Вы здесь

Сказка-басня про «мудрого» барана

То ли ветра тогда дули такие вольнодумные, все с Альбиона. То ли грипп куриный тому виной? Или свиной? Не знаю. Но факт остается фактом. Завелась в одном стаде овца паршивая, просвещенная. И что ты будешь делать?

Прибежал к «барину» растерянный повар, по совместительству пастух. «Все, — говорит, — блюд из баранины больше не будет, баста! Бараны теперь тоже умные. Говорят, нет такого закона, чтобы в угоду собственному чреву душу живую изводить».

«Барин», к слову сказать, был человеком добронравным и вполне либеральным. Но и он возмутился: «А что же я буду кушать? Я люблю баранью лопатку с гречневой кашей!» «Барин» считал себя славянофилом и пел каждое воскресенье на клиросе в местной сельской церквушке, но тут же ему как человеку прогрессивному и толерантному стало стыдно. И сам пошел в овчарню знакомиться со своими прогрессивными овцами. А то, может быть, еще и поучиться у них чему-нибудь...

А в овчарне уже царил дух вполне революционный. Овцы бесцензурно блеяли и попирали все оплоты и основы бытия.

Заводилой всему была овца, которая приехала из Америки, по обмену опытом. Вот там ее и обменяли...

Нашу американцы оставили у себя погостить, обещали прямо на капитолийском лужке ее пасти. А свою- нам прислали. Вот и заблеяла она о свободах и правах...

Увидев, как скорбно живут его овцы, «барин» вполне смирился и сокрушился сердцем. Он искренне пожалел о том, что редко бывал в овчарне, признался, потрясая седой бородой, густо роняя с усов, как с кропила, соленые слезы, что все требования овец справедливы. И в тот же вечер велел повару, который по совместительству был еще секретарем, написать манифест, начинавшийся, между прочим, словами: «Блажен, иже и скоты милует...».

По этому манифесту всем своим четвероногим друзьям «барин» обещал всевозможные свободы, равенства, право голоса и перемещения, даровал им места злачные и прохладные, а сам обязался отныне твердо не вкушать мясной пищи.

Стал наш «барин» вегетарианцем и поставил на камине медную Будду. А животные ходили теперь, где хотели и паслись себе по преимуществу в хозяйских вертоградах. Нельзя сказать, что «барин» был в восторге от этого. Болезненно морщился он всякий раз, когда видел, как какой-нибудь козел, встав на задние конечности, поедает в его саду яблоки прямо с яблони вместе с листьями, ветками и прочей ботаникой и гадит скотина при этом прямо на стриженный английский газон. Но был «барин» человеком совестливым. Он всякий раз вспоминал, как плохо жилось его овечкам, как несправедлив он к ним был. А яблони... Что ж яблони... Лес рубят — щепки летят...и все такое... И поспешал себе в свою тепленькую нирвану.

Вот только с одним не мог расстаться наш «барин». Любил он, грешным делом, в ненастный осенний денек посидеть в гостиной у камина с бокалом португальского хересу, укрывшись пледом из овечьей шерсти. «Барину» было ужасно стыдно, он ненавидел себя за это гадкое сибаритство, но поделать ничего не мог. Даже и у аскезы есть свои пределы. Нельзя держать лук всегда натянутым, говорят святые отцы. А старый плед совсем был молью поеден...

Барин стыдливо пригласил к себе своего повара-секретаря, по совместительству парламентера с баранами, и, смущаясь и заикаясь, попросил его позвать уважаемых овечек в парикмахерскую, чтобы сделать им модельную стрижку по самым последним парижским модам, так сказать. Повар-пастух-секретарь-парламентер безразлично передал пожелание своего «барина» его баранам, но американская овца сразу смекнула, что к чему. И началось!

«Долго мы будем позволять себя стричь?! — вещала она.- Долго мы будем терпеть это изощренное издевательство?! Нас веками вели на убой! На наших шкурах писали они свои священные книги! Наша безропотность стала притчей во языцех! Доколе?! Вчера было вчера, а завтра будет некогда! Но никогда бараны, слышите, вкусившие травку свободы, не вернутся в патриархальный овин!»

В этот же вечер херес у камина в хозяйской зале пил уже повар, потому что расстроенный плодами просвещения «барин» уехал в Москву к своей жене, которая была президентом какой-то крупной фирмы и имела возможность оплачивать мужу его «барскую» «духовную» жизнь в деревне. Повар тоже был вегетарианцем. Но вместо Будды на камин он поставил портрет Гитлера, тоже вегетарианца.

А овцы. Овцы, получив все человеческие права, паслись теперь, где хотели. Их теперь никто не только не вел на убой и не стриг, но и не пас. Восторгу овец не было предела, они были как безумные, потому что вкушали ту самую «травку свободы».

Может быть, именно поэтому они забрели так далеко от своих мест и не заметили стаи волков, которая давно, между прочим, их наблюдала.

