Сегодня вся Церковь собирается на Тайной Вечере и вспоминает, что произошло в Великий Четверг накануне Крестной смерти Господа. На Тайной Вечере Господь открыл Своим ученикам сердце в решимости идти до конца. И в то же время Он разделил с ними эту таинственную трапезу, чтобы они имели общение с Ним.
Два выражения в сегодняшнем Евангелии — «до конца» и «иметь часть с Ним» — да звучат всегда в нашей памяти и укрепляют нашу веру. Что значит для Господа накануне Его смерти решимость идти до конца? И что значит для нас принятие Евхаристии, как не знамение, что мы имеем часть со Христом, Который идет до конца? До конца свидетельства и надежды, до конца служения и любви.
Он знает, куда Он идет. И Он торопит время, говоря Иуде-предателю: «Что делаешь, делай скорее». Он исполнен решимости и приобщает ей Своих учеников — идти до конца свидетельства и надежды. На суде Пилата Он скажет: «Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18:37).
Господь идет до конца Своего свидетельства, что никогда не постыдится тот, кто до конца направляет свою жизнь по воле Божией. Никогда не постыдится тот, кто с Богом живым идет до конца своего призвания и своего служения. До конца того, к чему призван человек. Бог никогда не поведет нас на гибельные пути. «Никто не отнимает у Меня жизнь, — говорит Своим ученикам Господь, — Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:18). «Отче, да будет воля Твоя» (Мф. 26:42) — молится Он в Гефсиманском саду. Прежде Крестных Страданий, Он предстоит пред Отцом Небесным с решимостью идти до конца, — не в фатальной покорности, а в доверии Богу живому, которому Он всегда был послушен.
И в сегодняшнем Евангелии сказано: «Возлюбив сущих с Ним, Он возлюбил их до конца». То есть, до полноты, до высшего исполнения. И умовение ног — символ того, что смысл жизни заключается в том, чтобы идти до конца в любви к Богу и в то же время идти до конца в любви к человеку. Господь показывает, что не постыдится никогда тот, кто изыскивает все средства, чтобы служить ближним. И Господь свидетельствует, что, только возвышая чужую жизнь, возвысишь свою.
А что значат слова: «иметь часть со Христом»? Когда Петр протестует против умовения ему ног Его Учителем, Господь говорит ему: «Если не умою твоих ног, не будешь иметь части со Мною». Иметь часть со Христом — значит надеяться на Него, устремляться к жизни с Ним, идти до конца с Ним, соединить свою человеческую судьбу с Его судьбою.
Господь преподал Своим ученикам Свои пречистые тайны под видом хлеба и вина, чтобы они имели часть с Ним. «Сие творите в Мое воспоминание», — говорит Он им. Всякий раз, когда вы будете совершать Божественную Литургию, вы будете творить ее в воспоминание, что Я иду до конца любви к Богу и к вам. И приобщаясь Мне, вы будете становиться причастниками такой любви«. Если в ком из вас нет жажды такого причащения, тот не рассуждая, как говорит апостол Павел, приступает к таинству Тела и Крови Христовых и в суд себе яст и пиет.
Идти до конца в любви к Богу — значит всякий раз, причащаясь Христовых тайн, мы должны испытывать нашу верность крещенским обетам. Нашу верность в служении Церкви, — и это относится, прежде всего, к нам, священникам, — потому что мы должны идти до конца нашего служения с Господом. Сегодня уместно вспомнить, что когда совершается таинство священства, епископ дает рукоположенному пастырю после евхаристического канона Тело Христово со словами: «Прими залог сей, о нем же будешь истязан на Страшном Суде, в день воздаяния праведного».
Всякий раз, когда мы совершаем Божественную Литургию, иметь часть со Христом означает иметь мужество жить всегда в присутствии Божием. Среди лжи мира нам дается возможность перевести дух и увидеть, что жизнь имеет смысл. Бог берет тебя за руку и говорит: «Не бойся, путь долог, но стоит понести любые скорби и любые труды. Твоя жизнь драгоценна и серьезна. Но ты должен идти до конца — до конца Христова света, до конца Христова слова, до конца твоих обетов. Невозможно жить полуистиной, четверть правдой.
Причащаясь святых Христовых тайн, мы призываемся также идти до конца любви к нашим ближним в служении им. Именно это символизирует омовение ног. Каждый из нас должен спросить себя: жертвовал ли я ради кого-то хотя бы частью себя, избирал ли такой образ жизни, который дорого стоил мне? Если мы ученики Христовы, если мы имеем часть со Христом, если мы решились идти до конца в любви к другому человеку, естественно, это потребует нас самих, нашего времени, наших сил. Всякий раз, когда мы причащаемся святых Христовых тайн, мы должны отдавать себе в этом полный отчет.
Поэтому не будем говорить: «Как тяжел крест люби к ближнему!» Идти до конца этой любви — всегда имеет конкретный смысл. Речь не идет о том, чтобы произносить красивые слова о любви: «Дорогие братья и сестры, возлюбленные о Господе». А о том, чтобы с каждым принятием бескровной Жертвы Христовой учиться принимать в нашу жизнь благодать слова Христова: «Нет больше любви, чем кто душу свою положит за друзей своих».
Господь наш Иисус Христос прошел Свой путь до конца — до Креста, до Воскресения, утверждая нас в нашей надежде. Чтобы мы знали, что это одно и то же — идти до конца в любви к Богу и до конца в любви к человеку.
Великий Четверг — не просто воспоминание о том, что когда-то совершил Господь, но творение Им — в Его воспоминание — в нашей жизни любви до конца. Всякий раз, когда мы причащаемся святых Христовых тайн, мы имеем часть со Христом. Он ведет нас намного дальше по этой дороге, по которой мы раньше шли и которую нельзя пройти вполовину.
И нам дается величайшая радость знать, что идущий со Христом не постыдится вовеки. Только так можем мы побеждать нашу расслабленность, наше отчаяние, нашу неспособность любить, наши сомнения, нашу половинчатость в служении Богу и ближнему. Нет иного выбора для тех, кто хочет достигнуть света Христова, Его Божественной вечной Пасхи, кроме как идти с Ним до конца. Аминь.