Ответ на статью, проповедующую солидарность с нормами современного авторского права, как христианскую добродетель
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15)
«Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис. 5:20)
Что такое Церковь? Социальный институт? Место работы? Средство для самопиара? Торговая лавочка? Судя по нынешним временам — всё перечисленное, но только не Христос.
Писать об этом трудно, но ведь мы жизнью своей доказываем это. Христос для нас — лишь очень знакомое, часто употребляемое слово. А ещё — повод покрасоваться, полюбоваться собой.
«Соль» теряет силу… Мы стали слишком «малосольными» и потому загниваем на корню. Торгашество доминирует в мире, и мы слепо идём тем же путём. Конечно, мы же — не маргиналы! Целомудрие сегодня, увы, мало кому свойственно — то есть, способность мыслить исходя из целого, единого для всех и единого на потребу.
Дело миссии превратилось в «галочку» отчёта о проделанной работе и самопиар (кроме исключительных и весьма редких случаев подлинного служения). Мы не видим этого, вероятно, потому, что не имеем опыта настоящего, подлинного бытия во Христе, и даже не способны правильно воспринимать чужой опыт. Вспоминается: «Кого Бог хочет наказать, у того отнимает разум».
Смешно, когда на миссионерском портале стоит строгий запрет на использование текста без личного авторского разрешения (причём регулярно испрашивается пожертвование на своё миссионерство). И ведь речь идёт не о защите текстов от надругания и (пока!) даже не о коммерческом интересе!
В наше время Интернет стал более, чем просто удобной площадкой для проповеди (на долго ли?) — это своего рода новая империя, позволяющая объединить воедино все миссионерские силы и таланты, дающая возможность быстрого доступа к плодам живого миссионерского опыта. Да и качественных текстов на самом деле не так уж много, потому возможность черпать из мировой сокровищницы православия — великое подспорье в деле религиозного просвещения. Миссионер, по логике вещей, — просветитель, а не торгаш, он идёт со словом проповеди даже туда, где его не ждут, даже к тем, кто слушать его не хочет и может убить. А новомодные миссионеры фигу тычут тем, кто жаждет, кто голоден, кто просит Хлеба самого насущного для человека — слова о Боге.
А не страшно ли вам, господа миссионеры, что завтра просить будет уже некому?! Вы так уверенно утвердились в этом мире, что забыли: порядок вещей изменчив.
Здравые понятия не умещаются в наших самодовольных головах. Смотришь на это безобразие и невольно вспоминаются революционные «погромщики», пришедшие смести с лица земли «обманщиков-церковников». Мы с огнём играем! Торгашествуем, когда время ещё терпит, вместо того, чтобы спешить навстречу к людям с имеющимся у нас Небесным сокровищем. Неужели не понятно, что оно не настолько наше, чтобы присваивать его?
Словно неразумные малые дети мы носимся со своими цацками, словно и не знаем о том, что мир во зле лежит, словно и не наше дело нести свет людям и просвещать мрак мира светом Христовым. Не пора ли вспомнить о главном?!
Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4:6).
Давайте обратимся к христианской традиции, как это сделал митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин), и сравним своё видение-понимание так называемого авторского права с традиционным церковным.
«Обратитесь к любому памятнику древнерусской письменности — и вы увидите, что автор, летописец, переводчик, составитель, переписчик всячески подчёркивают, что их собственный труд совершенно ничтожен, незначителен. В этом — глубокое понимание того, что творчество есть дар Божий, а такое понимание влечёт за собой и искреннее самоумаление пред Богом. Оно ничего общего не имеет с униженностью; просто человек испытывает благодарность к Творцу и умеет трезво взглянуть на себя: Кто Он — и кто я?
Нужно сказать, что жёсткого требования анонимности письменной культуры в Православии нет. Творения отцов Церкви личностны; в православной гимнографии приняты указания на авторство: в богослужебных книгах перед текстом канона или стихиры обычно пишется, например, творение господина Иосифа. В самих текстах канонов имя их авторов может быть заключено в виде акростиха, так называемого краегранесия: первые буквы тропарей образуют соответствующее надписание.
В молитве перед отпущением грехов кающемуся священник называет себя недостойным, и это не фигура речи, а трезвая констатация. Точно так же ощущают своё недостоинство и те, кто создаёт произведения церковного искусства. Так, когда иконописец готовится к своему труду, он не только подбирает и грунтует доску и выбирает образцы, но и себя готовит постом и молитвой. Для него время написания иконы — это время духовного труда, предстояния перед Господом. И вот — с древнейших времён ни один иконописец никогда не ставил своего имени на иконе. Это было немыслимым, потому что когда человек творил в Церкви, посвящая свой труд Богу, ему не приходило в голову каким-то образом отмечать своё авторство.