-Господа! Неужели вы хотите нас съесть, своих четвероногих братьев, таких же угнетенных людьми животных, как и вы?!- первым почувствовал беду смышленый американский баран, когда волчья стая молча замкнула круг.

-Вы столь же прозорливы, как и упитанны,- галантно ответил ему волчий вожак.

-Но ведь это чудовищная несправедливость! Теперь, когда мы обрели подлинную свободу, теперь, когда никто нас не угнетает, не пасет...

-Теперь, когда вас никто не пасет,- прервал речь овцы вожак,- теперь-то и можно вас спокойно всех съесть. Обстоятельно и с чувством. Только не вздумайте горчить! Поди полыни всякой наелись, одурев от счастья...

Баран хотел было что-то там сказать об азиатской дикости, попрании прав, хотел было даже предъявить волкам свои американские дипломы, гранты и паспорта, намекая на политическую неприкосновенность, но тут встретился он взглядом с вожаком волчьей стаи. Ох, напрасно он посмотрела в те глаза! Посмотрел он в глаза матерого волка- и облетели с него все эти пустые словеса, как ненужные осенние листья с дерева. И стал он обыкновенной бессловесной овцой, как и прочие. И жалобно так прощально заблеял...

И как голая чистая правда белели перед ним одни лишь волчьи клыки...

Да, печально закончилась бы наша сказка, если бы не добрый волшебник, частный предприниматель Омар Рафикович Шахиризадов, который, к счастью, гулял в этих окрестностях. Ожидая кого-то, он любовался видами нашей среднерусской природы и наткнулся вот взглядом на этот ландшафт «Волки и овцы», как на гобеленовом коврике из своего кавказского детства. Быстро оценив обстановку, первым выстрелом из пистолета Омар Рафикович упразднил вожака. (Пистолет по счастливой случайности оказался у него в кобуре под мышкой.) После этого разогнать стаю хищников не составило уже большого труда. Омар Рафикович был очень мудрым человеком. И фразу, которую он сказал, убирая горячий пистолет обратно в кобуру под мышку, тоже была очень мудрая.

Во всяком случае, достаточно мудрая для того, чтобы ее хорошенько усвоил себе каждый баран.

«Если у овец нет своего пастуха с кнутом,- сказал он,- то рано или поздно они встречают свою хищную волчью стаю с острыми клыками...»

Комментарии

Вспоминается "Скотское хозяйство" Оруэлла - бунтующая ферма. Правда, там все пошло по несколько иному сценарию, но суть та же. Или, если угодно, история русского нигилизма ("Теруань де Мерикуры школы женские открыли для того, чтоб наши дуры в нигилистки выходили")...да мало ли что еще. И Вы правы - не случайно хозяин овец - барин, сибаритствующий на лоне природы в то время, как кто-то, дабы возможность такового отдохновения ему обеспечить, стрижет, так сказать, овец словесных. Ну и глупые овцы...ведь бунт никогда не бывает безнаказанным. Добунтовались... Кто-то усмотрит в этом апологию силы - нет ее. Просто бунт всегда заводит не туда - это мы знаем и по истории родной страны, и по истории одного бунта...м-м-м...на небе.

Кстати, сказка Ваша - антипод издававшейся белорусским экзархатом "Притче об овце, знающей овечий закон" (был стихотворный вариант и вариант в прозе - авторов не упомню). Но там овца, наоборот, сплотила стадо. А у Вас - паршивая овца, по поговорке, все стадо испортила. Экая бунтарка! 

Спасибо, матушка за внимание к моим "глупым баранам". Апологии силы точно нет и не будет. А вот бунт будет наказан всенепременно. В этом-то и соль. Хорошо было бы поспорить с "белорусской" овцой, но, увы, не читал. Я не ставил никаких высоких идей. Просто каждый, будь ты царь, правитель мирской или пастырь овец словесных Христовых, должен быть на своем месте: НЕЛЬЗЯ БРОСАТЬ СТАДО.    

А белорусская книжка называется "Притча о мудрой овце, знающей овечий закон", Кажется, так. И овца там учила овец как раз быть единым стадом...даже шебутного козла, и то привела на путь истинный...правда, она и пастырей кое-чему учила...наивная книжица, надо сказать. Стоит ли с ней спорить? Автор явно имел добрые намерения (или выполнял заказ, т.к. другой написал стихотворную редакцию той же сказки) - пусть его! А овцы...ну, я бы сказала чуть иначе - нечего шебутить стадо. Тем более, что Православии - просто неслыханная свобода. Требовать чего-то большего - откровенный бунт. А первым бунтовщиком был...все-знают-кто. Неприятный тип, ни равняться на него, ни пытаться подружиться с ним или ему подражать - не стоит: скушает-не-подавится, как Ваши волцы хищные. Уж лучше, хоть и сзади - да в Господнем стаде. И в этом мы с Вами сходимся - как-никак, единоверцы. Е. 

Это уж точно. И открою Вам сокровенное: не люблю (прости, Господи!) либералов! И я не исключал из этого числа даже императоров (о, ужас!) Александра II, к слову, тоже. С праздником, матушка. У нас в Переславле велий: и Александр Невский (у меня, на днях), и "Знамение" сегодня. 

