Старец прозревал Грядущее и хранил в своем сердце откровение о судьбах России, бывшее ему еще в отрочестве. С его слов мы знаем: что «Господь Россию помиловал, уже помиловал за Крестную Жертву Царя... Но нет от века горшей Страдалицы». В шестидесятых, во времена холодной войны, его спросили: «Что будет с нашей Россией?» — В ответ услышали небывалое: «Мои драгоценные! Трудно быть России пятьдесят первым штатом Америки!» — Тогда, в это никто поверить не мог, сейчас же видим, как именно американцы продают и покупают Россию, как хищнически растаскивают не только землю, ее недра и богатства, но самое главное сокровище — безсмертную душу человека. Душу России продают.
Профессор Недоступ А.В. свидетельствует: «Еще в 1993 г. раза два или три слышал я от отца Кирилла (Павлова) такие слова: „Да, хребет России почти сломали“. Мы по наивности бодро возражали: „Батюшка! Как же? Преподобный Серафим Саровский и другие святые предсказывали, что будет чудо! Россия восстанет“». — «Да, будет нам „чудо“, как в семнадцатом году».
Иногда мы слышим: «А каков богословский статус предсказаний ваших старцев?» — Ответ очевиден, он содержится в Послании Апостола Павла: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:19). Харизма пророчества была дана Церкви на все времена и нельзя этим пренебрегать, как нельзя забывать, что пророчество не означает предсказания Будущего. Оно открывает Божию Волю для настоящего времени. Следовательно, указывает верный путь в Будущее. Пророческое слово отцов врачует нашу слепоту, является то предостережением, то утешением, либо и тем, и другим одновременно. Можно сказать, что пророческое слово праведников помогает нам раскрыть «знамения времени»: «Лице земли и неба распознавать умеете; как же времени сего не узнаете?» (Лк 12:56). Откровения отцов, носителей Духа Святаго, признаются Церковью: их смысл в том, чтобы помочь нам найти правильный путь.
Отец Николай последнее время часто вздыхал: «Боже! Как жаль людей. Народ брошенный, без пастырей, духовно помутненный. Мы приближаемся к пропасти, потому что мало кто молится о России. А о ней надо горячо и слезно молиться! Кругом одна болтовня, многое уже проболтали... Прошу всех — всегда молитесь о России. Просите Царя-Мученика, Он — наше упование. Надо кричать всем сердцем, и Господь услышит». Такие же предчувствия были и у отца Иосифа из Внуто. Его спросили: «Довелось слышать несколько лет назад, как Вы в проповеди сказали: мы не идем — мы бежим к пропасти. Что же с нами нынче?» — «Теперь мы в пропасти». — «А выберемся ли?» — «Не знаю. Слишком много проболтали. Народы дерутся. Политики — врут. А что о России надо помолиться — никто нигде не скажет. Выйдите из дому, посмотрите на Небо и помолитесь мысленно за Россию — это моя к вам личная просьба». — «А как, по Вашему мнению, отдельному растерянному человеку есть ли шанс выкарабкаться из своей, персональной, пропасти?»
— «У Бога все возможно. Если в каждой душе и сердце царствовал бы Христос, Отец Небесный и Дух Святой... Им и приносить свое покаяние для осмысления страстей, пороков. Вот обращу ваше внимание на мытаря и Моисея. Мытарь стоял в церкви, даже у порога ее, бил себя в грудь и тайно говорил: „Боже, буди милостив мне, грешному!“ А Моисей вел из Египта народ свой, который подозревал его, что он хочет уморить людей. Его даже убить хотели, а он шел, скрепя сердце, и молча молился Милосердному Богу. Господь услышал и мытаря, и Моисея, потому что они кричали сердцем... Удаленному от Бога очень тяжело жить — тем более сейчас».
— «Что ждет Церковь нашу, как вы считаете?»
— «Не знаю. Преподобный Серафим учил: ожидаются гонения, потом откроется Истина, однако — ненадолго. Вот теперь эта полоса». — «А как же кругом твердят: возрождение, возрождение?» — «Это лишь слова. На деле — разврат и ужас».
— «Вот иные говорят: нет теперь сильной власти, в семнадцатом году искусственно перевернули Россию». — «Я за Монархию, но не за тех монархистов, которых по телевизору показывают. Ой, Господи, что творят! Спохватились обустраиваться. Иоанн Кронштадтский предупреждал: придут дерзостно распоряжаться Престолами земных Царей; те придут, кто и собой-то не умеет управлять. Ничего для России не сделали, а как друг с другом препираются. Я ведь к Горбачеву в свое время хотел ехать, поговорить маленечко, с полчаса. Да он тогда занят был, да и я староват».
Накануне февральского бунта 1917 г. было видение Божией Матери, и Она со слезами молвила: «Многие души идут во ад, потому что никто не хочет пожертвовать собой и молиться за них с любовию». Отец Александр Шаргунов с болью говорит: «Многие души — тогда, а что сказать о множайше многих сегодня? Что же нам делать? Как уберечь нашу Россию, как спасти от вечной гибели наших близких и самих себя среди окружающего нас уже на земле ада. Где взять эту любовь к Богу и человеку, которая из-за небывалого еще умножения беззаконий в мире охладела более чем во многих, иногда кажется, почти во всех?»
Спрашивали и мы не раз Батюшку: «Ждет ли нашу Церковь расцвет и возрождение?» — Он помолчал, а потом — в самую глубину, острием пророческой мысли: «Не ждите никакого расцвета. Храмы открыты, есть где исповедаться и причаститься... Вот и весь расцвет. Храните, что имеете. В Слове Божием сказано, что всех верных христиан ожидают в жизни гонения, а потом откроется Истина, но ненадолго, „на малое время“ — и придет Господь судить мир, но „найдет ли Веру на земле“. Потому главное — храните Веру».
В наше непростое время мы становимся очевидцами подмены многих священных символов и понятий. Но все же несомненно веруем, что за Царскую Жертву и с прославлением Святого Благоверного Царя-Мученика Николая и Его Августейшей Семьи растет Надежда, что Господь спасет Россию. И Она возродится во всей своей духовной славе и красоте, Святоотеческой, Древнерусской, богословски мудрой, нравственно крепкой... Мучимой, но Непобежденной, как и пророчествовали наши Святые и блаженнойпамяти Батюшка Николай, смиренный епископ-исповедник эпохи гонений на Церковь в схиме Нектарий.
Схимонахиня Николая (Гроян)