Современная текстология отмечает некоторые взаимозаимствования в книгах святых Отцов. Сегодня использование никак не выделенных цитат назвали бы плагиатом, автора укорили бы в использовании чужой интеллектуальной собственности. Но когда замечательный мыслитель и подвижник, подаривший миру удивительные по своей глубине толкования Священного Писания или описание аскетического опыта, вдруг вносил в свой текст „без кавычек“ слова какого-то другого автора, это вовсе не было признаком творческой беспомощности — просто здесь этот текст был уместен, потому что очень точные слова относительно описываемого явления уже были найдены…
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс. 113:9). Эти слова псалма были очень глубоко поняты и приняты христианскими авторами, ведь по мере духовного роста человека его чувство самости уступает место чувству общности в Боге» (Митрополит Лонгин (Корчагин).
Более всего в словах владыки Лонгина мне понравилось вот это: «жёсткого требования анонимности письменной культуры в Православии нет». А что сегодня мы наблюдаем?!
Помню, одна известная переводчица вылила на меня «ведро помоев» за размещение переведённой ею статьи, взятой с другого сайта без её личного(!) разрешения. Текст общецерковного и даже общечеловеческого значения! Любителям покусать и пообсуждать ближнего сразу скажу: имя автора, переводчика и ссылка на источник имелись, а запрета на копирование материалов сайта не было! Но всего этого оказалось мало — настолько мало, что уважаемая переводчица с радостью скормила бы меня псам. Кому и зачем это нужно?!
Передовые умы в светских (почему не церковных?) кругах понимают ужас того, что называется нынче авторским правом, и выходят на борьбу против него. Всё ведь по Оруэллу: мир — это война, война — это мир.
Вам нужны примеры? Пожалуйста!
Один из самых нашумевших случаев мы наблюдали в России весной 2010 года, когда самодеятельный коллектив поющих ветеранов оказался лишён права исполнить на празднике Победы военные песни без договора и предварительной оплаты Российскому авторскому обществу (РАО). После разыгравшегося скандала, в виде исключения (и отступления от закона), разрешение на выступление было получено.
Еще пример: британская рок-группа Deep Purple узнала о существовании РАО после того, как оно подало на эту группу в суд за исполнение ими собственных песен в Ростове-на-Дону.
А знаете ли вы, что согласно авторскому праву, не имеете права петь какие-либо песни дома на Дне рождения, свадьбе и пр. без заключения спец. договоров и оплаты спец. инстанциям, если на вашем торжестве присутствуют не только члены вашей семьи? «Самовольное» пение — уголовно наказуемо, ибо вас юридически причислят к ворам. И всё потому, что частное (и просветительское!) использование объектов культуры сегодня приравнено к коммерческому. Таков закон! Но согласуется ли он со здравым смыслом? Я уж не говорю о высоком христианском…
Подобных случаев немало и в российской, и в мировой практике. Страшно подумать, что в такие игры с авторским правом придётся играть и православным миссионерам, православным СМИ, православному Интернету. Дело проповеди окажется приравненным к бизнесу, а это — чудовищная, провальная перспектива. Тем более, что даже индустрию развлечений авторское право явно завело в тупик. Вот, что говорит авторитетный представитель РАО А. В. Туркин:
«Для обеспечения правомерности одного часа вещания необходимо заключение не менее чем сорока(!) договоров с авторами. Если же вспомнить о правах исполнителей (певцов, музыкантов, дирижёров), производителей фонограмм, переводчиков, аранжировщиков, а также о том, что права этих лиц могут переходить к их наследникам или иным правопреемникам, то становится понятно, что соответствующая „юридическая нагрузка“ окажется непосильной даже для самой преуспевающей вещательной организации».
И знаете что интересно, очень многие авторы категорически против такого насилия над собой. Ведь чтобы этот ужасный закон не коснулся их творчества, им нужно пройти множество препятствий, оформить множество платных документов. «По умолчанию» представители авторских обществ представляют их интересы (нередко в ущерб авторским интересам) даже вопреки желанию автора.
Для большей наглядности приведу ещё пример из издательской практики. Говорят издающиеся авторы:
«Пишут из издательства „Х“ и спрашивают, нельзя ли в одном из моих рассказов убрать эпиграф. Потому что с владельцами авторских прав на произведение, из которого эпиграф, сложно договориться, а если не договориться — это нарушение авторских прав».
