегда Вас помнящая - Е.

По большому счёту - оно конечно так, ведь речь идёт о преступнике, о преступлении. Нельзя вечно проявлять добросердечие и милосердие. Эти великолепные добродетели допустимы для близких, дорогих твоему сердцу людей, в том случае, если человек оступился, "сорвался с катушек", недомыслил и прочие проступки. А за преступления, конечно надо наказывать - "пусть бремя адово преступника накроет", с этим - абсолютно согласна.

Не забыть мне призывов представителей из церковной верхушки прощать не каявшихся правосеков. Но думала даже не об этом, а о лжемилосердии, которое призывает стимулировать развитие зла в человеке и признавать своими, христианами, даже готовых убивать детей, пытать по-зверски людей. Перевертыши какие-то заполонили всё вокруг. А между тем, грешник сам себя отрезает от Тела Христова. И без покаяния не может быть исцеления. Признавая излишним покаяние, мы лишаем человека пути к себе в Боге, пути к Богу. Результат — убийство того, кому мы как бы милосердствуем. Ложные добродетели вытесняют из наших умов и сердец подлинные.

Преступник должен покаяться — для себя, прежде всего, а не для меня. И близок он мне во Христе, а отказавшись от Христа кем он становится? Воцерковлять грех — это грех.

И, говоря о том, что близок во Христе, я веду речь не о словоблудии на тему Христа и христианства, а о верности Христу.