Русская церковь имеет два сердца. Первое забилось в одиннадцатом веке на киевских холмах, под землей. Преподобный Антоний Печерский, спустившись в варяжские пещеры, стал основоположником феномена русского монашества и дал ход и направление духовной жизни Руси. Спустя три столетия в непроходимых радонежских лесах начинает пульсировать северное сердце русского православия — Троице-Сергиева Лавра. Преподобный Сергий не только возрождает школу умного делания и повторяет древние подвиги отцов, но и участвует в воссоздании независимого и сильного государства.
Два сердца одного организма. Разделены ли они сегодня? Государственно — да. Церковно — пока еще нет. Но предпосылки разделения есть. Точнее, отделения — ведь процесс отмежевания от родной плоти обозначился именно в первом сердце. Второе только болит и недоумевает об этом.
Знаю многих обитателей Лавры (той, что на киевских горах), отводящих глаза при словах Россия, Троице-Сергиевая, патриарх Кирилл, и срочно пытающихся сменить тему. Это в лучшем случае. В худшем ты понимаешь, что «нарвался» и выслушиваешь рядовую проповедь про «агрессора». Даже про Сергия Радонежского, или святых, имя которых сочетается с добавлением «Московский», лишний раз лучше не упоминать. Реакция может быть непредсказуемая.
Также знаю и сам видел слезы, недоумение, и непритворный ужас об этой теме братии другой Лавры (той, что севернее). Они не верят и не понимают, что случилось. Они с благоговением произносят имена Антония и Феодосия, хранят как святыню воспоминания о посещении киевских пещер, и по несколько минут могут перечислять ближайших родственников на Украине. Да, они еще не понимают, что произошло...
***
В лаврском издательстве (в том, что на горах) недавно «обрезали» одну мою статью о катехизации, убрав из нее тематические цитаты известных русских архиереев. Замечу, цитаты вовсе не политические, а именно по теме внутренней миссии. Звоню в редакцию, спрашиваю, в чем дело. «Ну, понимаете, русские епископы... Лучше цитируйте наших, украинских». «А что, те епископы уже не наши?» — отвечаю. «Ну, вы понимаете...». «Ладно, а какие украинские епископы пишут и говорят о внутренней миссии? Подскажите, я найду цитаты» — снова спрашиваю. В ответ слышу вздохи...
Пару месяцев назад присутствовал на некоторых чтениях, посвященных также катехизации, в той же Лавре (на горах). Множество докладчиков, сплошь кандидаты и профессора. За все время ни разу (!) не цитировался ни один из многих прекрасных документов о миссионерстве, принятых за последние лет десять в Москве. Величайший миссионерский опыт Русской церкви полностью был игнорирован. Мероприятие прошло под лозунгом: варимся в своем соку. Было скучно, неинтересно, «местечково».
Богословие Майдана. Христианские ценности в преломлении европейской свободы. Теология революции. Национальная самодостаточность Украинской церкви. Перспективы европейского просвещения украинского православия. — Это темы, на которые сегодня пишут, говорят, собирают конференции, — в том числе и в Лавре (той, что на горах).
***
Все плохо, господа. Все очень плохо. Нужны молитва и плач, нужны частые молебны у мощей Преподобного Сергия, нужно ясное понимание происходящего. Нужно неравнодушие. Блудный сын уходит все дальше, и его брат должен переживать о нем не меньше Отца. Сочувствие и слезы о болящем приближают Божью милость к страдальцу. Даже если он сам виноват в своем заболевании. Даже если он болен смертельно.
Напомним себе об этом сегодня, когда празднуется память Киево-Печерских святых. Пусть эти вещи будут понятны хотя бы там, где бьется второе сердце русского православия.
Комментарии
Сергей, благодарю вас за
Татьяна Тимошевская, 14/06/2016 - 20:03
Сергей, благодарю вас за твёрдую позицию и бесстрашие. А о блудном сыне, действительно, необходим плач.