«Нынче Y пожаловался, что его редакторы из „ХХ“ просят снять с какого-то рассказа эпиграф, потому что, дескать, чужие тексты теперь нельзя цитировать даже в виде эпиграфов, они защищены авторским правом. Ну, у меня первая мысль была, что идиоты совсем там с ума посходили. Пишу — так мол и так, не скупитесь на медицинскую страховку для своих сотрудников, пусть их немножко полечат электрошоком. А он мне и отвечает — это теперь закон такой. Цитирование без разрешения (в любом объеме) теперь допускается только в научных текстах. Никаких эпиграфов. И вот если персонаж романа, к примеру, сидит читает некоторую реально существующую книжку, он теперь не имеет права другому персонажу вслух ее процитировать».
Был в нашей практике ещё один весьма показательный случай. Потомок (и обладатель авторских прав) одного церковного писателя увидел на нашем сайте статью, повествующую о жизненном пути его предка, и попросил убрать её, т. к. статья была взята из сборника произведений, естественно, без личного разрешения этого самого потомка. Так ходит он по Интернету, словно с ластиком в руках (сам рассказывал об удалении текстов и с других сайтов), и затирает следы своего предка, уничтожает память о нём. Раньше мы ясно понимали, что хранить память о ком-то — это значит рассказывать о нём как можно большему числу людей, информировать, упрощать доступ к его текстам. А теперь всё перевернулось с ног на голову.
Мы живём в такое время, когда мерилом всех ценностей стали деньги. Ограничиваются наши права на свободное использование и обмен информацией, тормозится развитие культуры. Под игом авторского права стонут библиотеки — хранители общечеловеческого опыта и мудрости. А ведь мы располагаем множеством ценнейших открытий прошлого, которые служат нам совершенно бесплатно. Если бы авторское право в нынешней трактовке было принято ранее, то развитие человечества сильно затормозилось бы.
Только представьте, что было бы, если бы свв. Кирилл и Мефодий вместо просветительства требовали заключения договоров и авторских гонораров за каждую букву азбуки! И смешно, и грустно…
Хотелось бы защитить дело проповеди. Так называемые «авторские права» не должны мешать, не должны тормозить распространение просветительской, миссионерской, вероучительной и культурнозначимой информации. Иначе мы дойдём до полного абсурда и отрицания самого смысла существования православного Интернета, на создание которого ушло так много сил и времени. Ведь мир по-прежнему лежит во зле, даже если мы забыли об этом. Страшно будет, если сама жизнь заставит нас вспомнить…
P.S. Всем, кто желает разобраться в проблеме, рекомендую прочесть и комментарии к ней.
Комментарии
Ян, за помянутыми миссионерами
Светлана Коппел-Ковтун, 30/11/2011 - 15:08
Ян, за помянутыми миссионерами стоит великое множество (конкретные имена называть не вижу смысла, они себя и так узнают, а другим надо ли?). Описанное мной становится всеобщей нормой. Московия заражена (не все таковы,но многие. Есть там и заболевшие, но уже излечившиеся), а на Украине все эти нездоровые процессы только начинаются, но приверженцев хватает. Некоторым товарищам кажется, что следовать этой дурной моде - значит быть передовым, современным.
Мы живем во время подмен...
Кстати, Интернет, если присмотреться, стал чем-то вроде огромной империи, объединившей множество людей в едином информационном пространстве. Вот какое чудо! Какая возможность для проповеди! Но сегодня сам Интернет оказался под угрозой. Кто знает сколь долго мы будем иметь эту счастливую возможность? Волчьи законы мира сего уже приходят и в Интернет, чтобы лишить его изначального смысла (легкий и быстрый доступ к информации).
Да, Светлана, хорошо,
Протоиерей Василий Мазур, 30/11/2011 - 16:47
что пока еще можно благовествовать в Интернете. Но, думаю, долго это враг рода человеческого терпеть не будет.
К сожалению, о.Василий
Светлана Коппел-Ковтун, 02/12/2011 - 00:57
К сожалению, о.Василий, Вы правы. Уже пошел обратный отсчет, Интернет - под прицелом. Он долгое время был зоной свободы - неслыханная роскошь. Слава Богу, что он был и есть пока. Будем трудиться!
