Вы здесь

Тайны Родословия Христова (Протоиерей Олег Стеняев)

Родословие Христа

«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1).

Такими словами начинается Родословие Христово.

Это Евангелие, по преданию, писалось для христиан Палестины, и первоначально было написано на арамейском («сирийском») языке. Все евреи происходили от Авраама, посему было важно подчеркнуть, что Иисус и из Дома Давидова. Евреи не признали бы такого Мессию, Который не происходил бы от Давида и Авраама. Евреи знали и о том, что истинный Мессия (Христос) должен был родиться в том самом городе, где и родился царь Давид (Мф. 2:6).

«Сын» Он для них только по плотскому происхождению. Но есть и скрытый, духовный смысл в этих словах: «сын Давидов», «сын Авраамов».

Действительный сын Давида Соломон построил первый в мире Храм, посвященный Богу, и Христос, в Теле Своем, создал ХРАМ Церкви Божией; действительный сын Авраама Исаак был приносим Богу в жертву, но Сам Бог остановил этот акт. А Сын Божий Иисус Христос точно был принесен в жертву и тоже именно Своим Отцом, как и сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

С другой стороны, само слово «Христос»означает, по истолкованию древних Отцов, и «царя» и «первосвященника» (архиерея) и пророка. Великим царем у иудеев был царь Давид, а великим патриархом-первосвященником Авраам. При этом и Давид и Авраам были пророками Бога.

Но царское достоинство Христа выше любого человеческого (царского достоинства). Сказано: «Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь…» (Пс. 23:8); и еще: «ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами» (Пс. 94:3).

Христос был и истинным пророком, и истинным первосвященником, — ибо, как Само Божественное Слово, Он возвещал будущее и вершил суд. Сказано: «А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:20).

В Православном догматическом богословии (Макарий), делается акцент на Царском, Первосвященническом и Пророческом служении Господа Христа Иисуса.

Конечно для нас христиан, Он прежде всего Бог воплотившийся на земле. Но во Христе Истинное Божество и Истинное Человечество в единой Ипостаси (не раздельно, неразлучно, неизменно но и неслиянно). И в деятельности Христа раскрываться аспекты и человеческого служения и действия Божества.

Отвечая на вопрос: «почему вначале говорится о «родословии», надо отметить, что само греческое слово генесеос, переведенное у нас как «родословие», более означает «происхождение» и «постепенное возникновение». Иначе говоря, Христос «многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» (Евр. 1:1), и ранее, как Божественный Логос проявлял здесь на Земле Свое присутствие.

Первое: Он (Сын Божий) и создал этот мир. Сказано: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).

Второе: именно Его Словом создано Божественное Откровение (книг Ветхого Завета). Сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов…» (1 Пет. 1:10-11).

Третье: Он и есть обетованный еще в Раю Спаситель мира. Сказано было о Нем: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Наиболее точно этот процесс явления в мир Христа Спасителя передает следующее пророчество из Пятикнижия Моисеева: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» (Чис. 24:17).

Итак, родословие Иисуса Христа:

«Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию…» (Мф. 1:2-10).

Обычно, когда читаются родословия Библии, то читающий спешит побыстрее пробежать эти тексты глазами, даже не догадываясь о тех духовных тайнах, которые скрываются в самих этих родословиях. — Как известно, все имена Библии, это «говорящие» имена!

«…Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф. 1:11-16).

По самому родословию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа возникает три основных вопроса:

1. Почему, кроме имени Пресвятой Девы Марии, в родословии даются имена только тех женщин, которые допустили сексуальную нечистоту, или были близки к этому?

Эти женщины —

Фамарь (пальма),
Рахав (широкая),
Руфь (красивая) и
Вирсавия (дочь клятвы).

2. Почему родословная разделена на три части?

3. Почему сказано: от Вавилона до Христа 14 родов; считаем, находим только 13.

Отвечая на первый вопрос — о присутствии в родословии Иисуса Христа некоторых грешных женщин, — надо вспомнить, что, как известно, Иисус Христос пришел в этот мир спасать не праведников, а грешников (Мф. 9:13), что прямо и следует из Его собственного родословия (Мф. 1:1-17).  

Блаженный Иероним, писал, что «в родословии Спасителя не упомянуты святые жены, но — только осуждаемые Писанием, дабы Тот, Кто пришел ради грешников, родившись от грешников, мог уничтожить всяческий грех» (Толкование на Евангелие от Матфея).

