Вы здесь

Раёк (А.П. Квятковский)

Александр Павлович Квятковский

Раёшный стих, раёк — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры раёшного стиха самые разнообразные: от злободневной сатиры до веселого балагурства. Большинство народных театральных пьес и тексты представлений для народного кукольного театра (вертеп, петрушка, балаган) составлялись в форме райка, необычайно подвижной по своей структуре и наиболее подходящей для импровизационных выступлений на сцене.

Пример раёшного стиха (из книги «Народно-поэтическая сатира», Л., 1960):

А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея!..
Ещё разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трёх кирпичах.
Из неметчины привезены на дровнях!
Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна —
Только ручка одна!..
Настоящий китайский фарфор!
Был выкинут на двор,
А я подобрал, да так разумею,
Что можно и фарфор разыграть в лотерею!
Ну, ребята, налетайте —
Мои билеты раскупайте!..
Вам билеты на цигарки сгодятся,
А у меня в мошне рубли зашевелятся!..

В русской литературе раёшный стих долгое время был в пренебрежении, несмотря на то, что виднейшие русские поэты обращались к этой ёмкой народной форме стиха, например, А.Пушкин в «Сказке о попе и о работнике его Балде», выдержанной в духе народного райка:

Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся,
Чего ты взыскался?..»

Н.Некрасов использовал в стихотворении «Дядюшка Яков» форму укороченного, прибауточного райка:

У дядюшки Якова
Хватит про всякого.
Новы коврижки —
Гляди-ко: книжки!
Мальчик-сударик,
Купи букварик,
Отцы почтенны!
Книжки неценны;
По гривне штука —
Деткам наука!..

Совсем по иному звучит стих А.Блока, применившего форму райка в поэме «Двенадцать»; здесь Блок употребил перекрёстные и даже охватные рифмы, вместо традиционных для раёшного стиха смежных рифм:

Чёрный вечер,
Белый снег...
Ветер, ветер,
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете.
Белый снежок,
Под снежком ледок.
Скользко, тяжко —
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!..
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате плакат;
«Вся власть учредительному собранию!»

Широко пользовался раёшным стихом Демьян Бедный в своих агитационно-политических и сатирических произведениях. Вот начало его стихотворной «Повести о том, как четырнадцатая дивизия в рай шла»:

Поужинавши с попадьёй обильно,
Глядел поп на попадью умильно:
«Кончала б уж ты, мать, своё чаепитие,
Потому как я чувствую в себе наитие».
И так-то поп в мыслях своих распалился,
Ан, тут мужик к нему в горницу ввалился
И, не отдышавшись, забубнил у дверей:
«Иди ко мне, батя, скорей.
Прибилась ко мне утресь старушка,
Убогая побирушка,
Попросилась с устатку — прилечь,
Пособил я ей взобраться на печь.
Бесперечь весь день на печи она кашлем давилася,
А нынче у неё икотка появилася,
Губами шевелит, что-то сказать старается,
Видать по всему — помирать собирается!»

Раёшным стихом писали В.Хлебников («Ночь перед Советами») и В.Маяковский, который утверждал дисметрические формы стиха, во многом идущие из глубин народного творчества. Его агитационные стихи и лозунги периода гражданской войны — это продолжение и совершенствование традиций народного раёшного стиха.

В годы Великой Отечественной войны С.Кирсанов создал фронтовой раёк «Заветное слово Фомы Смыслова — русского бывалого солдата», которое выпускалось массовыми листовками для Красной Армии и передавалось по радио. Вот небольшой отрывок (смежная и перекрестная рифмовка):

«Должен я вам, бойцы, доложить собственный опыт. Чтоб скорее врага сокрушить, доберись до немецких окопов. Доберись и иди в рукопашную, схватку бесстрашную! Тут тебе нечего бомбы бояться — ежели мы ворвались к ним, не будет немецкая авиация бить по окопам своим. Пушкам немецким бить не приходится — немцы тут же в окопе находятся. Мы в рукопашной немцу страшнее, — всаживай штык в поганую шею, занимай, очищай траншею.
Куй железо, пока горячо, атакуй ещё и ещё. И все назовут тебя храбрецом. Дружит победа с умелым бойцом!..»

Заслуживают внимания опыты лирического райка в советской поэзии:

Я чудачу,
Я куд-кудачу!
Яйца несу
В человечьем лесу.
Ряженый,
Рифмами слаженный,
Грубый,
Неглаженый!
Для ярмарок создан,
Для свадеб задуман,
Для судеб замыслен,
Как скобка, захватан,
Как сковородка, замаслен...

(В.Боков)

Ёлка, ёлка —
сердце заёкало!
Хвалёные, смолёные,
ёлки — возами,
Весело на базаре!
Вокруг холостых
ходят сваты,
сладили сделку,
сватают девку!
Притихли ёлки,
Как на помолвке...
Одна выпрямилась,
тоненькая:
— Возьми меня, тётенька!

(Э.Котляр)

Одна из самых популярных форм народной поэзии, которую ввел в большую литературу А.Пушкин, — раёк, через столетие нашел свое место в советской поэзии. Можно думать, что возрожденному раёшному стиху предстоит большое будущее.

«Поэтический словарь», 1966

Квятковский, Александр Павлович
(1888—1968)

Российский литературовед, теоретик стиха, поэт, участник движения конструктивистов.

Александр Павлович Квятковский родился в 1888 году. Умер в 1968. Это известный российский литературовед, участвовавший в движении конструктивистов. Также он является теоретиком стиха.

Первые напечатанные стихотворные произведения появились в 1919 году. Уже через год он разработал своеобразную теорию стиха (тактометрическую), именно Александр Квятковский ввел понятие «тактовик». В 1940 году под его руководством вышел «Словарь поэтических терминов», на основе которого был написан и издан «Поэтический словарь» в 1966 году. Этот словарь максимально показал теоретическую концепцию, созданную Квятковским по отношению к русскому стихосложению.

Квятковский работал над созданием новой ритмологической теории, отличавшейся оригинальностью. Ценность этой теории – объяснение, а точнее стремление к объяснению, тех сложных ритмических процессах, которые имеются во многих системах русского стихосложения. Александр пытался найти объективную меру, присутствующую в любом метрическом стихе. Все свои исследования он основывал на народных стихах и всей русской поэзии XVIII—XX вв.

Комментарии

Андрей Нестеров

Спасибо за статью. Не так давно с другом именно о раешном стихосложении беседовали.
Кстати, известный рок-музыкант и поэт ( не побоюсь его так назвать) Егор Летов тоже писал раешным стихом.