  Когда нет у человеческой души самого главного Пастыря, то от собственной свободы можно и одуреть, и стать добычей разных хищников. Мне понравилась ваша сказка-басня, отец Андрей. Творческого вдохновения.

Можно сколько угодго говорить, что они там в Америке живут не так.
И говорить что это не наш путь.
Только вот еще никто не показал нам наш путь. Кроме безумного воровства и безумного дожимания того, что досталось от СССР.
Мне лично было интересно что 80% американцев по прежнему считают, что по Москве( о других городах у них вообще интереса нет)
ходят люди в тулупах и в шапках-ушанках. А вот мы про Америку знаем столько, что иногда диву даешься- а зачем нам они?
Если очень много думать о ком-то, то на себя конечно же времени не останеться.
Только вот чтобы что-то изменить надо прежде всего на себя смотреть.

Вот Вам картина: коммунальная квартира, женщины дружно готовят своим мужикам обед, одна- борщ украинский, другая- плов, тртетья- какое-нибудь чахохбили или хачапури... Но тут приходит какая-нибудь длинноногая "Барби" и заявляет: " Так! У меня сегодня получились чудесные ход-доги, и поэтому вы своих мужей кормите сегодня только ими с кока-колой и с кетчупом! А если кому не понравится- к вашим мужикам придет мой муж, морской пехотинец. Они как-нибудь договорятся, кому не понятно!" Как Вам такой ход?! А это реалии наших дней. Американцы- замечательный парни. Можно целый день говорить об их достоинствах, преимуществах, трудолюбии и пр. пр. пр. Но почему они так упорно навязывают всему миру свою систему? Очень просто. Она универсальна. Она очень подходит для прихода к власти того, кого мы называем "Зверем" ("Откровение Иоанна Богослова") Вот и вся отгадка. То есть, главного наемника, который разгонит и расхитит всех овец.     

А наш путь-идти за Христом и нести свой крест.А чего делать то? Другого не дано, если ты православный. А , честно, всегда не хочется скорбей, а хочется, чтобы было тепло, мягко и сытно....

А нынче пастухов мало осталось. Пастухи об овцах не думают. А если и думают, то по-своему, удовлетворяя исключительно свою гордость и финансовый интерес. Забыли пастухи, что они для стада, а не стадо для них. Потому и бараны остаются баранами,а не становятся Овцами Христовыми - пастырей христовых почти не осталось. А с овцы какой спрос?

Я бы хотел уточнить: это сказка не о Церкви. Руководители государства- это же тоже своего рода пастухи. Вспомните у Николая Рубцова: "Паситесь, мирные народы..." Только нынешний тип руководства и государственного устройства, навязываемый нам всем с "капитолийского газончика", есть тип наемнический. "А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах..." (Ин. 10, 12-13) В этой сказке таким наемником является "барин", наигравшийся в свои взрослые "дцховные" игрушки и убежавший. Вообще тут нет ни одного положительного героя, извините. А что до Церкви. Если бы Вы искали в ней для спасения своей души доброго пастыря, Вы бы непременно его нашли, потому что таковые в ней есть и пребудут в ней до скончания веков. А что до прочих... предоставьте Суд Господу. Вообще это очень страшно- осуждать...  

"Сказка про мудрого барана" отличается от того, что было предложено Вами ранее. Батюшка,Ваши произведения всегда отличал такой особый тонкий аромат чистой детской души и трагизма одновременно. Поэтому они и читаются на одном дыхании.
А в последней сказке- почему то больше сатиры, а может быть просто эта сказка как то жестче написана. Не могу сказать, но это вроде как другой автор.
Спаси Бог! Открываем Вас другого, не менее интересного, но- иного.

У меня к этой сказке-басне вообще-то есть уточнение- "злая". Слова я не поставил, но это почувствовалось. Я знал, что резанет, что отличается от того, что ранее опубликовано. Я не знаю, что мне делать с этой злой сказкой. Но она- отражение нашей, куда более злой жизни. Одно скажу в оправдание- таких вещей у меня мало. Но автор, увы, один. Простите, если кого-то смутил.   

Спасибо, что сказали правду- злая . Мне подумалось, но написать так прямо,было неудобно. а теперь все встало на свои места.

Очень правильный сказка, сказал бы Омар Рафикович.А потом пришел бы к Барину в гости, сел к растопленному камину и выпил бы Омар Рафикович с Барином по доброму бокалу Хереса!! Вот какое окончание не дописалось, дорогой отец Андрей!

Это было бы здорово. Но "барина"-то нет. Он наигрался в свои деревенские игрушки и уехал в реальную московскую жизнь. И то хорошо, что овцы целы остались. Впрочем, "свято место пусто не бывает". Кто-то все равно приедет, раз уж они уцелели. И хочется верить, что не родственник Омара Рафикавича, и не для того, чтобы устроить там мясной цех. Простите.