Вы здесь

"Не нам, не нам, Господи, а Имени Твоему"

                                                                                                     «Не нам, не нам, Господи, а Имени Твоему» [1]

Бог  Наш, Который на небесах, и на земле, все что захотел сотворил,[2] не является отвлеченной абстракцией, а существует в реальном  единстве трех Ипостасей и  Лиц - Отца, Сына и Святого Духа, и  имеет Образ и Имя.  Сущность Бога непостижима и неописуема  и познать Бога стало возможным  лишь в Слове, которое стало Плотью.[3] Предвечное рождение  Сына от Отца - есть Личностная сущность Божественной Троицы. Сыновняя Ипостась участвует  в премудром творении мира, венец которого есть создание человека по образу и по подобию Бога. Первый человек наречен именем Адам, что значит «перстный» от которого весь род человеческий воспримет первородный грех. Тогда как «последний Адам есть в Дух животворящий»[4]  возведет нас к небу, чтобы вернуть утраченный рай, насажденный для  отверженного праотца.  Потомки Адама не переставали верить в избавление всего рода от клятвы и греха. Ожидание пришествия Мессии становится основополагающей идеей в спасении Богом избранного народа. Первое Евангелие от Матфея благовествует о родословии Христа и Его мессианском предназначении. Апостол и Евангелист Матфей называет всех праотцев по имени. Эти имена не случайны. Они несут в себе внутреннюю духовную значимость тех, кто оправданы были верою, как Авраам, Исаак и Иаков, так и тех, кто вошли в свод  генеалогического древа  Христа, будучи чужды и по крови и по верованию. Этот своеобразный калейдоскоп ветхозаветных имен создает универсальную  картину чаяния пришествия Спасителя. Многие из святых праотцев стали прообразами Христа.  Все имена делятся на три этапа от Авраама до Давида, от Давида до переселения вавилонского, и от переселения вавилонского до Христа. В каждом этапе по 14 родов. Каждое имя должно быть свято.  «Да не истребится имя твое  в роде твоем» - гласит Священное Писание. Даже закон ужичества был применим, чтобы восстановить семя в продолжение рода. Однако если посчитать последнюю третью часть родословной, то количество имен будет 13. Кто же является последним? Это – Сам Христос. Он и завершает ветхозаветный код родословной линии.  Христос по Божеству вошел в  этот мир, а по Человечеству – вышел из него.[5]  Ап.Матфей повествует следующее: «Иисуса  рождество было так…» Мы слышим, что родился Христос не от семени Авраама, и отец Его вовсе не Иосиф Обручник. Родился от Бога-Отца. Ангел благовествует Деве Марии, что «Дух Божий найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя». Ангел именует Богомладенца именем Иисус, что значит Спаситель. Так исполняется Боговоплощение, цель  Которого выразил свт. Григорий Неокесарийский так: Бог «принимает на Себя мое тело, чтобы я сделался способным воспринять Его Дух». Бог становится плотью, и для Него наша плоть становится абсолютным уничижением. Тот, Который своей пядью содержит всю Вселенную в бесконечности четырех сторон, смиряет себя до малейшего состава, который станет средоточием земного Креста на Голгофе. Апостол Павел говорит об  Этой Жертве: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».[6]

   Иисус - имя Нового Завета, имя, как свет Вифлеемской звезды, к которой стремятся мудрецы Востока. Народам, «во тьме седящим», нужно освободиться от темницы греха. Эту свободу ищут волхвы. Они желают знать Имя Нового Царя, ибо «воссияла звезда от Иакова» в исполнение пророчества. Но и сами становятся таковыми, принося пророческие Дары как Царю, Богу и Человеку.

  Отныне смертность Богочеловека станет источником Благодатных Даров Духа Святого для Жизни вечной. В них человек обретает полную свободу, и  мы уже не под ветхостью  закона, ибо Господь искореняет грех.

  Отныне мы осенены Светом Даров Духа в Таинстве Крещения, и кроме собственного имени, нареченного при купели, имеем имя общее для всех, кого при Кресте усыновил Господь. Имя это – Христианин. С этим именем мученики получали венцы. С этим именем девство обретает высшую добродетель в отличие ветхозаветного продолжения рода. С этим именем по слову ап. Павла уже нет ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского,  ни иудея, ни эллина. С этим именем – мы новая тварь. Все  мы имеем «один облик, один образ – образ Христа»[7]. Что может быть поразительнее этих слов? Кто прежде был эллином, иудеем и рабом, тот теперь носит на себе образ не ангела, и не архангела, но самого Владыки всех, и отображает в себе Христа».[8]

   Будем же мы дорожить именем Христианина, как и Христос, чаще всего именуя Себя Сыном Человеческим, дорожил именем Отца Своего Небесного в молитве Господней – «да святится Имя Твое», как и Царь Давид пророчески взывал:    «Не нам, не нам, Господи, а Имени Твоему». Становясь на Путь Спасения, шествуя вслед за Учителем, « во свете Его узрим Свет», будем стяжать благодатные Дары Святого Духа, которые посылает нам Любящий Его Отец за исповедание Христа. Через  мир, кротость, благость, любовь, милосердие постигнем, насколько это возможно нам Его же благоволением, величайшее Имя Иисуса, Которому слава во веки веков. Амин

[1] Пс. 113:9

[2]  Пс.113:11

[3] Ин.1:14

[4]1Кор 15:45

[5] Прот. Олег Стеняев. Тайны родословия Христова.

[6] Фил. 8-11

[7] Гал.3:28.

[8] Свт. Иоанн Златоуст. Гомилии на толкование послания к Галатом.