Святитель Иоанн Златоуст предлагает следующее истолкование того обстоятельства, что родословие разделено на три части:
«…от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1:17).

Златоуст поясняет: «Евангелист разделил все родословие на три части, желая там показать, что Иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во времена аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели» (Беседы на Евангелие от Матфея).

В наше время многие слишком много значения придают разным формам политического устроения общества. Однако мы видим, и это очевидно, — с переменою правления люди лучше не становятся. Грешили иудеи и при патриархах (время от Авраама до Давида) — общинно-родовой, или националистический период управления. Грешили и при царях (от Давида до Вавилона) — монархический период управления. Грешили и при власти разных религиозных олигархических партий — период политического плюрализма. И все равно Господу Иисусу Христу потребовалось прийти в этот мир, потому что никакие политические и националистические спекуляции не могут обезопасить и спасти человека от власти греха, власти дьявола и страха смерти.

Третий вопрос: почему сказано у Матфея, что от Вавилона до Христа четырнадцать родов; считаем, находим только тринадцать родов. Златоуст поясняет: «мне кажется, что он (то есть евангелист Матфей — О.С.) причисляет к родам время пленения (пленения греховного — О.С.), и самого Иисуса Христа, всюду совокупляя Его с нами» (Там же). Иными словами, Христос по Божеству вошел в этот мир, а по Человечеству — вышел из него. Он соединился и всецело сроднился с нами и стал, таким образом, одним из нас. Апостол Павел писал: «Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:6-8).

Итак, из всего родословия Христова становится очевидным, что Сын Божий не гнушается нашей испорченности и оскверненности (вспомним оскверненных женщин). Если Господь не погнушался их, это значит, что Он не погнушается и нас с вами. С другой стороны, то обстоятельство, что в начале Евангелия от Матфея даны имена оскверненных женщин, есть свидетельство, что и само все это Евангелие написано для тех, кто считает себя грешным и оскверненным. Следовательно, если вы считаете себя праведным, то и не читайте его и не слушайте истолкования его. «Праведным» и Христос не нужен. Сказано: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал. 5:4); и еще: «Ибо Христос… в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника…» (Рим. 5:6-7).

Он один, источник возможных положительных перемен в жизни всего рода человеческого, о чем мы каждодневно и испрашиваем в молитве: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе» (Мф. 6:10). И никакие человеческие политические спекуляции не смогут обеспечить для всех нас счастливую и достойную жизнь. Сия проблема решается только с наступлением Его Царствия «и на земле, как на Небе».

А соединив Себя Самого, сроднив с нами, Он соединил нас и с Самим Отцом Своим небесным. Сказано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:4-7); и еще: «Как от Божественной силы Его (т.е. Иисуса Христа — О.С.)… через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» (2 Пет. 1:3-4).

Как учит святая Церковь о Сыне Божием: Он сошел на землю, чтобы нас вознести на Небеса, — сделался человеком, чтобы нас сделать богоподобными. То есть, «причастниками Божеского естества» не по природе, но по благодати!

Здесь рассмотрим духовный смысл (перевод) всех имен родословия Христова в их очередности по 14 родов. Как известно, библейские имена давались под воздействием пророческого духа и, как правило, являлись характеристикой для целого поколения:

Авраам — «отец множества»;
Исаак — «смех»;
Иаков (Израиль) — «обманщик» («воин Бога»);
Иуда — «хвалимый»;
Фарес — «брешь», «отверстие»;
Есром — «цветущий»;
Арам — «высокий»;
Аминадав — «щедрый»;
Наасон — «чародей»;
Салмон — «темный»;
Вооз — «остроумный»;
Овид — «поклоняющийся»;
Иессей — «богатство»;
Давид — «брат отца», «возлюбленный».

Общая духовная характеристика периода от Авраама да Давида получается следующая:

(Авраам) — благословение чрез одного дается многим; (Исаак) — это благословение оборачивается радостью, но и недоумением для потомков; (Иаков) — возложенные на потомков надежды оказались обманчивыми, но со временем (Израиль) — положение изменилось в лучшую сторону; (Иуда) — прославление Бога продолжалось; (Фарес) — но брешь от содеянных грехов уже образовалась; (Есром) — цветение духовности продолжалось; (Арам) — высоты духовные манили; (Аминадав) — и щедрая милость изливалась; (Наасон) — духовность не могла остановить чародейство и волхование, двоеверие, магизм и единобожие сосуществовали; (Салмон) — от подобного сосуществования и раздвоенности тьма спускалась в этот мир; (Вооз) — но разум подсказывал другое направление; (Овид) — поклонение Богу сохранялось; (Иессей) — и оно приносило богатства духовной жизни; (Давид) — как плод богатства духовной жизни любовь возрастала.

