Вы здесь

«Причал для страждущих сердец»

Благословенна Крымская земля! В правоте этих слов я убедилась, совершая многочисленные экскурсионные и паломнические поездки по нашему родному полуострову, из которых узнала, что Крым является не только живописнейшим уголком земного шара, но имеет ещё и богатейшую историю. Перелистывая её страницы, я увидела раздел, начатый Автором ещё более тысячи лет назад. Но он оказался неоконченным, ибо каждое столетие, каждый год дают повод для написания новых глав, и раздел этот носит название «Крым православный».

По преданию, именно с Тавриды, а точнее с Херсонеса начался путь православной Руси. Посещая древние обители, такие как Свято-Климентовский Инкерманский, Свято-Георгиевский Балаклавский, Свято-Успенский Бахчисарайский монастыри, взирая на многовековые стены пещерных храмов, я представляла, как здесь в 1 веке звучала христианская проповедь апостола Андрея Первозванного. В моём воображении рождались картины, рисующие приезд в Херсонес византийских подданных, братьев Константина-философа (Кирилла) и Мефодия — основателей славянской азбуки, которые преодолевая горные тропы и жаркие степи, несли свет Христовой истины народам Тавриды; и как в конце 9 века былой ревнитель языческого божества Перуна, киевский князь Владимир принял святое крещение, совершённое над ним пресвитерами Константинопольской Церкви. Более тысячи лет разливается над Крымским полуостровом звон колоколов православных храмов. Подобно тому, как ирмосы воскресного канона соединяют, перекидывают мостик от ветхозаветных событий к новозаветным, изложенным в тропарях, так и святые храмы, вера объединяют нас с нашими предками-христианами.

1

Стоит собор, с годами споря, —
«Софии» древней образец,
Надёжный порт в житейском море,
Причал для страждущих сердец.

В западной части Крыма на берегу Каламитского залива стоит замечательный солнечный город Евпатория. В бытность её Всесоюзной детской здравницей в летние месяцы количество жителей увеличивалось в десятки раз за счёт отдыхающих. Те, кто бывал в Евпатории в 70-90е годы 20 столетия, вероятно, помнят, как от причала набережной им. Терешковой каждые 10 — 15 минут в море отходили прогулочные катера, которые доставляли курортников на городские пляжи или просто совершали прогулки в открытом море. В таких морских прогулках участвовала и я. И каждый раз, когда катер возвращался обратно, моему взору открывалась великолепная панорама побережья с большим количеством зелени и старинными архитектурными сооружениями. Если вы посмотрите на фотографии этой части города начала 20 века, то конечно, заметите некоторые различия, но и на старых снимках и в настоящее время невозможно не увидеть величественного, в византийском стиле, Свято-Николаевского собора. Первый раз я посетила Евпаторию в 1979 году, приехав на отдых к родственникам. 15-летнюю девочку скорее интересовали золотые пески Евпаторийских пляжей, весёлая суматоха Курзала, нежели храм. Впервые в собор Св. Николая я пришла, как случайный посетитель, оказавшись в кругу родственников, пришедших крестить младенца. В храм, дальше бокового притвора, где находилась крестильная, я не попала. Да и родственники не желали особо «светиться», так как время стояло советское, и посещение храма было нежелательным. Следующий мой приход в собор был уже связан с крещением собственного сына в 1989 году. Будучи некрещеной, малыша я перепоручила заботливым крёстным, а сама коротала время во дворе храма, с любопытством разглядывая старые надгробия. Внутрь собора с главного входа я зашла в 1998 году, даже не представляя, что через пару месяцев приму святое Крещение…

…Стояли последние деньки мая. Лето с жаром дышало в спину уходящей весне. Был понедельник, законный после Троичного воскресенья выходной. Очень хорошо помню сценарий того дня. Мы гуляли с подругой по городу: любовались окрестностями Евпатории с высоты колеса обозрения, потом посетили художественную выставку нашей, теперь уже бывшей коллеги по школе искусств, Людмилы Дергуновой (Приходько) — она ушла из жизни после продолжительной болезни в 2007 году. Так как выставка проходила в Центре досуга на улице Революции, то после неё мы естественно направились к морю, на набережную им. Терешковой. Уже начинался курортный сезон, но отдыхающих было ещё мало. Мы шли по направлению к пансионату «Орбита» и вели, как всегда, увлекательный разговор на метафизические темы. Поравнявшись с собором, вспомнили причину выходного — День Святого Духа! Не сговариваясь, повернули стопы свои к храму, переступив порог которого попали в царство зелени: пол был устлан свежескошенной травой, витал аромат мяты, у алтаря по обе стороны стояли импровизированные зелёные деревца. Так по традиции украшаются православные храмы на Троицу. Немного смущаясь неподобающим видом — мы были без платков на головах и в брюках — приобрели свечи и, поставив их на подсвечник, помолились о родных. В душу запало это посещение. Не иначе, как Дух Божий произвёл переворот в ней. А спустя полтора месяца в день всех апостолов, после празднования дня Первоверховных апостолов Петра и Павла, тоже в понедельник, я приняла Святое Крещение, но в стенах другого храма. А постоянной прихожанкой собора я стала в год столетнего юбилея в 1999 году. Такой долгой была моя дорога к нему.

