Вы здесь

Живой

Не стало близкого мне человека, моего друга. Давно его знал, всю жизнь. Вместе мяч во дворе гоняли, на одном велосипеде катались. Смотрел я на него, вспоминал и понял вдруг — часть моей жизни прошла рядом с ним, и она, эта часть, перешла теперь с ним в вечность, и сейчас там, в вечности, мой друг свидетельствует обо мне. Вспомнил я, как мы с ним дружили, как смеялись, как потом дрались и как мирились. Не знаю я, чего в итоге получилось больше, знаю только, что уже не «переиграешь». Знаю, что унес он с собой наше общее, как унесли его еще раньше многие мои родные и близкие, друзья и знакомые.

Вспомнил я, как ходили мы с ним «руки в брюки» без копейки в кармане. Как заходили перекусить к друзьям, которые живут поближе. Как купленный ему на день рождения дорогущий «кассетник» гоняли ночами во дворе, и как вскоре уронили его на асфальт к радости дворовых бабушек. Уронил, кстати, я, а получил за это дома он. Я тогда и не подумал извиниться, а он и не подумал обидеться. Унес он с собой тот летний вечер, а мне только и осталось, что запоздало шептать: «Прости, друг».

Все меньше остается у меня друзей, все чаще не успеваю попросить прощения у живых. Не могу найти времени сказать слово людям, рядом с которыми проходит моя жизнь. Все вроде нет причины. Вот покупка новой машины — это веская причина, а слово для человека — нет. Сколько их, этих недоговоренных фраз и недосказанных слов. Об одних не помню, о других и вспомнить стыдно — глупость: взрослые ж люди, чего и вспоминать-то. Может и глупость, да только бывает, что из-за такой глупости годами с человеком не разговариваешь. Не успеваю. Как не успел поговорить с другим человеком, старинным другом семьи моего деда. Целыми днями он сидел на скамейке возле дома, думал о чем-то своем. Кивал мне, когда я проезжал мимо. Все думал, подойду как-нибудь, присяду, поговорю. Не успел. Пустая стоит скамейка. Так и не успел за свою жизнь простить, обнять многих дорогих мне людей. Не успел договорить, сказать им самое важное, то, что они, наверное, ждали услышать от меня.

Уходят близкие мне люди, все больше увеличивается часть жизни, которую не изменить. С каждым прожитым мгновением ближе ко мне вечность. Что возьму я с собой, кроме неисполненных намерений? Что оставлю, кроме недоговоренных фраз? С чем предстану на Суд?

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Комментарии

Сергей Шалимов

мир становится меньше. Сначала мы ловим себя на мысли, что родной город, куда приехали в отпуск, в этот раз стал как бы компактнее. Раньше из конца в конец нужно было идти ... очень долго, а сейчас - можно за полчаса неспеша... Холмы были раньше "о-го-го", а сейчас они словно втянули вершины в плечи... Во дворе пропало дерево, с которого снимал когда-то котенка... Сначала не стало котенка, потом исчезло и дерева... Под ним, кстати, и первый поцелуй.... Сейчас мимо той бывшей девчонки скользнешь неузнавающим взглядом, она ... - точно так же... безразлично, если, конечно, заранее не договорились через "одноклассники-ру"... Но иногда и наоборот бывает... Прошлое мощным приливом входит в сегодняшний день, как неожиданное письмо на е-мэйл... Но чаще - каждое следующее сообщение по телефону, или письмом, или еще как ... сокращает внешний мир. Все меньше остается тех, кого знали мы и самое главное - кто знал нас без седины, без лысины, без степеней и без списков престижных публикаций... Все меньше тех, с кем честно соревновались только в смелости, решительности, ловкости...

Все меньше за праздничным столом таких людей... Все больше имен переходят с одной заздравной поминальной записки на другую... Часто ли и долго ли твое имя будет вспоминаться? С чьей помощью нам предстоит стоять на Суде? Самим-то нам не выстоять..., ибо если не смогли удержать мир от уменьшения, то где же взять силы для ответа за такое... бессилие... Человекам это возможно?