Следующие 14 родов:

Давид — «брат отца», «возлюбленный»;
Соломон — «процветание», «благоденствие», «мир»;
Ровоам — «увеличивающий народ»;
Авия — «(мой) отец — Ягве»;
Аса — «врач»;
Иосафат — «Ягве судит»;
Иорам — «Ягве возвышает»;
Озия — «сила моя Ягве»;
Иоафам — «Ягве совершенный»;
Ахаз — «он схватил»;
Езекия — «Ягве укрепит»;
Манассия — «дающий забыть»;
Амон — «мастер»;
Иосия — «Ягве поддерживает».

Духовная характеристика поколений от Давида до Вавилона была следующей:

(Давид) — братолюбие процветало; (Соломон) — от сего мир и благоденствие воцарялись в мире; (Ровоам) — народ возрастал и креп как духовно, так и физически; (Авия) — осознание сыновства Богу процветало; (Аса) — и это врачевало сердца народа; (Иосафат) — надо было не забывать о судах Божьих; (Иорам) — надо было помнить о том, что подлинное величие (возвышение) — только от Бога; (Озия) — искать подлинную силу можно было только в Боге; (Иоафам) — совершенство надо было обретать только в Боге, не надеясь на свои собственные силы; (Ахаз) — враг мог завладеть душою каждого; (Езекия) — укрепить мог только Бог; (Манассия) — Он (Бог) предавал забвению грехи кающихся; (Амон) — чудесным образом Творец проявлял Свою заботу; (Иосия) — таким образом, Бог поддерживал жизнь целых поколений.

Последние 14 имен:

Иехония — «утвержденный Ягве»;
Салафиил — «я просил Бога»;
Зоровавель — «родившийся в Вавилоне»;
Авиуд — «(мой) отец — это Он»;
Елиаким — «Бог утвердил»;
Азор — «помошник»;
Садок — «Он (Бог) показал Себя праведным»;
Ахим — «брат»;
Елиуд — «Бог восхваляемый»;
Елеазар — «Бог помогает»;
Матфан — «дар»;
Иаков — «обманщик»;
Иосиф — «Он прибавит»;
Иисус — «Ягве спасает».

Духовная характеристика поколений от Вавилона до Христа была такова:

(Иехония) — надеяться на стойкость и утверждение можно было только в Боге; (Салафиил) — поэтому необходимо было умножать моления; (Зоровавель) — ведь дух Вавилона продолжал жить в народе; (Авиуд) — но надо было помнить о Духе Бога; (Елиаким) — ведь только Он (Господь) мог утвердить в истине; (Азор) — и помощь могла прийти только от Него; (Садок) — Он (Господь) утверждал и в праведности; (Ахим) — верующий становился братом для другого верующего; (Елиуд) —восхваление Бога объединяло верующих; (Елеазар) — помощь от Бога приближалась; (Матфан) — обещанный от Бога дар спасения приближался; (Иаков) — вера истинная могла поменять судьбу и имя каждому; (Иосиф) — Бог Сам мог восполнить все; (Иисус) — спасение от Бога пришло.

Напрасно некоторые думают, что родословие Христа — есть сухой и бессмысленный перечень имен. Во-первых, мы уже убедились, что имена четырех грешных женщин даны в родословии, чтобы дать надежду и другим грешникам на спасение. Кроме того, знаменательным является то обстоятельство, что имена трех царей, следовавших за Иорамом, пропущены. Эти цари царствовали с 884 по 810 г.г. до Р. Х.; их имена — Охозия, Иоас и Амасия. Эти цари, в отличие от приведенных выше грешных женщин, были нераскаянными грешниками и не удостоились, чтобы их имена были упомянуты в родословии Христовом. Поистине, единственный непростительный грех, как учат святые Отцы, — это нераскаянный грех. Так что родословие Христово имеет более религиозное и менее историческое значение. Хотя Христос и есть подлинный смысл всей человеческой истории!

radonezh.ru