Светлана, очень острая
Юлия Санникова, 29/11/2011 - 23:13
Светлана, очень острая статья! Меня пока обошли все эти тонкости авторского права, но я, если честно, была бы только рада, если бы что-то из моих произведений было где-то процитировано, даже и без моего ведома. Для меня это не проблема. Я думаю, это проблема раскрученных авторов, зарабатывающих словом. Но то, что "«авторские права» не должны мешать, не должны тормозить распространение просветительской, миссионерской, вероучительной и культурнозначимой информации" - это Вы точно подметили!
Помощи Божьей Вам!
Юлечка, даже эпиграф
Светлана Коппел-Ковтун, 29/11/2011 - 23:22
Юлечка, даже эпиграф нынче использовать опасно - можно оказаться в уголовниках. Их вообще могут запретить как воровство чужих текстов. Вот примеры из практики:
Это не есть проблема раскрученных авторов! Это проблема каждого из нас. Всё это настолько маразматично, что кажется невероятным.Мы просто не привыкли к таким ненормальным законам, мы не в состоянии осознать в какой ужас погружаемся.
Светлана, согласна с Вами
Юлия Санникова, 30/11/2011 - 02:09
Светлана, согласна с Вами полностью, я и не предполагала насколько далеко зашел подобный литературный...эх, как бы назвать...экстремизм, что ли...
"Это не есть проблема раскрученных авторов! Это проблема каждого из нас. Всё это настолько маразматично, что кажется невероятным.Мы просто не привыкли к таким ненормальным законам, мы не в состоянии осознать в какой ужас погружаемся".
Театр абсурда, в котором у
Алла Немцова, 29/11/2011 - 23:32
Театр абсурда, в котором у каждого роль сумасшедшего. Палата №6 всемирного масштаба. Чем, интересно, это может кончиться?
Любой процесс
Светлана Коппел-Ковтун, 29/11/2011 - 23:43
Любой процесс склонен к развитию. Сейчас запущены такие процессы (и опасность их мало кем осознается), что кончится всё как в фильме "Эквилибриум" (и Р. Брэдбери в "451 по Фаренгейту" предсказывал это). Если кто не видел, то скажу: там убивали людей как преступников за книги, картины, музыку. Всё это было под запретом.
Если учитывать, что мы движемся в новый глобальный мир, если вспомнить о проповеди гомосексуализма, о ювеналке и пр. "прелестях", то всё вполне логично. Система образования разрушается, ибо в новом глобальном мире умные не нужны. У тех, кто развит эстетически, интеллектуально, возникают потребности, которые никто не собирается удовлетворять в новом мире.
Искусство будет доступно лишь избранным, верхушке. Нас развивать - вредно. Всё идет к оболваниванию и превращению человека в трудовую скотину. Личность - опасна (ею труднее манипулировать, она более самостоятельна, свободна), потому сейчас под ударом всё, что способствует формированию личностного начала.
Апокалиптическая картина...
Алла Немцова, 29/11/2011 - 23:49
Апокалиптическая картина... Но ведь есть еще мусульманский мир, не так-то уж подвластный этим процессам.
Мусульманский мир
Светлана Коппел-Ковтун, 29/11/2011 - 23:57
Мусульманский мир грозит нам по-своему. Они, конечно, в эту дрянь вряд ли вляпаются (какое им дело до нашей культуры?! а свою они в обиду не дадут).
Но важно, что мы - православные - делаем. Мы эту мерзость тянем в свое церковное пространство - вот в чем ужас! Мы сами устраиваем гонения на своих же собратьев, подчиняясь новомодному безумству. Мы читаем этикетки (красивые, грамотно составленные), и совсем не заглядываем под этикетку. Мы готовы к предательству...
Вроде бы, Ивана Ильина
Алла Немцова, 30/11/2011 - 00:04
Вроде бы, Ивана Ильина слова:
Всё-таки, надеюсь, не даст нам Господь съесть друг друга.
Если мы
Светлана Коппел-Ковтун, 30/11/2011 - 00:07
Если мы хотим сожрать друг друга, то сожрем. Господь тут не при чем. Наша свободная воля доведет мир до катастрофы - мы же знаем об этом. А вспомни, Алла, 1917 год и всё что было после...
Короткая у нас память, к сожалению.
Понятное дело, добром такое
Алла Немцова, 30/11/2011 - 00:24
Понятное дело, добром такое не кончится. Но ведь несмотря ни на 17-й, ни на 37-й, ни на какой другой год - Православие не умерло. Что-то ведь дает ему жизнь. Хотя мне кажется, я сейчас не о том немножко говорю. Речь шла об абсурдности и пагубности процессов, механизм которых уже запущен. И процессы эти распространяются на все сферы жизни, в т.ч. и церковную. И что, этому совсем нечего противопоставить?
