Вы здесь

«Молчаливое большинство» — уничтожение социальности

Люди доверчивы, как овцы, и конформны, как волки. (Карл Ван Дорен)

Вместо смысла — «хлеба и зрелищ»

Однажды моя четырёхлетняя дочь, увидев на экране телевизора перемещающиеся снизу вверх титры, спросила меня:

— Мама, а кто переставляет буквы внутри телевизора?

Меня нисколько не рассмешило недоумение ребёнка: пытливый детский ум искал ответ на многие вопросы. А как часто задаём вопросы мы, взрослые люди? Как известно, часть вопроса уже содержит вектор, направленный на поиск решения. Но вот в чём проблема — мы разучились искать, спрашивать и анализировать. Мнение, это невидимое чудовище, крепко держит оборону внутри человеческой самости. Казалось бы — век информационных технологий, википедий, справочников, электронных библиотек и т. д., а человек опустошён. Лишённый собственной индивидуальности, загнанный потребительской вакханалией в тупик, человек уже не ищет смыслы, поскольку интеллектуально и духовно инертен. Умеренная индифферентность сегодня в моде. Но главное, что остаётся приоритетным в жизни масс — это требование «хлеба и зрелищ». Любопытное наблюдение сделал в семидесятых годах известный французский социолог, философ Жан Бодрийяр:

«Каким бы ни было её (информации) содержание: политическим, педагогическим, культурным, именно она обязана передавать смысл, удерживать массы в поле смысла. Бесконечные морализаторские призывы к информированию: гарантировать массам высокую степень осведомлённости, обеспечить им полноценную социализацию, повысить их культурный уровень и т. д. — диктуются исключительно логикой производства здравомыслия. В этих призывах, однако, нет никакого толка — рациональная коммуникация и массы несовместимы. Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелища. Убедить их в необходимости серьёзного подхода к содержанию или хотя бы к коду сообщения не удалось никакими усилиями. Массам вручают послания, а они интересуются лишь знаковостью. Массы — это те, кто ослеплён игрой символов и порабощён стереотипами, это те, кто воспримет всё, что угодно, лишь бы это оказалось зрелищным»

Оставаться индивидуальностью и формироваться как личность, реализовывая свою духовную неповторимость — одна из самых сложных задач, поставленных Творцом перед человеком. Но как известно — наш разум всегда ищет наиболее простой выход из ситуации, пренебрегая сложным решением, поскольку в запасе всегда найдётся подходящая комбинация, которой можно воспользоваться, не напрягаясь. К тому же, как существо социальное, человек всегда оглядывается на того, кто стоит с ним рядом, или выше (хотя, это может быть всего лишь внутренняя иллюзия). 

Попадая в массы, человек теряет ориентиры, поскольку массами движет хаотичность желаний и стремлений. Масса, словно огромный магнит, притягивает и намертво приклеивает к своей бесформенной структуре всё новых и новых субъектов, превращая их в ничто. Наверное этот феномен можно назвать гиперконформностью, поскольку каждый зависит от мнения большинства, подчиняясь внутренней энергетике, течению и полярности той структуры, в которой он находится.

Как человек обманывает себя. Иллюзии восприятия

Общество формирует стереотипы, мифологемы, которые в свою очередь влияют на восприятие человеком окружающего мира. В семидесятых годах прошлого столетия в СССР был снят научно-документальный фильм «Я и другие» режиссёра Ф.Соболева. Сорок лет фильм был запрещён к показу, поскольку доказательства конформности человека в этом фильме давали исчерпывающий ответ на многие вопросы, в том числе и исторические, лингвистические, философские. Иллюзии восприятия, достаточно изученные психологами, играют на руку манипуляторам.

Однажды психологи провели такой эксперимент. Несколько человек из архаичного племени, обосновавшегося в лесах, были вывезены в поле. Этим людям впервые показали открытое пространство. Поскольку зрение этих людей было лишено опыта пространственного восприятия, то увидев коров, пасущихся вдалеке, они воскликнули: «Какие маленькие животные!»