Первый храм был возведён греками в конце 18 века, перестроенный в 1806 году в просторный каменный. В годы Крымской войны он сильно пострадал, и возникла необходимость в постройке нового. Один из старожилов Евпатории рассказал мне предание, связанное с войной 1853 — 56 годов.

…Шли ожесточённые бои. Недалеко от берега, как раз вблизи храма, был развёрнут походный лазарет. Коек для раненных не хватало, и их укладывали даже на землю. Многие быстро шли на поправку и, откровенничая, рассказывали друг другу, о том, что видели: ночью, при лунном свете, к особенно тяжёлым раненным подходил какой-то старичок, склонялся, что-то шептал. Тот, кто встречался с ним лицом к лицу, без труда узнавал всенародно почитаемого святого — Николая-чудотворца. К слову сказать, в православной Российской державе образ святого Николая был почти в каждом доме. Считалось, что он является покровителем мореплавателей и купцов. Так и возникла легенда, что за особую помощь заступника Божьего и был отстроен новый великолепный храм в честь святителя Николая Мирликийского.

Сегодня на месте престола старого храма воздвигнута часовня в честь апостола Андрея Первозванного, в которой совершаются таинства Крещения. Напротив часовни, возле северной стороны собора, находится гранитное надгробие с крестом. Это отреставрированная стараниями настоятеля о. Евгения (Лившука) могила протоиерея Иакова Чепурина — инициатора строительства Свято-Николаевского собора. К сожалению, этот человек не дожил до освящения храма; он скончался 29 ноября 1898 года. Внезапная кончина оставила семью священника практически без средств к существованию, т.к. личные сбережения были потрачены на возведение собора. Сегодня каждый может посетить могилу замечательного подвижника веры, помолиться Господу об упокоении его души.

…Отец не дожил, чтоб под новою сенью
Святой Евхаристии править канон.
Но верится: здесь, по святым воскресеньям
Душою незримо присутствует он.
И есть ли строителю выше награда,
Чем детище рук, полонящее взор —
Духовная радость, жемчужина града,
Живущий в веках православный собор!

Собор был заложен в 1893 году в память об историческом освобождении города от англо-франко-турецких интервентов в 1856 году, а освящён Преосвященным Никоном, епископом Вольским, 16 февраля 1899 года и рассчитан на 2 тыс. верующих. Спроектировал его известный архитектор, председатель императорского Одесского технического общества Алексей Осипович Бернардацци, итальянец по происхождению. Собор считается подобием Константинопольской Святой Софии. Когда заходишь внутрь храма, то взор приковывает иконостас с Царскими вратами. Первый резал флорентийский мастер Ваннуки. Бронзовый с позолотой и серебрением крест для купола отливал скульптор из Одессы Б. В. Эдуардс; бронзовую люстру с хрустальными украшениями пожертвовал одесский купец И. И. Ради. Все эти элементы оформления не сохранились.

Когда в конце 50-х годов минувшего столетия в бывшем Свято-Ильинском храме организовали спортзал, то иконостас, иконы, богослужебные книги были перевезены в Свято-Николаевский собор. Два малых иконостаса в алтарных приделах ещё во время оккупации немцы привезли из Румынии. В 80-е годы в храме проходила реставрация, длившаяся не один год. Расписывал собор евпаторийский художник, ныне покойный, Юрий Васильевич Волков. Почти весь храм был расписан заново. Правда, на хорах образы трёх святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова — были написаны им незадолго до реставрации, поэтому во время неё их только помыли. Пересматривая старые номера «Вестника Евпаторийского благочиния», увидела статью о Ю. В. Волкове, (№1 за 2001 год). Художник-баталист, участник Великой Отечественной войны, очевидец событий, связанных с Евпаторийским десантом, он сохранил в душе до конца своих дней веру в Спасителя. Евпаторийская художественная школа носит имя Ю. В. Волкова.

