Вы здесь

Тишка-врунишка

У бабушки в домишке за печкой жили мышки. Все жили, не тужили и с бабушкой дружили.  Мышонок младший Тишка избаловался слишком, ужасным был врунишкой, плутом и шалунишкой.

Но это только присказка, а сказка дальше будет.

***

За печкой у бабушки Ульяны и в самом деле жила целая мышиная семья. У них была большая уютная нора, где всегда поддерживались чистота и порядок. Старушка была очень добрая и подкармливала мышек то хлебушком и зернышками, а то и сыром с колбаской. Мышки за это бабушку очень любили, даже ей помогали часто. То разбежавшиеся пуговки обратно в коробочку соберут, то позабытые старушкой очки найдут. Могли даже огород прополоть или книжку на ночь ей почитать. Мышки-то были не простые, а очень умные, даже читать умели. В общем, жили все дружно.

Но только очень расстраивались родители-мыши из-за того, что их сынок Тишка озорничает много, и даже врать научился. Хулиганили, конечно, и остальные мышата, дети есть дети. А вот врунишкой был только Тишка. И никак не хотел понять, что это очень и очень плохо.

Спросит, например, мама Мышка:

– Кто сегодня всю ночь хулиганил, шуршал и возился? Я из-за него уснуть не могла, а теперь голова болит.

Тишка ни за что не признается, что это был он. Наоборот, еще и на братишку покажет:

– Это Пиксик за тараканом гонялся. Я тоже из-за него не спал.

Мама бедного Пиксика накажет, в угол поставит. А Тишка, как ни в чем не бывало, спокойно уйдет гулять с остальными мышатами.
 

***

Опять весь огород у Ульяны сорняками зарос. Вот незадача! Попросила бабка мышей, чтоб подсобили ей с сорняками справиться. А сама пошла пироги печь. Потому что сегодня из города приезжала к ней внучка Катенька.

Мышата в огород побежали, только Тишка дома остался. Сказал, что у него ножки болят. Даже захныкал для убедительности. А на самом деле ему просто лень было с сорняками возиться.  Добрая мама Мышка разрешила мышонку полежать еще в постели, пока другие будут на огороде трудиться.

Быстро-быстро мышки работали, острыми зубками стебельки сорняков перегрызали. И никогда не путали, где морковка с петрушкой, а где лебеда с крапивой. Такая работа им нравилась, и всем было весело. Только солнышко уже припекать стало. А головки у мышат нежные, как бы не перегрелись.

Побежала Мышка в дом за панамками. И видит такую картину: Тишка-проказник не в постели лежит, а на кровати прыгает, как на батуте, чуть ли не до потолка.

– Это у кого тут больные ножки? – рассердилась мама Мышка. – Все трудятся, а он развлекается! Иди в угол, бездельник! На горох. Нет, на чечевицу!

На чечевице стоять голыми коленками еще больнее, чем на горохе. И очень скучно. Тогда мышонок от скуки стал понемногу грызть эту чечевицу. И не заметил, как всю съел. Объелся Тишка этой чечевицей, и у него разболелся живот. Да так сильно, что и терпеть нельзя. Заплакал мышонок, теперь уже по-настоящему.
 

***

А к бабушке внучка Катенька приехала. Сели они за стол чай пить с пирогами, с ватрушками. Да разные разговоры интересные разговаривать. И мышиную семейку пригласили. Для мышек у бабушки был свой маленький столик и чайный сервиз с крохотными голубыми чашечками. Раньше Катя в него играла, когда совсем маленькая была. А как подросла – мышкам подарила.

Такой сладкий дух от пирогов шёл – словами не передать! У мышей был настоящий пир. Пироги были и с мясом, и с капустой, и даже самые любимые – с курагой. А какие пышные и сладкие ватрушки получались у бабушки Ульяны! Пальчики оближешь!

