Сегодня, поздравляя женщин с днем 8 Марта, чаще всего говорят: «С праздником Весны, Красоты и Любви!» Спору нет, весна – это прекрасно, да и без любви еще никому не удавалось прожить, но к празднику 8 Марта все это не имеет никакого отношения.
Ведь изначально праздник был связан совсем с другими событиями и вопросами.
Международный женский день празднуется во всем мире, с 1975 г. этот день официально отмечается Организацией Объединенных Наций. И посвящен праздник отнюдь не весне и цветам, но проблеме равноправия и расширения прав и возможностей женщин. Ведь ни для кого не секрет, что по сей день остаются страны, где женщины не просто не имеют равных прав с мужчинами, но и подвергаются настоящим гонениям и притеснениям. В день 8 Марта отмечаются достижения женщин в самых разных областях и независимо от национальных, культурных, политических и прочих различий.
***
В постсоветское время появилось множество легенд относительно женского праздника. Особенно активно Международный женский день отвергается Церковью, по той, вероятно, причине, что зачастую 8 Марта попадает на Великий пост, а то и на первую его неделю. Кроме того, Церковь отвергает этот праздник по причине его якобы языческого происхождения. По одной из версий, праздник пришел из Древнего Рима, где 8 марта принято было выказывать почтение женщине. И свободнорожденные женщины, и рабыни облачались в этот день в свои лучшие одежды и отправлялись в храм Весты – хранительницы домашнего очага.
По другой версии, также не устраивающей православных иерархов, день 8 Марта – не что иное, как Пурим, навязанный глупым женщинам всего мира «злокозненной еврейкой Кларой Цеткин» с целью не то заставить оскоромиться, не то внушить белому свету, что женское движение обязано своим возникновением евреям. Праздник Пурим восходит к библейской Книге Есфири.
Царица Есфирь сумела спасти соплеменников, живших в Персидской империи, от происков Амана-амалекитянина, задумавшего истребить евреев. В память о спасении и поверженных врагах иудеи и празднуют свой Пурим. Причем дата этого праздника «плавающая», и каждый год приходится на разные числа, поскольку все еврейские праздники отмечаются по еврейскому же лунно-солнечному календарю. Так, например, в 2019 г. Пурим празднуется 20 марта. Однако, по утверждению православных, в 1910 г., когда был учрежден праздник, Пурим будто бы выпал на 23 февраля, что, по новому летоисчислению, означает 8 марта.
Но, во-первых, Клара Цеткин еврейкой не была. Ее девичья фамилия – Эйснер, и родилась она в немецкой семье. Цеткин – это фамилия ее будущего мужа, революционера Осипа Цеткина. Иудейкой Клара Эйснер-Цеткин тоже не была, зато была феминисткой и суфражисткой, то есть активно выступала за гендерное равноправие. И с чего бы ей в таком случае ратовать за Пурим – никому не известно. Более того, Осип Цеткин умер в 1889 г., а ко времени учреждения праздника 8Марта Клара была замужем за немецким художником Георгом Цунделем, равнодушным, как минимум, к иудаизму со всеми его праздниками. Но и это еще не все. Ни в 1910, ни в 1911, ни в 1912, ни в 1913 годах Пурим не выпадал на 8 марта. В этот день Пурим отмечался только в 1917-м, чего ни Клара Цеткин, ни Роза Люксембург знать в 1910-м не могли. Конечно, в совпадении тоже можно усмотреть какую-нибудь символику, но это уже совсем другая история, не имеющая никакого отношения к женщинам. Тем более что празднование Пурима начинается с поста, чтения свитков Есфири, а далее сводится к выпечке печенья, раздаче подарков и пиршествам, включая обильные возлияния. Неиудеям просто нечего делать на этом мероприятии. Да и зачем евреям нужна благодарность женщин всего мира, получивших избирательные права, тоже неясно.
