Вы здесь

«В каждом сердце — Вифлеем»

О Святой Земле я не смела мечтать. Просто знала, что недостойна. И сейчас знаю. Да и 50 тысяч рублей – для меня астрономическая сумма. Но Щедрый и Многомилостивый Господь исполняет «во благих желание твое» (псалом 102) даже, когда ты сам его не осознаешь и не видишь в глубине своего сердца.

В феврале с отдыха в Египте вернулись моя крестница с мужем и передали мне Крест, с которым ими во время поездки в Иерусалим был пройден Путь Скорби Господа нашего Иисуса Христа.  Тут я посмела возмечтать, позвонила батюшке и решительно попросила его молиться, чтобы мне поехать на Святую Землю.

Накануне праздника Святой Троицы я стояла в растерянности пред иконой Пречистой Богородительницы «Вифлеемская» и не могла выразить свою благодарность. Здесь не нужно слов. Здесь Матерь Божия даёт всем почувствовать, что же такое блаженство. Отходишь и вновь возвращаешься, чтобы безконечно испытывать чистую преизливающуюся радость о Явлении в мир Божественного Младенца.

В Пещерке Рождества все становятся родными. Греческий священник, совершавший проскомидию, неспешно читал, вынимал частички, рассовывал по карманам безчисленные записки, а мы неторопливо наклонялись у его ног и под Престолом благоговейно  прикладывались к звезде на месте Рождества нашего Спасителя. Позже я прочла, что надо в отверстие опускать руку, но не посмела бы. Затаив дыхание, целовала воздух этого Места, где благоизволил родиться во плоти от Богоблагодатной Владычицы Сам Господь… Возможно ли постигнуть произошедшее здесь всем своим существом?

В Вертепчике всегда Рождество – уютно, просто и тихо, будто в колыбелечке, в неярком свете поблескивают  праздничные цветные шары. Поэтому все становятся детьми.

Мужчины, сияющие, трепетно любящие Мамочку Своего Господа, тянутся и тянутся к Ее образу, с трудом заставляют себя дать возможность приложиться и другим. Женщины окружили в храме колонну с пятью отверстиями, из которых, по преданию, в давнее время вылетели пчелы, дабы наказать кощунствующих в Святом месте, по очереди вкладывают туда свои пальчики и молятся о сокровенном. Чудо и Промысел Божий обо всех нас – храм-базилику Рождества Христова пощадили и не разрушили завоеватели-персы в шестом веке, так как на его фасаде увидели изображенных волхвов – своих соотечественников.

Храм, где находится пещерка, в которой Пречистая Матерь кормила Божественного Младенца, - Молочный Грот – принадлежит католической церкви и находится на улочке с таким же названием. Пред иконой Млекопитательницы испытываешь особое умиление и желание, чтобы всем матерям даровано было Царицей Небесной благоговейное, бережное  отношение к своим чадам.

В Вифлееме я услышала ночью в половине четвертого петушиный крик и не смогла понять, почему так  сжало мне грудь,  что случилось с моим сердцем – будто до него дотянулось что-то длинное-длинное с острым наконечником.  И когда друг за другом вновь прокричали петухи, «трижды петель возгласил», я узнала тебя, почти двухвековая боль. Сколько нас по всей земле сотрясается рыданиями всякий раз при чтении евангельских строк об иерусалимских алекторах! Эти строки обнажают наше сердце и открывают глубину понимания своей трусости и почти однозначной склонности к предательству. Сострадая апостолу Петру, но зная его дальнейший путь и подвиг, мы рыдаем о своей абсолютной немощи и скудости.

Поднявшись и подойдя к окну, смотрела и смотрела на небо. О, небо Вифлеема! Окрашенное тайной… Живое… Хотелось запечатлеть его в памяти на всю жизнь. Поэтому столько много фотографий: вечернее, ночное, на рассвете…  Оказалось, у всех паломников так же, у каждого произошла своя сердечная беседа с здешним небом.

Поле пастушков, где им Ангелами было возвещено о Великом Событии, разросшимся городом уменьшено до размера поляны, но представить произошедшее в ту удивительную Ночь оказалось очень легко. В радостном воодушевлении отправились к гробнице этих людей, в простоте своих чистых сердец принявших Божественную Весть.

Более всего хотелось сохранить в своей душе как в кладовой умиротворение, безмятежность, которыми были облагодатствованы, но испытания зачастую застают врасплох.