В результате реставрации появился и новый иконостас. По свидетельству бывшего настоятеля о. Иакова (Жилы), ныне покойного, резчиков в то время найти было трудно. Он специально совершил поездку по Украине, посещая монастыри и храмы, чтобы найти мастеров-резчиков. В конечном итоге в одном из монастырей отец Иаков повстречался с такими мастерами и заказал им иконостас. Его вырезали и частями привозили в Евпаторию. Сейчас он украшает наш собор. Также появились новые росписи на стенах, которых ранее не было: в частности образ апостола Иакова Зеведеева, Великой равноапостольной княгини Ольги и другие.

На внутреннем пространстве купола — величественный образ Христа, как будто взирающего на нас с Небес. Являясь певчей правого клироса, во время служб я нахожусь на хорах, поэтому внутреннее помещение храма, обозреваемое сверху, оказывается, как на ладони. В солнечный день храм залит светом, который причудливо преломляется, проникая внутрь через цветные оконные витражи. Кажется, что по этим радужным дорожкам нисходит с Небесных чертогов Благодать. До сих пор трудно представить, видя масштабы купола, как выполнялась его роспись, с какими трудностями, чисто техническими, это было связано. Пару лет назад я случайно увидела, как реставраторы обновляли некоторые участки росписи, покрытые позолотой, у нас на клиросе. Оказывается, позолота — это не краска, как мне думалось, а тоненькие маленькие листочки сусального золота, которые аккуратно наклеиваются на обновляемые участки. Какая кропотливая работа! Вообще, всё великолепие, начинающееся с архитектуры, фресок, иконописи и завершающееся церковным пением, облачениями священства, благовониями, освещением призвано осуществлять служение Богу в красоте.

В храме три престола. Главный освящён во имя Святителя Николая Мирликийского, чудотворца. Справа от него — престол Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Левый малый престол посвящён апостолу Иакову Зеведееву.

Путеводители по Евпатории начала 20 века упоминают, что в соборе хранились хоругви русских частей периода Крымской войны. На колокольне уже давно нет первых колоколов, звонивших при освящении храма. Нынешние заказаны и отлиты в Воронеже в 1990 году.

С колокольней тоже связана жизнь некоторых служителей храма. Много лет пономарём собора был Михаил Заборский, дядя Миша, который пришёл служить в храм в начале 80-х годов. Несмотря на преклонные годы, всегда живой, сухощавый, он легко поднимался по крутой лестнице, ведущей на колокольню, и звоном колоколов собирал верующих на службы. Также легко сбегая со ступенек, торопился в алтарь помогать священникам: приготовить кадильницу, зажечь лампады, принести записки от прихожан в алтарь и множество других мелких обязанностей — всё это было в ведении дяди Миши. Светлая ему память. Сегодня его преемниками стали мальчишки, учащиеся воскресной школы. В свободное от школьной учёбы время они несут в храме послушание, как пономари, а также это послушание несут и некоторые мужчины — прихожане храма.

В 2009 году отмечалось 110-летие Свято-Николаевского собора. У входа в храм на стене была установлена мемориальная доска, посвящённая строителю и благоукрасителю собора отцу Иакову Чепурину.

110 лет… Для древней планеты — мгновение, коротенький вздох; но для города, храма — это целая эпоха, наполненная разнообразными событиями, печальными и радостными.

Одними из самых высокопоставленных посетителей собора были император Николай II и члены его семьи. Посещение состоялось 16 мая 1916 года. В период советской власти собор то закрывали, то открывали снова. Старожилы города помнят, что в храме были и художественные мастерские, и хранилище зерна.

… Моя свекровь, Маричева Инна Григорьевна, ребёнком жила в оккупированной немцами Евпатории. Она помнит, что перед отступлением, когда наши войска собирались взрывать собор, местным жителям разрешили брать зерно, хранившееся в одной из частей храма. Свекровь рассказывает, что тот мешок зерна, который они набрали, очень долгое время спасал их от голода, т.к. в дни высадки Евпаторийского десанта, когда в их дом попал снаряд, они оказались без крыши над головой. Но подвальное помещение, где и хранился мешочек с зерном, осталось целым. Это особая история, требующая отдельного повествования. Инна Григорьевна также помнит, что с приходом немецких войск в город собор был открыт и в нём были установлены скамьи, и даже велись католические богослужения.

После войны храм был закрыт, но после небольшого перерыва стал действующим и остаётся им по сей день. За многие годы в нём несли служение разные пастыри.

