Ситуация с силовым захватом храмов УПЦ МП и обманным переводом их в УПЦ Киевского патриархата становится настолько угрожающей, что в пятницу епископ Ирпенский Климент поднял этот вопрос на встрече председателя Верховной рады Александра Турчинова и премьер-министра Арсения Яценюка с членами Всеукраинского совета церквей.
Около десяти храмов Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) были захвачены силой за последнее время на Украине, заявил епископ УПЦ МП Климент на встрече председателя Верховной рады Александра Турчинова и премьер-министра Арсения Яценюка с членами Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций 3 октярбя 2014 г.
По словам епископа, вызывает тревогу «ситуация с силовым захватом некоторых храмов УПЦ МП и силовым переводом их в УПЦ Киевского патриархата».
Печальная статистика
Как отметил епископ, зачастую при захвате храмов раскольники наносят «телесные повреждения» священникам и сопротивляющимся прихожанам при полном попустительстве милиции.
«Ужасный случай в селе Ностав Тернопольской епархии, где Свято-Михайловский храм был захвачен силовыми средствами — священника во время литургии выбросили из храма, а людей из храма силой удалили. После этого государственный регистратор, непонятно на каком основании, ликвидирует этот приход, а председатель Тернопольской областной госадминистрации Сиротюк принимает распоряжение о регистрации устава этого прихода в новой редакции уже в новом составе УПЦ Киевского патриапрхата», — приводит слова Климента украинское информагентство УНИАН.
По словам епископа, похожий случай произошел в поселке Ходосы Ровенской области, где была сила применена «не только к верующим, но и к священнику».
Ранее сообщалось, что за первую половину сентября шесть приходов УПЦ МП были заняты последователями непризнанного во всем мире Киевского патриархата. В большинстве случаев захват велся обманным путем.
Напряженная обстановка
Как сообщил РИА Новости руководитель пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов, помимо захваченных храмов, есть приходы, где раскольники еще не отобрали церковь, но активно предпринимают такие попытки.
«У нас в украинском языке слова „русский“ и „российский“ понимают как одно. Наши телеканалы талдычат с утра до вечера, что российские военные убивают, захватывают, а тут еще и российская церковь. Это фон для того, чтобы сказать, что это церковь „наша“, а та — захватнической, агрессивной России», — сказал Анисимов.
«В России у церкви есть статус юридического лица, а на Украине его нет. Поэтому есть возможность <миграции> общин. Раскольники запугивают священников, устраивают собрания и задают верующим вопрос: хотят ли они молиться Богу в российской церкви? Многие, под давлением информации СМИ, отвечают, что не хотят, и православный храм становится униатским, „филаретовским“ или автокефальным», — пояснил собеседник агентства.
Ожидание выборов
Анисимов подчеркнул, что у УПЦ МП в сложившейся ситуации есть одна надежда: президент Порошенко, который является прихожанином канонической церкви.
Однако большие опасения у собеседника агентства вызывают предстоящие выборы в Раду. «Мы ждем, пока пройдут выборы. У нас традиционно было так: пока идет предвыборная кампания, раскольники удерживаются от каких-то захватов», — рассказал Анисимов. Но когда власть сформируется, кто-нибудь в ней может заявить, что Украине нужна своя церковь, и начнется эскалация захвата храмов, добавил он.
«Раньше у нас была защита в парламенте — Партия регионов и коммунисты, которые всегда нас поддерживали. Но, по прогнозам, на фоне общей истерии в новой Раде нас ничего доброго не ждет», — констатировал Анисимов.
Позиция Киевского патриархата
Глава непризнанной Украинской церкви Филарет неоднократно заявлял, что его приверженцы силой никого в Киевский патриархат не тащат. На сайте своем официальном сайте КП все чаще публикует сообщения о том, что верующие очередного села решили перейти в его юрисдикцию.