Вы здесь

Блудный сын, Суд Соломона - театрализации для воскресной школы.

Эти стихотворные инсценировки я ставлю с ребятами. Может быть, православным педагогам пригодится.

Ведущий: Жил отец с сыновьями в далекой дали.
Там стада они мирно, прилежно пасли.
И в степи полудикой без дел не скучали:
Пели песни, трудились, не зная печали.

Появляется старший брат. У него в руке дудочка, он поет.
- Мои овцы по простору
Разбредутся далеко,
Я к шатрам вернусь не скоро –
Здесь мне дышится легко!
Аи –ай, любимый край! Здесь мне дышится легко!

Я люблю полынный ветер,
Запах свежий чабреца…
Поднимаюсь на рассвете,
Чтоб порадовать отца.
Аи- ай, любимый край! Чтоб порадовать отца.

Старший (весело и протяжно, явно стремясь разбудить) :
А-эй! Братец, мой дружок,
Что ж уснул ты, как сурок?!
Младший (из-за ширмы с изображением шатра):
Что скулишь ты, как шакал! Нынче я совсем не спал!(появляется потягиваясь, потирая спину, колено с сердитой и плаксивой мимикой)
Я устал, я ноги сбил – даже руки натрудил!
И горюю я вдвойне – эта ноша не по мне!
Старший: Ничего не понял я… Не нужна тебе семья?!
Наш пастуший древний род и стихий круговорот?

Младший(быстро и запальчиво): Да, да, да! – Ты не дурак!
Только как беде помочь?
И отцу признаться как,
Чтоб уйти отсюда прочь?!
Появляется отец – у него доброе кроткое лицо. Он идет словно с некоторым трудом.
Младший и старший хором(почтительно склоняясь): Да продлятся твои дни!
Старший: Милый отче, отдохни.
Младший: Я, отец, тебя прошу…
Старший(поспешно): Только нам уже пора.
Отец(к младшему ласково): Говори же, не спешу,
Вы и так в трудах с утра.
Младший (глядит в сторону, ему явно не по себе, запинается)
Я не рожден, чтоб жить в глуши. А вдруг я воин иль купец?!
Ты не брани меня, отец,
А… (тихо и быстро) мою долю отпиши.

Отец молча уходит в шатер, быстро возвращается и протягивает ему свиток и мешочек «с золотом» - должно звенеть! Неожиданно порывисто обнимает младшего и скрывается в шатре, закрыв лицо руками. Старший отворачивается, младший уходит за кулисы, не сводя глаз с поднятого повыше свитка, по его лицу блуждает странная недоверчивая улыбка.
Ведущий: И что же, наш герой на том
Взял и покинул отчий дом!
Есть города, богатые селенья –
Еще б хватило разуменья!
Проходит время… Поглядим:
И что же приключилось с ним?
Выходят по очереди несколько косвенных участников:
1. В костюме купца, обращается доверительно к ведущему:
Он у меня коня купил! А сколько мне переплатил! (хихикает, уходит, подбрасывая звенящий мешочек)
2. А у меня – глупец-невежда! – купил богатые одежды… (хлопает себя по карманам, в которых звенит, потирает руки)
Две женщины со свирелями: А мы-то! - Пели, танцевали –
И сколько золота собрали!
(уходят, кружась, двигаясь в танце и громко смеясь)
Двое юношей:
1 юноша: Мы, как друзья, взаймы просили…
2 юноша: Ну, он давал, пока был в силе.
Оба хором: А как растратился дружок – мы тут же смылись наутек! (хлопают друг друга по рукам, уходят)
Ведущий: Ну, что ж, нам догадаться нехитро –
Пошло не впрок отцовское добро.
И вот он по селеньям и дорогам
Бредет в тоске, как нищий и убогий…
Младший: Голод, жажда - все одно. Мне давно уж все равно.
Но никто меня не ждет, не жалеет, не зовет.
Снится желтая луна
И шатры, и тишина.
Мирной жизни простота
И отцовские стада…
Эй, за этим глинобитным забором! Дайте работу какую-никакую!
Голос из-за ширмы или из-за двери: Что же, парень, отдохни – и к очагу!
Повар нужен - приготовишь ужин!
Младший: К очагу?.. Но я же не могу!
Не умею…
Голос: Ну, тогда ты нам не нужен.
Младший бредет и останавливается через несколько метров.
Младший: Эй, за этими богатыми воротами! Дайте работу какую-никакую!
Голос: Наконец пришел работник!
Заходи! Нам нужен плотник.
Младший: В глаза не видел топора!
Не плотник я…
Голос(иронически): Тогда тебе пора.