К великому сожалению нет уже в живых тех людей, которые могли бы вспомнить жизнь храма в первой половине 20 столетия. Да и тех, кто возносил молитвы в стенах этого собора в послевоенное время, в 50-60е годы, остаётся всё меньше и меньше.

2

Здесь перекрестье душ и судеб,
Слиянье жизненных дорог
В одну, что указует людям
Премудрый Всемогущий Бог!

«Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте», — так гласят строки Давидовской Псалтыри. Пожалуй, ни одна церковная служба, будь то Литургия, Всенощное бдение или молебен, панихида, отпевание, не обходится без пения. Во дни псалмопевца Давида были установлены начальники певцов: «И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтырями, и цитрами, и кимвалами, чтобы они громко возвещали «глас радования», поя «песни Богу, хвалебные и благодарственные» (1 Пар. 15:16; Неем. 12:46).

Во 2-ом веке святой Игнатий Богоносец ввёл антифонное пение из песней в честь Пресвятой Троицы. Святому Иоанну Дамаскину приписывают введение восьмигласия или, по-славянски, осмогласия — восьми простых мелодий, которые унаследовали выразительность древней музыки греков. Так зарождалось церковное пение. В Киевскую Русь церковное пение пришло вместе с восточным церковным обрядом. Из исторических летописей известно, что после строительства Софийского Собора (1051 г.) по приглашению Ярослава Мудрого в 1053 году из Греции в Киев приехали три знатока церковного пения восточного обряда и учили русичей этому пению на 8 гласов. Со временем на основе византийских образцов сформировалось своё духовное пение — Киевский распев, или знаменное пение, которое просуществовало с 12 по 17 столетия. В 16 — 17 веках начинает развиваться многоголосие, которое называли партесным стилем. Он пришёл из Западной Европы. Первым центром партесного пения стала Киево — Печерская лавра. Сегодня на православных церковных службах звучат и многоголосные хоровые произведения, написанные композиторами-профессионалами, и знаменные распевы. Мелодии восьми гласов мы слышим в стихирах, тропарях, ирмосах, кондаках. Древние традиции церковного пения бережно сохраняются Церковью вот уже более 10 веков.

…Кстати, в нотной библиотеке хора Свято-Николаевского собора есть богослужебные сборники, выпущенные ещё в конце 19 — начале 20 столетий. Нотная библиотека правого клироса мне уже знакома, ведь все эти произведения мы поём во время служб. Мне стало интересно: какие же богослужебные сборники составляют библиотеку левого клироса? Много лет на нём псаломщицей служила Ольга Степановна Чудесенко. Помню, как мы помогали петь во время служб на левом клиросе. Ольга Степановна казалась строгой, я даже побаивалась её. Но первое впечатление оказалось обманчивым. На самом деле её строгость — это повышенная ответственность руководителя на своём рабочем месте. Именно у Ольги Степановны я осваивала пение молебнов и панихид, которые казались мне безумно сложными и запутанными, как всё новое. После тяжёлой операции на глазу Ольга Степановна оставила служение, а в 2009 году она отошла ко Господу. Руководить левым клиросом стала Марина Азаренкова, которая составила опись всех богослужебных книг. Она любезно открыла передо мной заветный шкафчик. Каких старых изданий там только нет! Тяжёлые, огромных размеров фолианты, некоторые в диковинных переплётах, создают впечатление запасника «музея старинной книги». Одна из «Миней» ( это богослужебный сборник, в котором помещены молитвы, песнопения в честь святых, мучеников, апостолов и проч. ) была выпущена в 1811 году! Открываешь страницу такой книги и чувствуешь некую духовную связь с предшественниками, которые тоже стояли на клиросе и славили Бога, читая богослужебные тексты по этому фолианту. Через сколько рук она прошла!

Когда в храме шёл недавний ремонт, я увидела, как в притвор, видимо из какого-то забытого уголка, вынесли старую фисгармонию — клавишно-духовой инструмент вроде портативного органа. Наши старшие певчие помнили, как под его звучание разучивали на спевках новые хоровые произведения. Кажется, какая мелочь: старая рухлядь, но рождает она чувство причастности к истории собора.

Наверно, каждый, кто хоть раз побывал на церковной службе, ощутил силу воздействия духовной музыки. Кто-то почувствовал успокоение, кто-то захотел излить Господу всё, чем больна его душа, поделиться с Ним своими тревогами, а кто-то возрадовался необычайному чувству единения с Богом, испытывая благодарность к Отцу Небесному. Через духовную музыку многие сделали свои первые шаги по ступеням, ведущий в светлый, непостижимый человеческим умом, но постижимый сердцем, мир Веры.