И только Тишка не пошел к столу. Ему очень хотелось съесть хоть маленький кусочек! Но внутри у мышонка что-то громко бурчало, ворчало и крутило так, что он не мог даже с кровати встать. Мама дала ему лекарство, оно было горькое и противное. Бедный, бедный Тишка! Эх, пошел бы со всеми сорняки полоть, всё было бы хорошо. И зачем он только насочинял про больные ножки. Раньше мышонку казалось, что враньё ему всегда помогает в его беззаботной жизни. Но, как оказалось, не всегда…
 

***

На следующий день бабушка ушла куда-то, а мышата во дворе резвились, в прятки играли. Тишка решил за амбаром спрятаться. В этом амбаре обычно кот Васька ночевал. Днём он уходил куда-то далеко по своим делам, а ночью сторожил мешки с мукой от чужих мышей. Свои-то мышки в амбар за мукой не лазали, потому что всегда и так сытые были. И обижать своих Ульяна Ваське строго-настрого запретила. До поры до времени кот её слушался. Мышки могли свободно играть во дворе и не бояться Васьки, хоть он и был грозой всех местных мышей.

Спрятался Тишка за амбаром, но вдруг чья-то когтистая лапа прижала его к самой земле. Это был Васька.

– Тихо, ушастый, – прошептал котище. – Слопал бы тебя, но ты ещё мне пригодишься.  Уж больно врать ты мастак. Мне как раз такой помощник нужен.

– Отпусти, пожалуйста, – взмолился Тишка.

– Ладно, пока топай. Не вздумай кому сказать, что видел меня.

 

Со всех ног бросился мышонок к дому. А остальные мышата продолжали играть как ни в чем не бывало. Они  даже не догадывались, что им грозила опасность. Первый раз в жизни Тишке захотелось сказать правду. Но он боялся Васьки и промолчал.

Вскоре пропали братишки – Миксик и Пиксик. Все думали, что мышата просто где-то прячутся. И только Тишка догадывался, где они могут быть на самом деле. Он осторожно пробрался к амбару и заглянул в приоткрытую дверь. Когда глаза привыкли к темноте, мышонок увидел, что Миксик и Пиксик сидят в клетке. На их серых шкурках были ужасные раны – следы кошачьих когтей.

– Молодец, ушастый! Не выдал! – неожиданно услышал он прямо над головой противный кошачий голос. Это был, конечно, Васька. Кот опять легонько прижал Мышонка, чтоб тот не удрал, и кивнул в сторону пленников. – Если спросят про этих, говори, что не видел. Понял?

– П-п-понял.

Васька отпустил мышонка, и Тишка что есть мочи побежал к своим.
 

***

«Ни за что, ни за что на свете не стану я помощником этому противному коту! – думал Тишка. – Сейчас же всё всем расскажу. Только бы успеть спасти братишек!»

Раньше часто случалось, что мышонок боялся сказать правду. Но теперь получилось наоборот: если Тишка соврёт или даже просто промолчит, то бедные мышата погибнут. И мышонок твёрдо решил, что никогда больше он не станет обманывать.

Тишка прибежал к дому, увидел Катю и всё ей рассказал. Девочка всех мышек спрятала за печкой (на всякий случай), а сама побежала выручать пленников.

Кот в это время как раз собирался слопать мышат. Катенька забрала у него дрожащих от страха Миксика с Фиксиком и отругала Ваську. Потом ему и от бабы Ульяны досталось. Хлестала она его веником и приговаривала:

– Только попробуй ещё тронуть их! Просила же не обижать своих. И как тебе не стыдно! Чужих мышей, что ли, мало? Вот и лови их, а своих не трогай!
 

Васька сначала обиделся на хозяйку и убежал. Но через несколько дней всё-таки вернулся, и своих мышей больше не обижал. А иногда даже играл с ними в «кошки-мышки», по-доброму.
 

***

Вот так мышонок Тишка и разучился врать, теперь он любит сказки читать и сочинять. Довольна сыном мама, гордится им отец, и нашей доброй сказке уже пришёл конец.

Комментарии