Вы здесь

Любовь до гроба

Есть в русскоязычной среде выражение «Любовь до гроба»! С одной стороны, не очень романтичное выражение, хотя с другой, вроде бы, и звучит как обещание «вечной любви», но в то же время, как бы чувствуется угроза конца этой идиллии.

И мы, так, обычно говорим с иронией о каких-то нам известных, но, как нам кажется, заоблачных чувствах.

Но, тут будет уместно задаться вопросом: «А откуда же появилось это выражение?»

И проведя небольшой литературный розыск я установил, что все дело в том, что «Любовь до гроба» это только часть поговорки, а полная версия звучит так: «любовь до гроба, ты в гробу, а я у гроба».

Согласитесь, звучит немного как бы угрожающе. Потому-то очевидно вторая часть поговорки со временем и забылась.

А может, мы просто не хотим именно такой любви. Отсюда и скрытая ирония при произношении первой части.

А вот в русскоязычной среде, выражение «любовь до гроба» особо стало популярным, после того, как вышел в свет перевод «Ромео и Джульетты» Шекспира на русский язык:

«Нет, не клянись обманчивой луной
В любви до гроба деве молодой!
Иль будешь, как луна, непостоянен
».

Но У. Шекспир жил давно, и с тех пор прошло много времени, и много воды утекло в р. Днепр, а я как не перерывал различные энциклопедии, но так и не смог найти хотя бы одного реального (документально подтвержденного) примера, что оба возлюбленных сдержали свое обещание данное в молодости, так, чтобы их совместная история жизни (не смотря на всевозможные перипетии) закончилась почти по сказочному сюжету: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день».

И тем не менее несмотря на пессимистический исход литературных розысков мой поиск в конечном итоге неожиданно увенчался успехом.

Исследуя территорию Свято-Троицкого Ионинского монастыря (г.Киев) случайно нашел могилу такой семейной пары. Для тех кто из вас уважаемый чтитель не бывал в Киеве я скажу что до 1917 г. Свято-Троицкий монастырь со 800 человек братии был среди Киевских обителей вторым по величине после Киево-Печерской Лавры.

Но вот в советское безбожное время, а именно 1934 году обитель закрыли, главный храм-Покровский храм – разрушили.

В 1942 году монастырь открылся и действовал до1949 года. Далее советская власть с целью недопущения восстановления монастыря приняла решение о организации на ее территории Ботанического сада АН УССР, что вскоре было и сделано.

Но и после закрытия часть монахов территорию не покинула, а «оформилась» в качестве подсобных работников строящегося Ботанического сада. В это время в Свято-Троицком соборе размещались ботанические лаборатории, а затем – склад и свалка рабочего инструмента ботанического сада. Но под монастырем был и в настоящее время сохранился большой подземный пещерный комплекс ( на подобии «пещер К-П Лавры, где оставшиеся монахи тайно и отправляли свои религиозные обряды.

В 1966 году когда отношения советских властей к религии смягчилось мощи преподобного Ионы ( основателя монастыря) и останки погребенного в том же соборе епископа Калужского Виталия (+ 1892) были перенесены на Зверинец кое кладбище.

В связи с тем что вокруг монастыря все эти годы действовала тайная монастырская община то сразу после краха СССР в Свято-Троицком соборе было возобновлено.

До 1995 года Ионинский монастырь был скитом Киево-Печерской Лавры. В 1995году одновременно с местной канонизацией преподобного Ионы монастырю был возвращен статус самостоятельного.

В1997 году возродился Зверинецкий скит при монастыре. 25 июля 1999 года был установлен и освящен крест на месте явления Божией Матери преподобному Ионе. Общецерковное прославление преподобного Ионы было совершено 4 ноября 1999 года.

И вот летом 2015 г. гуляя по ботаническому саду я буквально в 100 от главного храма Свято Троицкого мужского монастыря обнаружил вот это полузабытое дореволюционное захоронение.

Мое внимание привлекли две рядом расположенные могилы под одним крестом.

