Вы здесь

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на итоговом заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии

18 апреля 2013 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил итоговое заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви, являющийся председателем Палаты попечителей, обратился к собравшимся со вступительным словом.

Сердечно приветствую всех членов Палаты попечителей Патриаршей литературной премии. По обычаю я скажу несколько вступительных слов, а потом приступим к работе. Нам надлежит сегодня рассмотреть важные вопросы: составить краткий список кандидатов, обсудить проведение торжественной церемонии награждения и процедуру выборов лауреата, а также утвердить состав Счетной комиссии.

Прежде чем перейти к обсуждению, хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями. Не могу сказать, что после нашей последней встречи я прочитал много текстов, которые относятся к художественной литературе. Никак не могу считать себя специалистом в области современной художественной литературы, но кое-что все же прочитал, в том числе критические статьи.

Все больше тревожных мыслей возникает в связи с развитием нашей художественной литературы. Во-первых, есть несомненный факт политизации. Общество, конечно, разделено, и литература разделена. В 1990-е годы кто-то сказал мне: «подумайте, что представляет собой Россия — у нас больше ста политических партий! Я ответил: «У России всегда было только две политические партии, а все остальное — это изводы».

Так вот, эти две политические партии присутствуют и в художественной литературе. Наверное, нужно было бы дать какую-то особую премию тем, кто предложил бы пути преодоления этого исторического разделения, которое приносит много бед и скорбей. Это разделение, кстати, проходит и по телу Церкви, а поскольку Церковь — не политическая организация и главная задача Церкви — пастырство, то это является очень серьезным вызовом для Церкви. Мы делаем все для того, чтобы примирять людей, одновременно оставаясь на тех позициях, на которых Церковь всегда пребывала, — связанных с особым попечением о судьбе нашего народа и нашей страны.

Другая тема, которая меня тревожит, — это коммерциализация нашей художественной литературы. Чем больше популярность того или иного автора (хотя, конечно, есть и исключения), тем больше это связано с материальным фактором. Но ведь чтобы хорошо зарабатывать сегодня на художественной литературе, нужно потакать вкусам большого числа людей. А наша художественная литература была полезна для народа, для страны именно тем, что не потакала страстям, а формировала идеалы.

Таким образом, есть два пути: либо идти за кем-то и зарабатывать деньги, либо свидетельствовать об идеалах, об истине, особенно если это связано с религиозным измерением жизни, и в каком-то смысле идти против течения. Большинство людей, образующих общий поток, скорее будут читать коммерческую, чем по-настоящему художественную литературу, — это проистекает из общих умонастроений, из нравственного состояния общества, которое сегодня никак нельзя признать удовлетворительным. Поэтому задача заключается в том, чтобы максимально поддерживать ту часть нашей русской литературы, которая не оставляет попыток защищать и пропагандировать высокие духовно-нравственные идеалы, особенно в молодежной среде.

Еще хотел бы сказать о том, что Патриаршую премию мы и задумывали именно для того, чтобы оказывать поддержку малому стаду — так я могу охарактеризовать этот иной поток. Церковь применяет и к себе этот образ малого стада (см. Лк. 12:32), так же, как Господь применил аналогичный образ узкого пути (см. Мф. 7:14). Узкий путь ведет в Царствие Божие, в Царствие Небесное. Спасается тот, кто идет узким путем. Узкий путь всегда требует огромного напряжения сил, верности Богу, верности идеалам и почти никогда не связан с особой популярностью, ни тем более с восторженными отзывами в масс-медиа, если говорить о сегодняшнем дне. Но без этого пути, по которому шли пророки, святые и мученики, не может быть никакого духовного роста нации. Кто-то должен идти этим путем. Дай Бог, чтобы та часть нашей художественной литературы, которая формирует или, по крайней мере, поддерживает высокие духовно-нравственные идеалы, сохранялась, набирала силы, увеличивала свое влияние на людей, в том числе и в первую очередь на молодежь.

Патриаршая премия призвана поддерживать таких подвижников духа. Иначе я не могу назвать этих людей, потому что их жизнь связана не с материальным достатком, не с широким общественным признанием, не с восторженными отзывами в большинстве периодических изданий, а с подвигом, без которого народ наш может потерять действительно очень важный ориентир. Поэтому я лично испытываю глубочайшее уважение и признательность тем писателям, которые полагают свою жизнь, свой талант на служение Богу и людям, оставаясь верными тем идеалам, которые в массовом сознании сегодня нередко перестают восприниматься как идеалы.

Но ничего нового не происходит, по крайней мере, в истории Отечества нашего, да и в христианской истории вообще. И Церкви, и лучшим представителям мыслящих людей постоянно приходилось бороться за то, что является принципиально важным для жизни народа. Поэтому я хотел бы поделиться с вами этими мыслями, может быть, не слишком оптимистическими, с одной стороны, но в то же время достаточно оптимистическими, для того чтобы всем нам продолжать трудиться рука об руку, содействуя духовному и нравственному возвышению нашего народа.

Еще раз хочу сказать, что Патриаршая премия для того и создавалась, чтобы оказывать, по крайней мере, символическую поддержку. Но речь идет не только о символической поддержке — речь идет и о молитве, о нравственной и духовной поддержке, которую Церковь оказывала и будет оказывать людям, избравшим непростой путь служения своему народу.

Вот этими словами я и хотел бы начать наше заседание.

patriarchia.ru

Комментарии

Другая тема, которая меня тревожит, — это коммерциализация нашей художественной литературы. Чем больше популярность того или иного автора (хотя, конечно, есть и исключения), тем больше это связано с материальным фактором. Но ведь чтобы хорошо зарабатывать сегодня на художественной литературе, нужно потакать вкусам большого числа людей. А наша художественная литература была полезна для народа, для страны именно тем, что не потакала страстям, а формировала идеалы.

Таким образом, есть два пути: либо идти за кем-то и зарабатывать деньги, либо свидетельствовать об идеалах, об истине, особенно если это связано с религиозным измерением жизни, и в каком-то смысле идти против течения. Большинство людей, образующих общий поток, скорее будут читать коммерческую, чем по-настоящему художественную литературу, — это проистекает из общих умонастроений, из нравственного состояния общества, которое сегодня никак нельзя признать удовлетворительным. Поэтому задача заключается в том, чтобы максимально поддерживать ту часть нашей русской литературы, которая не оставляет попыток защищать и пропагандировать высокие духовно-нравственные идеалы, особенно в молодежной среде.

Узкий путь всегда требует огромного напряжения сил, верности Богу, верности идеалам и почти никогда не связан с особой популярностью, ни тем более с восторженными отзывами в масс-медиа, если говорить о сегодняшнем дне. Но без этого пути, по которому шли пророки, святые и мученики, не может быть никакого духовного роста нации. Кто-то должен идти этим путем.