К тому же если учесть, что Православная церковь как-то путается и не знает, чему именно отдать предпочтение – Есфири или Весте, – то можно заключить, что дело не в той и не в другой. А попросту светский и к тому же советский праздник вклинивается в Великий пост, что не может не раздражать православных иерархов, утверждающих, что большевики-де ограбили русских женщин, навязав им свое 8 Марта вместо Недели жен-мироносиц. Однако ничего общего эти дни между собой не имеют.
Сама идея празднования женского дня возникла в начале XXв., в этот день женщины разных стран пытались привлечь внимание к проблемам неравноправия. В 1909 г. в Соединенных Штатах Америки 28 февраля был объявлен национальным женским днем. А в 1910 г. по инициативе Клары Цеткин Социалистический Интернационал в Копенгагене учредил Международный женский день. Это было сделано с целью выделить движение за права женщин. Тогда конкретная дата не была установлена, но все равно предложение получило единодушную поддержку. Уже на следующий, 1911 год Международный женский день отмечался 19 марта в Австрии, Германии, Дании, Швейцарии. В митингах, прошедших в этот день по странам Европы, принимали участие и женщины, и мужчины. Выдвигались требования предоставить женщинам право голоса, право занимать государственные должности, право на труд и на профессиональную подготовку, а также требование о прекращении дискриминации на рабочих местах.
В 1913 г. впервые Международный женский день отметили женщины Российской империи, это произошло в первое воскресенье февраля. Спустя четыре года женщины России снова вышли на улицы, на сей раз с призывами «За хлеб и мир!». В 1917 г. женская манифестация в Петрограде совпала с массовыми митингами и забастовками, положившими начало Февральской революции. С 1921 г. Международный женский день 8 Марта уже в Советской России решено праздновать ежегодно. А с 1966 г. этот день стал в СССР выходным.
***
Что же изменилось в положении женщин бывшей Российской империи? А изменилось многое. Например, накануне Октябрьской революции женский труд в России оплачивался на 30–40% ниже мужского, женщины не имели ни права избирать, ни права быть избранными в органы власти. Но уже первая советская Конституция 1918 г. закрепила равноправие мужчин и женщин, женщин активно стали привлекать к выборам в Советы, а голосовать являлись как граждане, так и гражданки. Кроме того, в Советской России крестьянки впервые получили равные с мужчинами права на землю, избавившись тем самым от мужской зависимости. По декрету «О восьмичасовом рабочем дне», подписанном в 1917 г., был запрещен женский труд в ночное время и на подземных работах, для женщин вводились ограничения на сверхурочные работы. Другим декретом социальное страхование в размере 100% распространялось на рабочих обоего пола.
Наконец, в 1918 г. впервые была устранена дискриминация по оплате труда. Тогда же, в 1918 г., женщины получили право на обучение совместно с мужчинами в любых высших учебных заведениях. В том же году был создан Народный комиссариат государственного призрения, в чьи обязанности входила охрана материнства и младенчества, а также борьба с беспризорностью и нищетой. В Москве открылись специальные курсы по подготовке кадров в организации охраны материнства и младенчества. За первые годы советской власти было принято более ста декретов, посвященных охране труда и здоровья женщин, защите материнства. В начале 20-х годов был создан Государственный институт охраны материнства и детства. При университетах и мединститутах стали открываться педиатрические факультеты, выпускавшие детских врачей, почти в каждой районной больнице появились детские отделения. Возникла сеть детских консультаций и молочных кухонь.