А расчистив плиты от листьев и мусора и внимательно вчитавшись в столетней давности чугунные надгробные плиты я выяснил, что в первой могиле покоится

Монах Свято Троицкого больничный монастыря Илларион в миру житель Московской губернии Коломенского уезда Иоанн Прокопьевич Строганов (1839-1906 года)

На могильной плите оставлено и последнее пожелание монаха Иллариона

«Возлюбленные в Господе отцы и братия, прошу вас и молю вас не забывайте меня, когда молитесь!»

А во второй могиле покоится его жена Надежда Ивановна Строганова (1844-1899 года). Она последовала за мужем после его пострига в монашеский чин и оставалась рядом с ним до дня своей смерти. Хотя тоже в одном из киевских женских монастырей приняла монашеский постриг.

И на ее могильной плите тоже есть ее последнее пожелание:

«Господи прости и помилуй рабу твою и прости согрешения ея и сотвори ея вечную память».

Какой-либо другой информации о ней автору статьи разыскать не удалось. Но очевидно если исходить из законов Российской империи, когда один из супругов решил оставить мир и уйти в монастырь, то второй обычно следовал его примеру, но если один из супругов был против, то такой кандидат в монашеский чин не принимался ни в один монастырь, что она тоже была монахиней одного из киевских женских монастырей.

Разобравшись с найденной могилой, я начал розыск сведений самом «монахе Илларионе» и вот что мне удалось узнать.

«Есть немало мест на земле для прославления Господа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Среди них озарена светом промысла Божия история Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря.

Расположена обитель в древней части Киева на возвышенности. С холмов открывается вид на широкий разлив Днепра и уходящие за горизонт черниговские леса. Существует предание, что здесь побывал первый просветитель Руси апостол Андрей Первозванный. Здесь же внук святого Владимира великий князь Всеволод Ярославович в 1071 году соорудил церковь во имя архистратига Михаила, а выше, на макушке самой высокой в Киеве горы, построил свой княжий «Красный Двор».

Возле него князь любил устраивать охоту на диких зверей, откуда и получила название вся эта местность — Зверинец.

О том, что Зверинецкая гора — место особенное, говорили в народе давно. То видели на ней столпы огня до неба, то большой разлив воды — «не бегущую и стоящую стеной в полтора аршина на одном месте».

А в воспоминаниях преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (почившего в 1853 г.), есть рассказ о том, что, проезжая из Китаевской пустыни в Лавру, его бычок остановился на Зверинецкой горе, как вкопанный. «Быть здесь великой святой обители», — изрек тогда преподобный Феофил.

Русским Афоном назвал эту южную окрестность г. Киева известный исследователь церковной истории киевский митрополит Евгений (Болховитинов).

Серебристые тополя, яворы, развесистые дубы и душистые липы с дикими яблонями и грушами на полянах — такими увидел эти места насельник Выдубицкого монастыря иеромонах Иона, когда поселился Зверинецкой горе в 1860 году.

Выделяясь своей опытностью и благочестивой жизнью, он быстро стал известен среди киевлян, и многие искали случая получить у него совет и наставление.

Познавши на себе помощь от прозорливых советов и действенность молитв мудрого батюшки, они становились на всю жизнь его духовными чадами.

 

Справка:

Преподобный (святой) Иона Киевский.

В 1802 году в семье Павла и Пелагеи Мирошниченко родился сын, его назвали Иоанном.

Родители Иоанна происходили из мещан посада Крюкова Полтавской губернии Кременчугского уезда. Семья Мирошниченко жила в бедности, и родители Иоанна не могли дать ему хорошего образования. Единственным, чему он научился, было чтение.

Как большинство других детей его сословия, учился читать он по Часослову и Псалтири. От природы он был одарен Господом высокими и богатыми умственными дарованиями, и твердою памятью. С детства он любил чтение книг, особенно религиозно-нравственных, и читал очень много.

Будучи с малых лет весьма набожным, Иоанн Мирошниченко очень часто посещал монастыри и первоначально поселился в качестве послушника у старца Серафима, известного всей России подвижника ХIХ века, жившего в Саровской пустыни Тамбовской епархии. Послушник Иоанн прожил на послушании у Старца восемь лет. За это время он научился творению умной молитвы.

Тогда и было положено основание его духовной жизни.

Не случайным был тот факт, что святой Серафим послал его к ученикам Паисия Величковского.