Так часто бывает и с нами: доверяя своему, мягко говоря небогатому, опыту (духовному, интеллектуальному), мы оцениваем реальность неверно. И всё бы ничего, ведь есть люди, которые видели «коров» такими, какие они есть на самом деле, и мы могли бы позаимствовать опыт восприятия у более знающих людей. Но тут, как ни странно, включается механизм солидарности с массами и успешно внедрённая установка отвергать любое здравомыслие, поскольку оно присуще личности, постоянно ищущей и вопрошающей, а значит — отличной от общей массы.

Человечество приручают, «подкармливая» сладкими иллюзиями, предоставляя ненасытной самости массу зрелищ и через зрелища формируя «новый мир» бесформенных масс. Бодрийяр говорил о том, что масса уничтожает социальность, поэтому не удивительно, что перспективой будущего становится всеобщий хаос. Тщетно тогда будет искать опору, человек будет вынужден приспосабливаться к новым условиям, существование в таком случае превратится в процесс экстремального выживания здесь и сейчас.

«— Автоном Петрович, какая власть в городе?
И Автоном Петрович, подтягивая штаны, испуганно озирался:
— Не знаю, Афанас Кириллович. Ночью пришли какие-то. Посмотрим: ежели евреев грабить будут, то, значит, петлюровцы, а ежели «товарищи», то по разговору слыхать сразу. Вот я и высматриваю, чтобы знать, какой портретик повесить, чтобы не влипнуть в историю» (Н.Островский «Как закалялась сталь»)

Вера в «справедливый мир»

Однако, существует ещё один феномен, так называемая «вера в справедливый мир»:

«Вера в справедливый мир. Открытый М. Лернером, этот феномен состоит в том, что человеку свойственно верить в наличие соответствия между тем, что он делает, и тем, какие награды или наказания за этим следуют. Это и представляется справедливым. Соответственно человеку трудно верить в несправедливость, т. е. в то, что с ним может случиться что-то неприятное без всякой «вины» с его стороны. Встреча с несправедливостью включает механизм перцептивной защиты: человек отгораживается от информации, разрушающей веру в «справедливый мир». Восприятие другого человека как бы встраивается в эту веру: всякий, несущий ей угрозу, или не воспринимается вообще, или воспринимается избирательно (субъект восприятия видит в нем лишь черты, подтверждающие стабильность и «правильность» окружающего мира и закрывается от восприятия других черт)» (Г. М. Андреева «Личность в группе»)

Убеждённость в том, что я (как и большинство) иду верным путём, подкреплённое стратегически выверенными манипуляционными лозунгами, знаками и символами, формирует направленность масс. А так называемая перцептивная готовность: глаз «видит» то, что человек хочет «видеть» — усугубляет иллюзию переработки информации. Подобные иллюзии возникают вследствие укоренившихся привычек, пристрастий или сильнейших желаний. Всё это в итоге приводит к самообману. Человек, не испытывающий потребности в самоанализе, самоконтроле, самопознании, выстраивает искажённую «Я-концепцию». Поскольку современными западными психологами-манипуляторами успешно внедряется в сознание отказ от чувства вины и стыда (Б.Хеллингер: «Вина и стыд — ведут к смерти»), становится понятным почему огромное количество людей не воспринимают в полной мере действительность, отгораживаясь от любого проявления правды, разрушающей веру в тот самый «справедливый мир»! Ведь если нет вины, то нет и наказания.

В результате агрессия, вызванная внутренним конфликтом, ищет выход и находит его в инакомыслящих индивидах, определённо отличающихся способностью анализировать и видеть глубину проблемы. Таким образом, возникает противостояние с теми, кто посмел разрушить иллюзию, старательно выстроенную и многократно выверенную псевдооправданиями.