Приходя на церковные службы по воскресеньям, в дни праздников я вижу юных и немолодых людей, христиан, жизнь которых не один год связана со Свято-Николаевским собором. Некоторые являются обычными прихожанами, другие же приходят сюда ещё и по долгу службы. Что значит храм в их жизни? Когда, как их личная судьба переплелась с судьбой собора? На эти вопросы мне попытались ответить мои коллеги, церковные певчие. У каждого своя дорога к Храму. А через эти воспоминания нам открываются, пусть не такие давние, но всё же страницы истории, жизни Свято-Николаевского собора Евпатории.

Вот воспоминания одной из старейших певчих собора, ныне покойной, Светланы Михайловны Пановой.

Родилась она в Джанкое. Бабушка её пела в церковном хоре. Она же и привела девочку на клирос.Часто болеющему ребёнку, Светлане, врачи порекомендовали морской климат. Семья переехала в Евпаторию. 31-летней женщиной она пришла в хор собора. Это было начало 60-х годов 20 века. Пела под руководством разных регентов, среди которых запомнились Георгий Иванович Грибок, Вячеслав Павлович Пестрицкий, ныне служащий Юрий Александрович Шолохман (Деревянко).

(Вячеслав Павлович Пестрицкий, руководивший хором много лет, привёз с собой великолепную нотную библиотеку, которую он заботливо собирал всю жизнь. Почти все ноты переписаны и расписаны по партиям его рукой. На многих из них стоят даты, относящиеся к 50-м — 60-м годам минувшего столетия.) Светлана Михайловна вспоминала, что за посещение храма особых притеснений от советской власти не ощущала, но многие смеялись над ней, недоумевая, что нужно в церкви молодой женщине? В конце своей исповеди она подытожила: «Храм — это мой родной дом, который помогает в жизни, придаёт силы.»

Галина Л., певчая правого клироса:

«В хор Свято-Николаевского собора я пришла в 1979 году. Регентом был Вячеслав Павлович Пестрицкий. В хоре пело 28-29 человек, только в басовой партии было 7-8 певчих! Почти все были музыкантами. Пел здесь и мой отец, Николай Большаков. После смерти В. П. Пестрицкого за регентский пульт становились многие, но подолгу никто не задерживался. Это титанический труд, связанный с огромным нервным напряжением! Затем регентом стал один из наших певчих Юрий Александрович Шолохман. Он и сейчас успешно руководит хором. Парадоксально, но в период советской власти, когда происходило неофициальное гонение на церковь, в хоре было гораздо больше певчих, нежели сейчас. Мой приход в Церковь был неслучайным. Я родилась в верующей семье, дед был священником. С младенчества меня носили в храм ко Причастию. Я выросла здесь. Без церковного пения не могу жить. Как я уже упоминала, петь в храме я начала в 70-е годы 20 века, то есть в годы советской власти. Особо меня не преследовали, но в горком партии в отдел по делам религий вызывали. Беседовали, пытались понять, для чего я хожу в храм. Я отвечала, что выросла в семье верующих и так воспитана. На этом всё и закончилось.

Всегда иду в церковь с душевным подъёмом, возвышенными чувствами. Конечно же, запомнились торжества по случаю 100-летия храма св. Николая. Было много гостей — священников, присутствовал епископ, который некоторое время выполнял священническую миссию в Америке.

Когда была вновь открыта церковь св. пророка Илии, многие певчие ушли в новый хор. Я осталась здесь. За эти годы поменялось много настоятелей. Я пришла при отце Владимире.

Помню ещё одно яркое событие, связанное с жизнью церкви. При о. Георгии (Куницыне) наш хоровой коллектив был приглашён в Германию, в город-побратим Людвигсбург на празднование 50-летия Победы. Мы много выступали, исполняли на улицах и площадях духовную хоровую музыку, пели в Кафедральном соборе, отслужили с о. Георгием Панихиду на кладбище, где похоронены русские. Везде встречали тёплый приём. Православная духовно-хоровая музыка нашла отклик в сердцах большого количества жителей Людвигсбурга.»

P.S. В 2013 году наш хор снова побывал в Людвигсбурге по приглашению немецкой стороны. Но эта тема для отдельного повествования.

Людмила Г., певчая правого клироса:

«Прихожанкой собора я стала с 1997 года. Не очень большой срок. Нас с сестрой-близнецом мама крестила в Святогорске (сейчас это Святогорская лавра). Я хорошо помню, как с бабушкой мы ходили на Пасхальную всенощную службу. Когда по ступенькам я поднялась и зашла в храм, то увидела яркие свечи, праздничные облачения церковнослужителей, иконы… Это так впечатлило!