Преподобный Серафим благословил Иоанну идти в Брянскую Белобережскую пустынь, куда, согласно воле старца, он поступил послушником в 1836 году.

Через семь лет, в 1843 году, Иоанн Мирошниченко принял монашество с именем Ионы и в 1845 году был рукоположен в сан иеродиакона.

Проводя жизнь в обители в суровых подвигах поста и воздержания, в постоянной молитве и богомыслии, Иона развил в себе высокую степень самоуглубления и самовникания, тщательно следил за своею внутреннею жизнью и духовным развитием.

Тут же он удостоился особого видения, повлиявшего на его дальнейшую жизнь, которое он понял, как веление Промысла взять на себя дело устройства на берегах Днепра нового монастыря. Он решил уйти в Киев.

В 1851 году отца Иону встретил Киевский митрополит Филарет, по его воле и желанию в августе того же года иеродиакон Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь.

Затем в 1858 году он был рукоположен в сан иеромонаха, и через два года, в 1860 году, переведен в число братий Киево-Выдубецкого монастыря, расположенного на одной из весьма живописных окраин Киева, на так называемом Зверинце.

Уже в это время иеромонах Иона выделялся своей духовной опытностью и благочестивой жизнью, и многие киевляне искали случая получить совет и наставление у отца Ионы, быть его духовными чадами».

Решившись построить на горе свою келью, он принимает под свое духовное окормление двух монахов — Илариона и Гавриила. А Илларион и есть наш Иоанн Прокопьевич Строганов.

Далее монах Илларион поставил «куренек из хвороста», в котором и стал жить вместе с Гавриилом.

А поздно вечером, после монастырских трудов и долгих молитв, присоединялся к ним и о. Иона.

1 (14) марта 1861 г., выйдя на крыльцо своей кельи в монастыре, он увидел на горе сияние и пожар.

В страхе о. Иона побежал спасать своих братьев.

Но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда.

Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых.

Владычица коснулась головы его и возвестила, что пришла навестить это место, Сыном Ее издревле предызбранное.

«Моя благодать пребудет здесь во веки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся.

Многие придут в обитель эту, ты их всех прими, никого, не презирая — все чада Божии».

После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее пречистых стоп.

Так сама Богородица избрала угодника своего преподобного Иону для прославления сего места и устроения на нем обители.

9 (22) марта 1862 года место над выдуби ким урочищем вновь озарилось огнем.

И снова в беспокойстве спешил от Выдубицкого монастыря старец спасать своих братьев от пожара.

И вновь увидел стоящую в столпе неопалимого огня Владычицу с сонмом святых.

Утверждая отца Иону к послушанию воле Божией по обустройству здесь монастыря, Матерь Божия сказала, что он — лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел».

Илларион и Гавриил нашли старца утром сидящим в глубоком снегу.

Рассказав им обо всем, он просил их ничего никому не говорить и описал эти события лишь в последние годы жизни.

По устроении монастыря в 1910 году на этом месте была построена церковь, разрушенная в 1934 году, а в 1996 году новыми насельниками был установлен памятный крест. Он восстановлен в настоящее время.

Так Богородица положила основание новой киевской обители, ставшей одним из духовных центров на рубеже XIX-XX вв.

Первоначально отец Иона позаботился об устройстве скита при Выдубицком монастыре. Построен был двухэтажный деревянный дом и в нем церковь во имя Живоначальной Троицы.

4 мая 1864 года церковь была освящена настоятелем Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря архимандритом Вениамином. Но об учреждении монастыря как будто не могло быть и речи: много было противников в разных слоях общества, в том числе и среди духовенства.

Но как чудным образом было предсказано будущее монастыря во имя Святой Троицы, так же чудесным образом Господь ее созидал.

Одна духовная дочь старца княгиня Екатерина Васильчикова, жена генерал-губернатора Киева, оформила дарственную на свою дачу в пользу будущего монастыря и пожертвовала 10 тысяч рублей на его обустройство.

Однако монастырь мог быть учрежден только Государем Императором. Заручившись поддержкой московского митрополита Филарета, Васильчикова едет в Петербург.