Молчаливое большинство — стратегическое оружие

«Хочешь узнать, когда тяжело и мучительно жить? — Когда у тебя все есть, а Бога нет» (монах Симеон Афонский)

Не так давно у меня состоялся разговор с одним пожилым человеком, материально обеспеченным, атеистом по убеждению. Я обратила внимание на два очень важных момента. Первое — этот человек постоянно думает о смерти, и размышления о ней вызывают в нём страх и обречённость, необратимость, конец. Второе — он не имеет жизненных ориентиров, и даже собственные убеждения постоянно подвергает сомнению. Часто повторяя слова «а я не знаю как верно, или как надо, или что правильно», вызывали в нём раздражение, которое он пытался выразить в виде обвинений в адрес верующих людей. Бессмысленность прожитых лет (в нём не было чувства приобретения чего-то ценного), напротив — ощущение внутренней пустоты доводило его до отчаяния. Человек, лишённый смысла, отстранённый от главной цели своего бытия, данной Богом, не найдёт спокойствия и гармонии ни в чём, будь то новая власть, новое место жительства, и даже благосостояние.

«Массы ориентированы не на высшие цели. Разумнее всего признать данный факт и согласиться с тем, что любая революционная надежда, любое упование на социальное и на социальные изменения так и остаются надеждой и упованием исключительно по одной причине: массы уходят, самыми непостижимыми способами уклоняются от идеалов» (Бодрийяр)

Те силы, которые сегодня успешно переделывают общество в подконтрольную биомассу, прекрасно осведомлены о том, что общая беспринципность, дезориентированность и постепенное приручение к определённой знаковой системе, легко управляема и ведома. При этом масса, лишённая целей, смыслов, идеалов и мотивов, собственной линии поведения, идёт в том направлении, которое указывают манипуляторы. Даже состояния апатии или импульсивности не является свободным эмоциональным выражением, ибо и в эмоциональных проявлениях масса руководствуется указаниями манипулятора.

«Такова природа молчания масс. Но оно, следовательно, парадоксально — это не молчание, которое не говорит, это молчание, которое накладывает запрет на то, чтобы о нём говорили от его имени. Оно, стало быть, является отнюдь не формой отстранённости, а совершеннейшим по своему характеру оружием» (Бодрийяр)

Сегодня время перемен — особое время. Оставлять ли себе и другим право на цель, не нарушая, не вторгаясь, не разрушая чужие жизни — это зависит от каждого из нас. Если сегодня по каким-то причинам человек решит отмолчаться, отсидеться в тени, занимаясь по привычке обыденными делами, то завтра так может статься, он сольётся с «молчаливым большинством».

Комментарии

Алла Немцова

Те силы, которые сегодня успешно переделывают общество в подконтрольную биомассу, прекрасно осведомлены о том, что общая беспринципность, дезориентированность и постепенное приручение к определённой знаковой системе, легко управляема и ведома. При этом масса, лишённая целей, смыслов, идеалов и мотивов, собственной линии поведения, идёт в том направлении, которое указывают манипуляторы. 

Вообщем-то, технологии управления сознанием отработаны давно и успешно действуют. Похоже, их даже совершенствовать не требуется. Люди без всякой чипизации отсекают Богом данную способность к аналитическому мышлению.

Помнится, в пору учебного конспектирования классиков марксизма-ленинизма однокурсница шептала мне крамольное: "Ты заметила, что Ленин почти никогда не употребляет слова "народ" или "люди", а только всегда "массы"? А что такое масса? Нечто липкое, бесформенное и безмозглое." Тогда об этом вслух не говорили, но много о чем думали и выводы делали. Теперь, при как бы свободе слова и свободе мысли, думать стало обременительно. 

Танюша, замечательная, интересная статья получилась. СпасиБо! И фильм Соболева посмотрела с большим интересом. Заметила, люди тогда по-другому общались. Без напора. Первый эксперимент вызвал смех в аудитории. Значит, ситуация представлялась абсурдной. Как изменилась жизнь...

Храни Господь, Танюша! 

Читаю Ваш, Аллочка, комментарий и удивляюсь в который раз сходству не только взглядов, но даже ситуаций!