В работе 1919 г. «Советская власть и положение женщины» В.И. Ленин писал: «Буржуазная демократия на словах обещает равенство и свободу. На деле женской половине человеческого рода ни одна, хотя бы самая передовая, буржуазная республика не дала ни полного равенства с мужчиной по закону, ни свободы от опеки и от угнетения мужчины. Буржуазная демократия есть демократия пышных фраз, торжественных слов, велеречивых обещаний, громких лозунгов свободы и равенства, а на деле это прикрывает несвободу и неравенство женщины, несвободу и неравенство трудящихся и эксплуатируемых <…> За два года Советская власть в одной из самых отсталых стран Европы сделала для освобождения женщины, для равенства ее с «сильным» полом столько, сколько за 130 лет не сделали все вместе передовые, просвещенные, «демократические» республики всего мира. Просвещение, культура, цивилизация, свобода – все эти пышные слова соединяются во всех капиталистических, буржуазных республиках мира с неслыханно-подлыми, отвратительно-грязными, зверски-грубыми законами о неравенстве женщины, по законам о брачном праве и о разводе, о неравенстве внебрачного ребенка с «законнорожденным», о привилегиях для мужчины, об унижении и оскорблении для женщины».
Воистину так и было!
Жизнь женщины менялась по всей стране, что нашло отображение и в советской литературе. Так, в повести К.Г. Паустовского «Кара-Бугаз» описываются женщины Востока, Советской Азии. Вот перед нами вдова Начар – красавица-афганка, живущая среди туркменов. Девочкой ее выкрали у родителей и продали бедняку-туркмену Мураду. Когда ей исполнилось пятнадцать лет, Мурад женился на ней и принялся бить, потому что в первый год брака у нее не было детей. Потом она родила сына и дочь. А вскоре Мурад умер, и дочь у Начар украли, после чего отобрали и всех овец. Начар пыталась искать правды, хотела отправиться к русским женщинам, представительницам новой власти, прибывшим защищать угнетенных, но всякий раз мужчины-туркмены избивали ее и грозили убить. Паустовский описывает тамошних женщин, изможденных и изуродованных непосильной работой, поскольку мужчины считают работу унизительной и предпочитают проводить время в праздности. Молодые женщины завязывают рот платком в знак того, что должны всю жизнь молчать, и в обязательном порядке носят национальный головной убор, весящий около трех килограммов и вызывающий туберкулез шейных позвонков. Что стало бы с вдовой Начар, никто не знает, если бы новая власть, вставшая на защиту женщин, не помогла ей уехать из страшного аула и начать совершенно новую жизнь. Как помогла и множеству других женщин по всей стране, избавив от мученического труда и печальной, безысходной участи.
Вспомним, что в царской России большинство беднейших представительниц низших сословий могли устроиться в городе в качестве прислуги, мастериц или пойти на фабрику. Но к какому бы сословию ни принадлежала женщина, быть врачом, чиновником или инженером она все равно не могла. Помимо бедности, работающая в городе женщина неизбежно сталкивалась с отношением к себе как к полезной или не очень вещи. Бедность, голод, неравноправие, темнота и необразованность загоняли многих женщин в дома терпимости, что было в те годы официально разрешено. Исхода для несчастной уже не было, став проституткой, женщина оказывалась за бортом жизни. С этих пор никому никакого дела до нее не было. Изуродовав душу и тело, такая женщина становилась к тридцати годам старухой и умирала в трущобах от заработанных болезней.
И только революция уравняла в правах мужчин и женщин, именно Октябрь 1917-го попытался.
Комментарии
Мамочка моя
Людмила Максимчук, 16/03/2019 - 20:01
Просыпаюсь утром рано – солнышко встает.
Только мама встала раньше, дел невпроворот.
Причешусь я и умоюсь, как всегда с утра.
Тут же слышу мамин голос: завтракать пора!
Мы всегда играем вместе, я и младший брат.
Он малыш, еще не ходит даже в детский сад.
Мама только успевает стряпать и стирать.
Я всегда стараюсь честно маме помогать.
Наша бабушка болеет, старость, говорит…
Неужели эта старость мамочке грозит?
Отдохни, моя родная, отложи дела.
Я хочу, чтоб мама долго молодой была!
* * *
Кто всего дороже, кто всего важнее,
Всех других на свете лучше и нужнее?
Громко без запинки отвечаю я:
Дорогая мама, мамочка моя!
Январь 2009 г.