Моя личная жизнь была полна различных перипетий. Однажды меня пригласили попробовать себя в качестве певчей в Свято-Николаевский собор. Прослушивалась я о. Иаковом, регентом Юрием Александровичем. Они полагали, что я пришла в хор как солистка; но до этого я пела только на эстраде, поэтому церковному пению надо было учиться. Сначала пела в партии альтов, потом - второго сопрано. Каждый раз, когда я приходила на службу, поднималась по ступеням собора, во мне оживали детские впечатления, восторг, трепет, как от чего-то грандиозного. Хорошо помню первую Пасху. Я чувствовала единение людей, рядом стоящих. Меня потрясала гармония концертов, которые мы пели. Они пронизывали до глубины души. Дальнейший мой путь был определён. Где бы я ни была, я всегда возвращаюсь в эту церковь. С болезнями, с семейными проблемами я иду сюда, и всё разрешается с Божьей помощью. Я чувствую, как Божественная Рука меня ведёт по сложным жизненным тропам. Особенно после исповеди чувствуется чистота, радость, и это ощущение пронизывает до слёз.

Ещё помню свои первые впечатления, когда была привезена чудотворная икона Божьей Матери «Всецарица». Раньше я с этим никогда не сталкивалась. Мы вышли к старому городскому кладбищу на въезде в Евпаторию. Из микроавтобуса вынесли икону, и мы крестным ходом направились к храму. Огромный поток верующих! Я увидела на иконе множество украшений — благодарность людей Богородице за помощь. Она, как большая, потрясающая труженица, которая на себя принимает много печалей и забот людских; для меня это было ново, затронуло мою душу.

Почему именно в этот храм я хожу? Я живу в посёлке Новоозёрный, много раз пыталась посещать храм по месту жительства, но возвратилась всё равно сюда. Прихожу в собор, как в родной дом.Общаюсь с верующими людьми, читаю православную литературу. А в дни памяти нашего Святителя Николая чувствуется его особая благодать, как будто он большими ладонями нас всех обнимает. Я переосмыслила свою жизнь. Стараюсь прощать ближних, помогать им и предъявлять больше требований к самой себе. Вот многим не нравится что-то в священнике, что-то в ведении служб. Священники такие же люди, как и все. Нельзя смотреть на недостатки, а смотреть надо «в корень». Для меня храм — это Высота, свет. Даже к своему родному отцу я не питала таких чувств, какие испытываю к Богу, здесь в церкви. Когда я спускаюсь с храмовых ступеней, иду домой, то испытываю ощущение, что я «опустилась ниже, в мир». Ощущая это, человек не может уже существовать без храма. Он тебя поднимает, очищает от мирской грязи и суеты».

Благодаря тому, что Евпатория - курортный город, в летнее время к нашему хору всегда присоединялись и присоединяются сейчас певчие из разных городов бывшего Советского Союза. Они обмениваются опытом, делятся впечатлениями. Так в хоре пел заслуженный артист Белоруссии Аскольд Сухúн. А старшие коллеги помнят, как с ними однажды прославлял Господа пением великий Иван Козловский!

Среди наших певчих — люди разных профессий и званий: врачи, музыканты, учителя, художники, поэты. В прошлые годы в хоре пели жёны священников: матушка Мария (Жила), матушка Антонина (Маркелова, ныне покойная). Сейчас служение Богу пением продолжают их дети. Наш настоящий регент по основной профессии повар. Много лет работая в здравницах, несмотря на трудности, связанные с советской идеологией, он всё свободное время посвящал и посвящает храму. Юрий Александрович вырос в Церкви и, как он вспоминает, приходя с мамой на службу, будучи ребёнком, всегда обращал внимание на певчих, заслушиваясь их пением. Господь наделил его великолепным голосом, музыкальным слухом и хорошей памятью. Поэтому, не удивительно, что став взрослым, он пришёл в храм петь. А когда не стало регента Пестрицкого В. П., отец Иаков (Жила) поставил руководить хором Юрия Александровича, что он успешно и делает вот уже более тридцати лет!

P.S. Очерк был написан в 2009 году. Сегодня, на 2016 год, стаж службы нашего регента составляет 41 год.