В столице прошению княгини об учреждении в Киеве нового монастыря воспротивились некоторые придворные и часть священства. Царь, устав от пререканий и противоречивых мнений, отложил решение этого вопроса до лучших времен и вышел погулять в Летний сад.

Именно тогда на Александра II произошло покушение террориста Каракозова. Он выстрелил в Императора в упор, но пуля ушла в сторону.

Потрясенный Александр II быстро вернулся во дворец и при всех сказал: «А что, господа, монастыря не надо?

А я вижу — промысл Божий и молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию — от страшного потрясения» — и подписал прошение об учреждении нового монастыря.

Тем же указом отец Иона был определен настоятелем.

С постройки приюта для 30 сирот, школы и больницы началась жизнедеятельность нового монастыря.

И только затем были поставлены кельи для братии. Спланировали и другие необходимые строения.

Обозначили их границы деревянными крестами простой плотницкой работы. А на месте престола будущего каменного храма был поставлен большой крест.

3 апреля 1868 года его проект представили на утверждение Его Высокопреосвященству и киевскому коменданту.

Следует сказать, что Зверинецкая гора находилась на территории Киевской крепости, созданной еще в 1812 г., и все вопросы постройки необходимо было согласовывать с военным ведомством, а некоторые даже требовали высочайшего разрешения Государя.

В 1871 году было завершено строительство каменного храма с двумя приделами.

28 ноября митрополит киевский Арсений, прежде других, освятил престол южного придела во имя иконы Божией Матери «Троеручица».

Отец Иона особо чтил этот образ, который хранился у него в кельи, а со временем был помещен в Троицком храме за правым клиросом.

Еще при жизни преподобного по молитве перед этой иконой было совершено много чудес.

В 1872 году 23 июля в Свято-Троицком храме был освящен главный престол во имя Живоначальной Троицы, а в 1897 году устроен новый северный придел во имя Всех святых.

13 октября 1900 года он был освящен митрополитом киевским Иоанникием.

Постепенно монастырь созидал в своей ограде всё необходимое для жизни: возникла просфорня, мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплетная, столярная, портняжная, сапожно-шорная, кузнечно-бондарная, слесарная.

Дети из школы-приюта помимо общеобразовательных предметов получили возможность обучаться в этих мастерских ремеслам — столярному, портняжному, сапожному, кузнечному и другим.

Немало киевлян трудилось и в Свято-Троицком монастыре, который к концу ХIХ в. по занимаемой территории, владению собственностью и хозяйственному укладу выдвинулся на заметное место среди монастырей не только киевской митрополии.

Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости его настоятеля, умению привлекать щедрые пожертвования на монастырь. В то же время старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни.

Благодаря пожертвованиям обитель украшалась и росла. Устав монастыря не позволял ему покупать земельные наделы, поэтому монастырские имения состояли из подаренных ему в Киеве и за его пределами 15 различных земельных участков.

Наибольший вклад в расширение монастыря внесла княгиня Екатерина Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце с середины 60-х годов XIX века она отдала монастырю в пользование свое киевское имение на Сырце.

По благословению преподобного Ионы там был сооружен Знаменский храм и устроен одноименный женский скит, в котором подвизались многочисленные духовные чада старца, не желавшие лишиться его духовного окормления.

В память о щедрой благотворительнице этот скит был прозван Васильчиковой дачей. Кроме него княгиня приобрела для монастыря 6 тысяч десятин земли в селе Гусенцы Полтавской губернии.

Этот скит поставлял продукты как для монастыря, так и на продажу. А монастырская мельница славилась на всю округу.

Но главной заслугой преподобного Ионы стало мудрое руководство великим множеством врученной Господом духовной паствы.

Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате в руках Вседержителя, выгребал из адского огня человеческие души. Подвиг старчества, которым была украшена жизнь преподобного Ионы, является вершиной иноческого делания.

Воплощая в жизнь наследие, полученное на духовных пажитях преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, он преподал XX-му веку спасительное учение о умном делании, передавая его последующим поколениям иноков.

Но влияние преподобного Ионы распространялось и далеко за пределы монастырских стен. Все его действия совершались в Духе святом и были всегда в гармонии с Церковью и ее преданием, ибо, по слову апостола, уже не он жил, но жил в нем Христос (Гал. 2, 20).

