Из кустов напротив скалы раздался протяжный свист, эхо которого долго не затихало.
- Что это за звуки? Здесь кто-то есть? – Галка напряженно всматривалась в окружающий пейзаж, и было видно, что она сильно напугана.
- Это люди.
- И что они хотят?
- Они просто живут в этих краях. Это их мир. Так же как ваш - там, за стеной. Они проснулись очень давно и с тех пор всегда бодрствуют.
- То есть совсем не спят? – удивился Пашка.
- Они спят, но не разумом. Их разум свободен от сна.
- А откуда они пришли? – спросила Галка, вглядываясь в дикий кустарник.
- Из страны спящих, - загадочно произнесла девушка, видимо, предполагая, что такой короткий ответ будет ясен всем и не потребует дальнейших разъяснений.
- Это что же такая за страна? – опешил Пашка.
- Обычная страна, как и многие другие. Разница только в том, что там все спят, когда бодрствуют. А зло остается без наказания. Но люди продолжают спать.
- Я не понимаю, как такое возможно! – удивилась Галка.
- Очень просто. Если человек не со светом, то он спит. Так говорят хранители. А если человек спит, то его разум –лишь отражение того, что хотят в него вложить. Для таких придумывают истину, придумывают жизнь. Они вроде бы и живы, только живут в искусственной матрице, воспринимая чужые мысли, как свои, чужие страсти, как страсти собственные. Их ум расслаблен и поддается любому дуновению.
- Но ведь это зомби, я слышал о таких. Нам рассказывали о них на уроке эволюции. Но ведь это древнее явление, сейчас давно забытое.
- Да, так раньше называли этих несчастных. Но вы ошибаетесь относительно того, что их больше нет. Так живут большинство: не задавая вопросов, не ища ответов. Живут не в молчании и покое, а вечном внутреннем споре не своих «я». А ведь ключ пробуждения – не сон, но молчание страстей, порожденных сном разума. Как это не парадоксально, истинная мысль приходит только в тишине.
- А вы любите философствовать! – Галка внимательно посмотрела себе под ноги, почувствовав, что наступила на что-то острое. Наклонившись, она подняла с земли ржавый клинок, потерявший ровные края от времени и дождей.
- Это сталь, - Виола протянула руку и взяла из рук девушки ржавый кусок когда-то белой стали, теперь полностью порыжевшей, - но сталь не любит время. Такими клинками пользовались первые воины, восставшие против системы. Говорят, эти развалины ведут в подземный город асмельков – это древний народ, самый первый из всех, вступивших на путь.
- О каком пути вы говорите? –
- Вы никогда не задумывались о том, почему, каждый раз стоя на светофоре, Вам кажется, что вы ждете дольше всех и только вы всегда попадаете в такую ситуацию? – неожиданно перевела разговор Виола.
- Кажется, - засмеялся Пашка, - и это сводит меня с ума.
- А знаете, почему так происходит?
- И почему же?
- У каждого свое время.
- Как это понять? – недоумевала Галка.
- Очень просто, - в разговор вмешался проводник, который все это время сосредоточенно молчал, погруженный в глубокие размышления, - Виола – одна из трех пророчиц времени, она знает его ход. И она говорит о том, что у каждого свой путь, независимый и дополняющий реальность.
- Пророчица времени?
- Да, - ответила Виола на глупый вопрос Галки, - и вот тебе мое слово: ты часто внутренне смеешься над людьми, думая, что это совсем безобидное развлечение, скрытое от всех.
- Откуда вы знаете, - испугалась девушка.
- Я ведь пророчица, как-никак. Но ты не знаешь одного, что в жизни нет случайных событий, все происходящее – результат происшедшего и передуманного.
В этот момент с правой стороны от холма показалась стая собак, они остановились, словно недоумевая, кто перед ними.
- Бежим, - крикнула Виола и сорвалась с места, - здесь рядом вход в подземный город, укроемся там.
Молодые люди не стали долго раздумывать, и кинулись вслед за девушкой. Стая собак неистово залаяла позади.
- Быстрее, бегите за мной след в след, здесь много неровностей и ям в земле, оставшихся от первых копателей.
- Я боюсь, - закричала Галка.
- Не бойся, у человека всегда есть выход, - ответила Ви, задыхаясь от быстрого бега.
Неожиданно тропинка повернула резко вправо и уперлась в каменную глыбу, поросшую мхом.
- Вот мы и у входа, - девушка остановилась и, нажав на какой-то выступ в стене, толкнула переднюю поверхность валуна обоими руками, после чего тот неожиданно легко ушел внутрь стены и открыл узкий темный проход.
- Следуйте за мной, - Виола быстро проскользнула внутрь, за ней последовали и путники. Дверь быстро закрылась. Проводник достал фонари и роздал всем.
Перед глазами открылась темная зала, стены которой украшали старинные росписи на непонятном языке.
- Где мы? – Галка пыталась отдышаться.
- Это зал для приема гостей, и мы – гости здесь. Не бойтесь, сюда никто не заходит, эту дверь знаю только я и ключ от нее в моих руках. Вы знаете, что в дверь можно войти, только имея ключ от нее?