3

Выйдя из собора, не спешите уходить. Пройдите во двор храма. Если будете идти с улицы Тучина, то, входя через дворовые ворота, справа увидите старую могилу. Здесь похоронен евпаторийский доктор С. Н. Оже, француз по происхождению, который в 30-х годах 19 века основал в г. Саки первую грязелечебницу и разработал методику грязелечения. Но пройдём дальше. Также справа от вас находится могила основателя собора Иакова Чепурина. О нём я уже упоминала в своём рассказе. А по левую сторону, в глубине двора — ещё одно надгробие, на котором высечена надпись «Схимонахиня Евгения (Попова)». Статью о ней я впервые прочитала в храмовой газете «Вестник Евпаторийского благочиния», главным редактором которой был настоятель собора, в то время благочинный Евпаторийского округа, протоиерей Василий (Корнута). Поразила и жизнь монахини, и её снимок, помещённый в газете.

Схимонахиня Евгения (Попова) — мать фотографа и духовного писателя И.В. Попова — Пермского, приехавшая с его семьей в Евпаторию в 1927 году из Ялты после Ялтинского землетрясения. Она была парализована. Овдовев, потеряв мужа-священника, приняла «схиму» - высшую степень монашества. Схимонахиня Евгения отличалась глубокой верой и проницательностью. Со всего Крыма приезжали к прозорливой люди за духовным советом и утешением. Многим она предсказала будущее. В 1934 году схим. Евгения отошла ко Господу. Однажды одна из прихожанок храма предложила мне посетить могилу праведницы, которая находилась тогда на старом, уже закрытом, городском кладбище. После благословения отца Василия (Корнуты) мы пришли к месту захоронения матушки, зажгли свечи, помолились.

Я и не предполагала, что история, изложенная в газете, будет иметь продолжение через несколько лет. Посещали могилку праведницы многие евпаторийцы, но старое кладбище уже не действует, всё меньше остаётся в живых людей, которые там захоронили родственников. Поэтому 18 февраля 2010 года во дворе Свято-Николаевского собора свершилось историческое событие — перезахоронение останков схимонахини, которые были перенесены со старого кладбища. С вечера 16 февраля гроб матушки находился в храме. Прихожане по велению сердца, во Славу Божью, читали у гроба кафизмы из Псалтыри. 18 февраля при большом стечении священства и верующих состоялась Панихида по монашескому чину по приснопамятной схимонахине Евгении. Пели на панихиде певчие и левого, и правого клироса. Затем, крестным ходом с пением стихиры «Плачу и рыдаю» гроб был принесён к месту захоронения во дворе храма. «Со святыми упокой, Христе, душу рабы Твоея…», — под звуки церковного хора матушка была перезахоронена. Снова к схимонахине Евгении шли большим потоком люди за духовной поддержкой, молитвой, как тогда, в конце 20х — начале 30х годов, среди страшного неверия и гонений на святую церковь. Сегодня время другое, но не менее тяжёлое, и люди верят, что сердечные молитвы к матушке укрепят их на жизненных дорогах. Праведница пока официально не канонизирована святой Церковью. Всё зависит от нас, насколько искренними будут наши молитвы и к Богу, и к подвижнице Церкви. Знаменательно, что в 1934 году отпевал схимонахиню Евгению Евпаторийский священномученик отец Елеазар (Спиридонов), в ту пору настоятель храма св. пророка Илии…

4

Если вы выйдете из собора и направитесь к морю, то прогуливаясь по набережной в сторону морского порта, вы заметите ещё один православный храм — церковь святого пророка Илии. Её строительство началось 6 июня 1911 года, а закончилось 30 июня 1918. Храм построен в Греко-византийском стиле. Инициатором возведения была греческая община г. Евпатории, которая ходатайствовала о выделении земли под строительство ещё в 1899 году. Большое участие в строительстве храма принял Панаиот Елеферович Давыдов, который умер в Греции в 1936 году. Автором проекта стал городской архитектор А. Л. Генрих. На храм жертвовали средства П. Е. Давыдов, губернатор города С. Э. Дуван, прихожане. До середины 30-х годов 20 века церковь была действующей. Но богоборческая власть сначала лишила храм колоколов, а потом он и вовсе был закрыт. В годы Великой Отечественной войны в стены храма не раз были пущены снаряды, но, израненный, он стойко перенёс и это испытание. Новое ожидало церковь в послевоенные годы, когда в её стенах в конце 50-х годов разместился спортивный зал с боксёрским рингом на месте святого алтаря! Разве задумывались об этом советские мальчишки, воспитанные в атеистическом духе, мечтающие о спортивных достижениях?..

