У древа, средь парка Варшавы,
сидит он, задумчив и строг;
играя листочками, шалый,
в металле застыл ветерок.
И трепетны лик и одежды,
и очи, любовью полны
к родимой столице, но прежде
горел он в горниле войны.
Да… Были несносны для «наци»,
взращённых в арийской муштре,
Мазóвии жаркие танцы,
синкопы в скрипичной игре;
Грустинка лирических пений
и сердца горячего пыл —
всё то, что шопеновский гений
в творениях щедро излил.
Звучащих полотен художник
врагом ненавидимый стал…
— Снести! Разрубить! Уничтожить!
Расплавить в печи на металл!
Исполнены злобой, нацисты
сносили, рубили и жгли
певца фортепьяно, артиста,
«реликвию» польской земли.
Но можно ли вальс, тот, минорный,
что в памяти с детства звучит,
иль ритмы мазурки задорной
расплавить в горящей печи?!
Нет! Музыка эта нетленна,
нетленным остался металл:
и памятник пану Шопену,
как Феникс, из пепла восстал.
Стоит он в Варшаве, где прежде
стоял до кровавой войны…
Из бронзы и лик, и одежды,
и очи, любовью полны.
На бронзовой кроне, украдкой,
пернатый присядет сосед,
от вётел над речкой Утратой
споёт музыкальный привет.
2010
Комментарии
Стихотворение достойно
Ольга Хапилова, 30/12/2015 - 06:05
Стихотворение достойно прекрасного памятника! С уважением, Ольга.
СпасиБо за отклики, дорогие
Татьяна Тимошевская, 08/07/2015 - 16:08
СпасиБо за отклики, дорогие друзья! Сколько нового и интересного можно узнать через такое сотрудничество. Эта история тоже рассказана Софьей Могилевской. Я уж не стала писать про сердце Шопена, потому что были стихи в нашей литературе на эту тему. Но то, на что откликнулось сердце, нашло воплощение в стихах. Я их нигде не печатала. Вот впервые выложила на сайте. Есть задумка: со временем, когда накопится материал, выпустить небольшой сборничек, который можно было бы использовать на уроках музыкальной литературы. Дети очень тонко отзываются на поэтические строки о музыке и композиторах. Хотя в лекциях-концертах в школе я использую всегда стихи и других авторов, и свои. А что касается политики: сложные отношения с Польшей у нас были всегда, хотя есть область соприкосновения, куда более приятная, чем политика. Это искусство, которое рождает единство душ. Как бы хотелось, чтобы именно творчество объединяло страны и народы, а не геополитические интересы.
Есть задумка
Светлана Коппел-Ковтун, 08/07/2015 - 16:47
Хорошая задумка!
Присоединяюсь к предыдущим
Валентина Назарова, 08/07/2015 - 15:04
Присоединяюсь к предыдущим комментариям! Очень хорошо. Освежать память о прекрасном - так полезно для души в наше не простое время.
Замечательно!
Светлана Коппел-Ковтун, 08/07/2015 - 07:19
Замечательно! Умеешь ты порадовать. СпасиБо, Танюша!
Деяния расписные пламя поглотит,
Грабители с мечами клады разорят,
Песня уцелеет…
Ты словно подтвердила эти слова Мицкевича и подхватила отлитую в металле песню.
Нашла фото чуть лучше, с неподрезанной ивой:
И во время поиска натолкнулась на такие строчки:
«Идея увековечения композитора возникла в варшавских музыкальных кругах во 2й половине XIX столетия, но в условиях национального угнетения со стороны России, одного из государств-разделителей Польши, шансов на воплощение в жизнь не имела. В 1901 году польская оперная певица Аделя Больска (Аделаида Больская) испросила у Николая II разрешение создать комитет по сооружению памятника. Памятник был изваян Вацлавом Шимановском, который выиграл открытый в 1908 году конкурс, и должен был быть установлен в 1910 году, в сотую годовщину рождения пианиста».
Огорчилась «немузыкальными» словами о России, нарочито вставленными с целью очернить Россию, как ныне принято.
Надо вернуться к стихам твоим, чтобы перекрыть горечь сладостью.
Спасибо!