Отбиться от галдящих арабов-попрошаек, молодых здоровяков, почти невозможно, что нибудь да засунут в сумку, а потом будут громко требовать довольно крупную сумму. И только с моей рязанской бабьей напористостью удалось-таки  возвратить несколько раз закидываемые связки совершенно ненужных бус. Спутникам моим пришлось в Вифлееме за все это расплачиваться. Когда уже из автобуса я сердито наставляла знакомую, как ей отвязаться от парней, один из них пронзил меня грозным взглядом и крикнул, что так делать нельзя. Спустя полчаса я сердцем поняла: за этот дар – быть на земле, где в мир пришел Христос, переносить все эти мелкие безпокойства надо великодушно и безропотно. И он, несомненно, прав – земляк Богомладенца Христа. И поэтому, делясь со мною радостью о посещении Святых мест, никто никогда не вспоминал о подобных моментах.

У монастыря преподобного Феодосия Великого  нас снова атаковала группа молодых арабских мужчин все  с тем же товаром. Вспомнив о просьбе крестницы купить ей сумку с видом Иерусалима, остановилась с одним из продавцов. Не зная, с каким именно видом нужно, взяла две, внутри оказалась еще одна. Цена за одну называлась сто рублей. Три стоили уже тысячу. Улыбнувшись такой явной хитрости, спросила тихо: «Не слишком ли?» И этот физически крепкий красивый молодой человек проникновенно, но чтобы никто не услышал, сказал: «У меня родители и пятеро детей, всех кормить надо». Тысячу и так доставала уже, а тут внутри аж взрыдалось.

По дороге спутницы несколько раз сочувственно высказывались: «Ну как же так?!» Но ведь дело не в цене, а в том, что в кратком общении со случайным человеком было дано понять, насколько мы все родные. И если бы знать, что деньги, пусть немного, но останутся после поездки.  И ведь как же нравятся нам наши сумки: и мне, и дочери, и крестнице! Легкие, с веселой расцветкой, памятной надписью. Не слукавил, нахваливая: «Ручная работа!» И так зарабатывают люди. Помоги ему, Господи! И всем, кто сподобился жить здесь, встречает и терпит нас, со всех концов земли стремящихся прикоснуться к Священной Истории!

«Исполняет Господь во благих желание твое» даже, если это желание, ни много, ни мало, умереть на Святой Земле. Житель нашего сибирского города сподобился отойти к Своему  Владыке сразу после Богослужения, выйдя из храма и с вдохновением поделившись с сопровождавшим группу священником охватившим его чувством. Батюшка сделал несколько шагов, оглянулся, - паломник лежал бездыханный, а лицо его выражало неведомое нам счастье!

Комментарии

Елена Попова

Дорогая Надежда! Ваш замечательный комментарий к моим рассказам выдал в Вас поэта. Я решила почитать Ваши стихи, а в результате совершила путешествие в Вифлеем. У меня больное сердце, к тому же передвигаюсь с палкой и в ортезах, поэтому съездить на Святую Землю не отваживаюсь – очевидно, по маловерию. Но благодаря Вашему очерку я там побывала и пережила вместе с Вами ощущение близости евангельских времен. Я вспомнила самый любимый рассказ Чехова «Студент», опять его перечитала и поразилась еще больше глубине темы. Когда-то и где-то Чехов, несомненно, как и Вы, пережил ощущение «другого конца той же цепи». Спасибо. С рождеством Вас, Надежда!

Надежда Кушкова

Дорогие Елена и Зинаида, сердечно признательна Вам!

В нашей группе был светлый человек Фаина. После инсульта отважилась одна приехать в аэропорт, где сутки пробыла в ожидании самолета. Потом двумя авиарейсами добрались в Израиль, где у нее потерялся багаж. Ни капли смятения, не говоря о больших проявлениях. Встречая таких людей, всегда благодарю Господа, что они есть среди нас. Семейная пара из наших паломников взяли о ней такое благое попечение, почти носили ее все 8 дней. Но, это я просто вспоминаю. 

А преподобный Батюшка наш Серафим Саровский говорил, что в келье нашей будет нам и Афон, и Иерусалим. Желаю спасения в том месте, где мы и пребываем по воли Божьей!

     Очерк очень понравился, Надежда: от всей души спасибо Вам. Земля Завета - пожалуй, единственное место за пределами России, где и мне хочется побывать. И не в многолюдности туристических и паломнических маршрутов, а вот именно так: один на один с Небом над головой.

     В эти праздничные дни (а равно как и в другие) желаю Вам здоровья и простого человеческого счастья, любви и Божьей помощи в делах.