Со дня открытия и до своего ареста священником в Свято-Ильинском храме был Елеазар Спиридонов. Он родился в Евпатории в семье крымских греков. С 1894 по 1900 годы работал учителем в церковно-приходской школе. Его духовным наставником и другом являлся основатель нового Свято-Николаевского собора отец Иаков Чепурин. Он же и венчал Елеазара Спиридонова с Ксенией Янковой. А в 1899 году Елеазар Спиридонов был рукоположен в священный сан Таврическим епископом Николаем (Зиоровым). В годы гонений о. Елеазар отказался доносить на прихожан и снять рясу. Он был арестован по обвинению в хранении богослужебных книг, содержащих элементы монархической пропаганды, а в 1937 году приговорён к пяти годам концлагерей и отправлен на Колыму, где претерпев лишения, скончался, стяжав венец исповедника веры.

Возрождение храма началось в конце 80-х годов. Храм реставрировался, расписывался заново, затем в храме начались богослужения, а вскоре была отстроена новая колокольня. Церковь пророка Божия Илии обрела второе дыхание. Сегодня настоятелем храма является протоиерей Георгий (Куницын). Его стараниями внутреннее убранство храма сегодня поражает своим великолепием.

Моё второе рождение (Крещение) совершилось именно под сводами Свято-Ильинской церкви в 1998 году. И первые шаги в мир Православия я совершала здесь, в уютном, с тёплым деревянным полом, доме, который рождает аналогию с родительским. Позже меня судьба связала со Свято-Николаевским собором, но родительский «очаг», в котором была колыбель моей новорожденной в Крещении души, я всегда помню…

5

В живописном уголке санатория «Дружба» среди вечнозелёных хвойных деревьев разместилась ещё одна православная святыня Евпатории: храм-часовня, освящённый во имя святителя Симферопольского и Крымского Луки (В. Ф. Войно — Ясенецкого). В миру святитель Лука проявил себя как талантливый врач-хирург, который в годы советской власти претерпел множество гонений, лишений, оставаясь при этом милосердным врачом, оказывая помощь даже своим врагам-гонителям. В его операционных всегда находились православные иконы. После врачебной практики святитель спешил в храм, где нёс тяжёлый крест архипастыря. Врачуя тела и души людей, святитель Лука был истинным подвижником православной веры. В Симферополе в Свято-Троицком женском монастыре покоятся его святые мощи.

Святитель оставил богатое научное и духовное наследие: богословский труд «Дух, душа и тело»; 10 томов проповедей; 55 трудов по хирургии и анатомии. Теперь и в нашем городе есть храм, носящий его имя. По воскресным дням здесь совершаются Литургии, а по средам читается Акафист святителю Луке. Часовня совсем недавно начала расписываться. По свидетельству прихожан роспись необычайно красива. Несмотря на малые размеры храма верующие ощущают в этих стенах дух благодати Божьей. Мне довелось петь службу во время закладки камня под будущий храм. И спустя несколько лет я снова участвовала в молебном пении на Праздник Преображения Господня. В памяти запечатлелись воздух, напоенный запахами хвои и моря, тишина и необычайно благодатное состояние рядом с этим маленьким храмом-часовней.

P.S. Дорогой читатель, этот очерк создавался в 2009-2010 годах. К великому сожалению росписи, о которых упоминается в статье, в Свято-Николаевском соборе Евпатории не сохранились. Сохранены созданные художником Ю.В.Волковым фрески трёх святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, находящиеся на центральных хорах, где поёт хор правого клироса. Пока ещё сохранены некоторые фрески в боковом притворе, в частности образ Святителя Николая. Начатая в 2013 году реставрация полностью изменила привычный облик храма. В конце очерка я помещаю изображения внутренней росписи собора до последней реставрации.

Комментарии

Михаил Малеин

Объемный, интересный материал. Информативный. Может быть, лучше было бы разбить его на неск. частей. Красивые, яркие росписи внутри храма. Чувствуется наполненность пасх. торжеством.

Ошибки, на кот., простите, не могу не указать.

Сегодня на месте престола старого храма воздвигнута часовня в честь апостола Андрея Первозванного, в которой совершаются обряды Крещения

Крещение - Таинство, а не обряд.

Два малых иконостаса в алтарных пределах...

М.б. "приделах"?

Где бы я не была, я всегда возвращаюсь в эту церковь

Вместо "не" нужно "ни"

"Не смотря на" поправить на слитное написание в 2х местах

 СпасиБо, Марина, что прочли. Этот материал создавался с большим воодушевлением. Большую роль сыграл бывший настоятель отец Евгений, который творческих людей любил, был не равнодушен к ним. От пастыря много зависит.

Хорошо, что остались фотографии до реставрации. При случае надо бы сфотографировать после - тобы можно было сравнить.

СпасиБо, Танечка. Может быть кому-то пригодится твой очерк в качестве путеводителя для знакомства с Крымом.