Я застала ещё советское время, учась в музыкальном училище, когда обязательным был урок марксистко-ленинской идеологии, я не помню уже точного названия. Так вот эту "странность" про то, что люди были обозначены как "масса", и мы замечали тоже. Тогда я со своим юношеским максимализмом встала посреди урока и выдала нашему пожилому преподавателю всё, что думаю, приведя цитаты из Солженицина (который на тот момент только-только начал открыто публиковаться). Так вот это моё выступление повергло в ступор преподавателя, он не зная что ответить сказал только одно: "Коммунизм скоро будет во всём мире!"

Фильм Соболева уникален, таких фильмов больше нет и не будет. И я тоже в первую очередь как пристальный наблюдатель, обратила внимание на участников фильма, на их лица, речь, мимику. Поразительно, но какими были люди - дру-ги-ми!!! Это были ровесники моих родителей, и потому мне было интересно понаблюдать ту атмосферу, в которой вращались они, как вообще рассуждали тогда люди. Ведь видно, что лица "изрядно испорчены интеллектом", что сейчас, к сожалению не всегда встретишь.

Вообще, конформизм, присущий каждому человеку от рождения, используют в качестве удобного слабого места, манипулируя сознанием. Но ведь если посмотреть на конформизм с положительной стороны, то станет понятно почему Господь говорил об "овцах"-верном стаде с такой любовью, ведь все верные следуют за Христом и только в таком ключе конформность помогает человеку стать человеком.

Спаси Господи, дорогая Аллочка! Рада, что статья понравилась! Помощи Божьей Вам! sun

СпасиБо, Таня! Тема - важная, актуальная. Последняя цитата кому принадлежит?

Читая о молчании масс, невольно думаю об отсутствии работы с массами. Социум позволил занять место направляющего манипулятору, «волку» (ни руководство страны, ни церковь не сделали должного). Свято место пусто не бывает.

Гляжу на одичавшую толпу и понимаю, что она другой и быть не может - в таких обстоятельствах. А когда вместо народа - дикая орда, которая настолько дезориентирована, что не способна понять, даже где ей будет более хлебно, более сытно, то хорошего ждать не приходится. Хлеба и зрелищ! - в этой формуле и хлеб стал зрелищем, мифом, фикцией. Размышляя об этом,думаю о великом религиозном даре украинского народа, потраченном всуе. Предательство, низость и жадность, бездуховность его вождей сыграли злую шутку с этим народом. Состояние прелести, в котором пребывает ныне большинство, даже страданиями не всегда вылечивается (необходимо покаяние). И потому страданий, видимо, нам уже не избежать - чтобы образумились хоть некоторые. Горе нам (не могу не называть вещи своими именами)...

Вынашивала статью уже давно, никак не получалось выкроить время, чтобы написать. Вчера так долго редактировала, что забыла авторство цитаты указать, это конечно же Бордийяр.

Света, ты как обычно - зришь в корень! Да, очень точное состояние сегодняшних масс - ЗРЕЛИЩА в приоритете, и сам хлеб уже не столько нужен как бесконечное мечтание о нём. Если у массы отнять это неистовое желание "хлебного рая", то управлять ею будет намного сложнее. Поэтому пойманы на крючок и висят довольно давно одурманенные доверчивые овцы, превращаясь при этом постепенно в лютых волков, готовых терзать и своих и чужих - всех за кусок призрачного счастья.

Страданий не избежать, и у меня есть такое ощущение. Всё ведь нужно делать вовремя, "промедление смерти подобно", а потому сейчас уже работать с массами, говорить что-то убеждать малоэффективно или даже совсем бессмысленно. Опаздали те, кто непосредственно должен был на своём месте это сделать - силой слова хотя бы отчасти разрушить мифы, хотя бы дать пищу для размышления, чтобы поколебать внутренние ложные установки. Ведь люди мало того что подобно подросткам, движимы эмоциями, они даже не могут сказать о самих себе ни пол слова! Кто ты, человек? Жующее, испражняющееся нечто? Или думающая, верующая, духовно и нравственно-развивающаяся личность?

Горе нам, но будем делать всё, что можно каждый на своём месте. И молиться, молиться, молиться...

Спаси Господи, Светочка! Очень рада, что ты прочла при твоей занятости! СПАСИБО! give_heart