Пока гром не грянет
Светлана Коппел-Ковтун, 30/11/2011 - 00:30
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Мученичество - семя христианства.
Православие очищается от всего в катаклизмах.
Теоретически говорить об этом можно долго...
СпасиБо, Алла, за беседу
СпасиБО!
Алла Немцова, 30/11/2011 - 00:34
СпасиБО!
СпасиБо всем вам
Светлана Коппел-Ковтун, 29/11/2011 - 22:33
СпасиБо всем вам, дорогие, за неравнодушие! Тема действительно очень актуальная и проблема, о которой я пишу, — не обнаружена, не осознана пока церковным большинством.
В статью стоило бы добавить информацию о библиотеках, которые стонут под игом «авторского права». Всё культурное наследие поставлено сейчас в зависимость от частной воли владельцев авторских прав. Наши сайты — это по сути библиотеки, а потому нам очень понятны страдания сотрудников библиотек.
Помню, забрел на один из наших сайтов потомок церковного автора (не очень известного, но хорошего), обнаружил статейку об отце, если я не ошибаюсь, которая была взята из сборника произведений. Естественно, она была опубликована без личного разрешения этого самого потомка, о котором мы в первый раз услышали, когда он обратился с просьбой убрать текст. У него есть такое право! Он ходит с ластиком по Инету, затирая следы достойного предка. Представляете?! Мы то раньше считали, что хранить память предка — это рассказывать о нем, стремиться передать информацию о нем как можно большему числу людей, чтобы люди знали и помнили. А теперь всё с ног на голову перевернулось, а мы и не заметили.
Не замечаем мы, что живем в тени уходящего, уже ушедшего мира. Только законы инерции позволяют нам обманываться. Мы мыслим так, словно живем в обществе прошлом с привычным набором норм и ценностей (они были сравнительно здравы, если кто помнит). Однако, того мира уже нет. А то, что есть — пародия, бессмыслица. Белое названо черным, черное — белым, добро — злом, зло — добром. И кто, если не мы, знающие Христа, будет хранителями здравых понятий?
Эта статья написана в полемическом стиле, ибо написана как отзыв на воцаряющееся безумие, принимаемое за норму. Это протест против проповеди безумия, против принятия за норму маразматических правил сего дня. Молчать далее просто не могла. Надеюсь, хоть кому-то помогу осознать нависшую угрозу.
Особенность сегодняшнего дня в том, что человек слишком хорошо изучен. Манипуляторы делают свою ставку на низменное в человеке и достигают желаемого ими результата с вероятностью 100%.
Лично я считаю, что то, что названо нынче авторским правом (я говорю не о защите авторства, а именно о перегибах, которые заняли центральное место в законе) — это новая форма запрета на информацию.
Светлана, подписываюсь под
Надежда Смирнова, 29/11/2011 - 21:28
Светлана, подписываюсь под каждым словом. Это больно и страшно осозновать. Но это так. СпасиБо тебе огромное, что подняла эту тему.
Да, Светочка, нужная статья.
Ирина Богданова, 29/11/2011 - 17:22
Да, Светочка, нужная статья. В мире, действительно, интересы автора или его наследников доходят до маразма.
Мне, например, как автору, часто обидно, что я не имею абсолютно никаких прав даже на часть своего произведения. Вот буквально сегодня, детская любительская студия ищет отрывок для экранизации. И рада бы...
Придет время, когда не
Алла Немцова, 29/11/2011 - 16:01
Преп. Серафим Вырицкий
Что творит благоговение перед спонсорским рублем, с одной стороны, и "защита" авторского права, с другой, хорошо знаю по удручающему состоянию того эфирного пространства, в котором некогда довелось потрудиться. Знаментально, что первой полетела голова еженедельной православной программы. Дальше - по нарастающей, вернее, по ниспадающей. Очень грустно.
Правильно
Алексей Нестужев, 29/11/2011 - 15:57
Правильно, торгашей из храма сам Христос гнал! Многие музыканты (Radiohead, Blur, Tequilajazz, Земфира, Аквариум и др.), писатели выкладывают свои произведения в открытый доступ в пику идиотской моде. Творческие люди хорошо понимают куда всё идёт. Пора и церковникам понять!
Хвалю за смелость!
Страницы