Он стал духовным руководителем множества мирян. Ежегодно в монастырь, который народная молва уже называла «монастырем отца Ионы», приходило около 500 тысяч паломников. Двери кельи старца были всегда открыты.

К нему приходили с бедами, а уходили с отрадой. Об исцеляющей силе молитв о. Ионы ходили легенды. Сам же он всячески скрывал свои добродетели. Поэтому спасение душ иноков и притекающих в монастырь богомольцев было главной заботой духовно опытного старца.

Во второй половине XIX-го века возрождался из запустения один из древнейших на Руси Свято-Преображенский Межигорский монастырь.

Благодаря своим хорошим административным способностям преподобный Иона был назначен распорядителем всех этих работ и настоятелем Межигорского монастыря с возведением в сан архимандрита.

Вскоре, стараниями настоятеля и братии монастырь стал процветать.

В мае 1896 г. были получены из Москвы отлитый на колокольном заводе Самгина колокол весом 1150 пудов (на то время самый большой в Киеве) и несколько мелких по 57 пудов, для чего выстроена временная деревянная колокольня. С первых дней основания Свято-Троицкой обители отец Иона мечтал о большой каменной колокольне.

Новые колокола и были для нее предназначены.

Весной 1897 г. о. Иона сильно заболел. Все уже считали, что старец на смертном одре и пришли прощаться с ним. Тихо стояли в коридоре его кельи, не смея нарушить молитвенную беседу болящего с Господом.

«Когда мне предстояло отойти в нескончаемую жизнь, — напишет он через некоторое время, — а было это в 1897 году, в апреле, под 23 число, ночью, в 4-м часу, Господу угодно было явить мне новую милость.

Я лежал на кровати в темноте. И вот, в келии моей явился кто-то светлый, ясный, подошел ко мне очень близко, благословил меня крестным знамением и сказал:

«Господь дарует тебе здравие, помощь, покров и Свою Божественную благодать, чтобы ты послужил Ему в Церкви Его святой. Вот крест, который ты соорудил и совершенно довершил его.

А вот другой крест, начатый тобою, ты только приступил к его сооружению и тебе нужно в трудах доделать и докончить его столь же тщательно, как и первый. Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему».

С поистине юношеской энергией старец, которому шел 98-ой год, довершает строительство громадного каменного корпуса, собрав 100 тыс. руб. на его возведение.

Собирает он еще 200 тысяч на колокольню и получает утверждение Государем ее проекта.

Но, тем не менее, здоровье старца становилось все слабее.

15 декабря 1901 года он был соборован. С этого дня до самой кончины старец принимал у себя в келье богомольцев, а 6-го января 1902 года стал прощаться с братией.

У него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду».

В ночь с 8 на 9 января служащий в соборе иеромонах, говоря ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Иону, что-то его останавливало.

Как оказалось, в это самое время, блаженный старец отошел ко Господу. Тихо, мирно, непостыдно, в окружении своих духовных чад и учеников закончил свою земную жизнь преподобный.

Прощание братии и богомольцев со своим любимым наставником состоялось 12 января. День выдался теплый и ясный. Несмотря на труднопроходимую из-за наступившей оттепели дорогу, к обители непрерывной вереницей потянулись многочисленные почитатели старца.

Прожив свыше ста лет, архимандрит Иона (постриженный в схиму с именем Петр) явил и современникам, и потомкам, чего может достичь человек при самоотверженной деятельности и любви к Богу.»

И вот исходя из вышеизложенной информации я и считаю, что мне удалось отыскать и идентифицировать могилу первого помощника настоятеля Свято-Троицкого монастыря Ионы - иеромонаха Иддариона.

Который похоронив у стен монастыря свою умершую жену, потом заповедовал монашеской братии похоронить и его рядом с женой.

Вот такая история получилась у вашего автора, когда он обратил внимание на заброшенную могилу на территории Национального ботанического сада АН Украины им. Н. Гришка

Отсюда и вывод, что выражением «любовь до гроба, ты в гробу, а я у гроба» имеет право на жизнь. Ибо это уже не литературная аллегория, а документально доказанный исторический факт.

Комментарии