Юрий Павлович Казаков, русский писатель, родился 8 августа 1927 г. в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В «Автобиографии» (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбёжках Москвы воплотились в незавершённой повести «Две ночи» (другое название «Разлучение душ»), которую он писал в 1960–1970-е годы.
Пятнадцати лет Юрий Казаков начал учиться музыке — сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 г. поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951 г. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т. ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 г. привела его в Литературный институт им. А. М. Горького. Во время учёбы руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.
Ещё студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы — «Голубое и зелёное» (1956), «Некрасивая» (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга «Арктур — гончий пёс» (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.
Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков — один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И. Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чём беседовал с Б.Зайцевым и Г. Адамовичем во время поездки в Париж в 1967 г.
Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков «Северный дневник» (1977) Казаков писал о том, что ему всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях — в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идёт не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов. Последняя глава «Северного дневника» посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нём повесть «Мальчик из снежной ямы» (1972–1976) и сценарий фильма «Великий самоед» (1980).
Герой прозы Казакова — человек внутренне одинокий, с утончённым восприятием действительности, с обострённым чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.
При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961), «Голубое и зелёное» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках: Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К. Паустовском «Поедемте в Лопшеньгу» (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А. Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге «Две ночи» (1986).
Умер Юрий Казаков в Москве 29 ноября 1982 г.