Младший проходит еще не много по сцене и стучит в край ширмы.
Младший: А-эй! Я вас прошу меня спасти!
Возьмите хоть слугой, хоть подметалой!
Голос: Ты за еду пойдешь свиней пасти?
Тогда сейчас же за работу, малый!
Младший: И вот мой дом и мой приют…
Отец и брат меня не ждут (Вздыхает, машет рукой, плетется и скрывается за ширмой).
Ведущий: Был, на беду, неурожай!
Он ел с животными, в хлеву…
Страдал, болел, стонал, дрожал
И плакал в жухлую траву.
Младший выходит с деревянным корытцем в руке, за какими-то трудами.
На нем еще более убогая, порванная одежда, фартук в пол; на лице грязные следы.
Младший: А у отца любой работник
Всегда поесть большой охотник!
А что? – Простить не поспешит –
Но корки хлеба не лишит(горько смеется, потом плачет).
Здесь умру - я так ослаб – и в горести…
Неужели край родной увижу вскорости? (задвигает корытце за ширму ногой, сбрасывает уродливый грязный фартук, бросает туда же; уходит, сильно хромая)
Ведущий: Он, спотыкаясь, как сквозь тьму,
Тихонько плача, брел с утра…
Но придавала сил ему
Родная степь – овечий край.
Пути тяжелому конец.
Вот у шатра старик-отец.
Немая сцена. Сын склоняется перед стоящим отцом, который еще издали простер к нему руки.
Младший(стоя на одном колене): Отец, простить меня не можешь…
Но не погибнуть мне поможешь?
Я не прошу меня простить –
Позволь твои стада пасти.
Я буду лишь безмолвный раб… (склоняется к земле)
Темно… Наверно, я ослаб…
Отец(поднимая сына): Пока колышутся поля, пока жива моя земля,
Любовью полнится она,
Добром и щедростью полна.
Не сможет и моя рука
Отвергнуть сына, как врага.
Вбегает старший.
Старший(на ходу, взволнованно): Отец, работник мне сказал… (видит младшего. Далее говорит неприятным голосом)
Я вижу, он мне не солгал.
(К младшему) – Что, деньги выбросил и снова
Пришел под сень родного крова?
Я старость отчую покою,
А ты вернулся, как с разбоя?!
(младший безмолвно плачет, закрыв лицо руками, отворачивается)

Отец: Ты не сердись, мой мудрый сын.
Осанна! Вновь ты не один.
Он горе мыкал, лихо знал
И к крову отчему воззвал.
Старший: Я вижу, он и впрямь так беден.
Он худ и болен, грязен, бледен…
Отец: Идем в шатер, сегодня пир
Устроим мы на целый мир!
Обнимают младшего, ведут в шатер.

Ведущий: Евангельской притчи познать глубину,
Как море испить иль потрогать луну.
Но есть в древней притче наука одна:
Высокой любовью зовется она.
Выходят участники, кланяются.
 

 Соломонов суд

Воин: О, царь царей! К тебе на суд
Две бедных женщины идут.

Соломон: Ну что ж, зови их, верный страж!
Для всех закон пребудет наш.
И могут раб и князь войти,
Чтоб справедливость здесь найти.

Входят женщины, низко почтительно склоняются перед царем, он жестом приказывает приблизиться.
1 женщина: Да славься, мудрый Соломон!
Царь до скончания времен!
На горе с ней (кивает на другую) пришлось идти,
И притомилась я в пути.
В тени уснула у арбы… Она дитя взяла, увы!
Во сне ребенка забрала! И тут же сыном назвала…
2 женщина: Нет, змея! Не лги зазря! Не обманывай царя!
Мой малютка дорогой даже в смерти будет мой!

Соломон: Что ж, слуга, достань свой меч – пополам дитя рассечь.
Воин делает шаг назад. Поводит в изумлении и отрицании головой, медленно начинает выдвигать меч из ножен, а потом закрывает лицо руками
1 женщина: Соломонов суд закон – а закону нет препон. протягивает ребенка с поклоном, затем злобно, со слезами кричит, повернувшись ко второй:
Ну, а ты ступай домой! Он и в смерти будет мой!

2 женщина: Горем сердце я сожгу, но дитя я сберегу!
падая на колени перед первой, поспешно и умоляюще:
Это твой ребенок, твой… Лишь бы только был живой!
Заламывает руки, опускается ниц
Соломон: Скажите, люди, так, как есть:
И кто же мать родная здесь?
величественно встает, поднимает с колен первую и передает ей ребенка. Все склоняются перед ним.
Женщины и воин: Слава мудрости Соломоновой!

Комментарии

Мария Коробова

Только не мой сценарий. Я не смогу указать авторство точно, но мои коллеги-предшественники оттокнулись от старинного вертепного текста 18-го века, что-то сократили, что-то смягчили.  Очень забавный и трогательный причем, такой наивно-балаганный. Один солдат Ирода говорит другому:"Федул, что губы надул?" - к примеру. А Рахиль сокрушается, как русская женщина. Сейчас полезу и поищу в бумаге, чтобы набрать. Только не знаю - этично ли - ведь сюда посылают именно свои вещи.

Это кукольный спектакль. Куклы - наподобие тростевых, только попроще немножко. Если муж поможет - я пришлю чертеж и несколько фото с постановок.

А что сценки понравились - спасибо. Я колебалась и волновалась. Писала не для публикации ведь, а для работы.