- А если она уже открыта? – спросил Пашка.
- Это ничего не меняет, значит, ключ уже отворил ее и сейчас он в твоих руках. Будьте осторожны здесь с душевными порывами.
- Это еще почему? – удивилась Галка.
- Потому что душевные порывы – это отражение наших привязанностей. Душевность без мудрости – обоюдоострый меч, сейчас человек рад каждому, а завтра затворит двери. Но она может стать путем для некоторых, для тех, кто чисты сердцем. Хотя и без нее никак не проживешь в мире. Теплота сердца вдыхает в предметы душу, как и в людей, а холод убивает все окружающее. Но чтобы идти ее путем, нужно хранить сердце от страстей. Иначе любая душевность будет отравлена, она станет капризной ветреной дамой, что меняет свои привязанности каждую секунду.
- Странно, никогда не думала о душевности так, всегда считала ее чем-то постоянным.
- Это только желание постоянства, но не само постоянство. Мы все стремимся к вечности, но время не дает нам увидеть ее. Каждая секунда меняет калейдоскоп событий, и если нет мудрости, то перемены становятся путами.
- И что делать? – продолжала Галка.
- Молчать. И принять молчание как пространство сердце. Только так мы никогда не запутаемся в событиях, - пророчица наклонилась и подняла с бетонного пола осколок бирюзы.
- Вот камень, никто не знает, как он попал сюда. Но он по-своему красив. Так и человек, он подобен красивому необработанному камню, только мастером становится само время. Секунды, минуты, часы – они оставляют следы на человеческом сердце. Иногда очень глубокие. Но суть от этого не меняется, как камень остается камнем, несмотря на то, что умелый мастер придает ему замысловатую форму, так и человек всегда остается человеком. Это то, что не подвластно переменам. Суть.
- А эта зала для приема гостей, она имеет другой выход? – поинтересовался Пашка, разглядывая старинные фрески на стенах.
- Да, как и любое помещение здесь. Так устроен этот город. Два выхода, как два пути, которые может выбрать человек. Каждый из выходов может вести к другим двум дверям, как и в жизни. Выбор есть до последнего момента, важно лишь принять правильное решение. Даже тупик ведет к возможности принятия нового решения.
- А зачем нам этот город? – Пашка приблизился к одной из двух дверей, ведущих из залы.
- Чтобы погостить здесь. Посмотреть на прошлое, помолчать. Этот город дает свободу от единомыслия с миром людей, предметов, событий. Сюда приходят путники, которые хотят освободиться от гнева и находят покой. Мир мучает их, и они злятся на окружающую реальность просто потому, что не могут порвать связь с образом мыслей, производящим гнев. Здесь есть место для тех, кто хочет забыть уныние, порожденное обидой, выросшей из ростков гордости. Для этих ростков здесь нет почвы. Здесь царит тишина. В этом городе нет связей между предметами, каждый значим сам по себе. Любой человек в этом месте может обратить свой взгляд внутрь себя и найти там то, что связывает его с болью и разочарованием, что удерживает обиды. Время не стоит на месте, оно подобно пульсации пространства, в котором мгновения разлетаются по всем сторонам этого самого пространства со скоростью, установленной заранее. Вы никогда не задумывались, куда уходят мгновения? А ведь если предположить, что они - часть пространства, то получится, что мгновения наполняют его, словно сосуд с водой. Как биение сердца, как воля Творца. Удар и материя оживает самым чудесным образом. Секунды следуют за секундами, и события выстраиваются одно за другим.
- Но почему события всегда несут либо добро, либо зло? – Галка подошла к пророчице и заглянула ей в глаза, словно стараясь проверить правдивость тех слов, что слетали с ее уст в этом полутемном зале подземного города, где каждому дано два выхода даже тогда, когда коридор упирается в стену.
- Все очень просто. Не события воплощают абсолютное добро или зло, а воля, их совершившая. Эта воля распадается на несколько составляющих: пришедшая извне сливается с собственной волей человека, и уже тогда задуманное становится событием. Добрым или злым.
- Но что же делать людям? –Галка все также внимательно смотрела на пророчицу.
- Думать и следить за своими мыслями – вступил в разговор проводник. Он вышел из тени совсем неожиданно, отчего Галка вздрогнула и громко вскрикнула, - я говорил Вам в самом начале пути, что мысли нужно контролировать, они – начало поступка, они – начало пути. Оттого, что и как вы думаете, порой зависит, каким путем вы пойдете. Если говорить математическим языком, то мысли подобны матрице основания происходящего, они дают направление и определяют проекцию времени. Как сказал один из пророков прошлого – избегайте единомыслия с миром, иначе мир поглотит вас. Хорошо, если мир наполнен добром, как сосуд живительной влагой, а если нет? Вы станете рабом злого рока и ничего не сможете изменить, ни в своей судьбе, ни в судьбе мира. Зло посмеется над вами, но хладнокровно сделает то, что нужно ему. Будьте вне такого мира в мыслях, тогда вы не станете его посмешищем, и не будет нужды вопрошать небеса о несправедливости происходящего.
- Смотрите! – Пашка осветил фонариком своды зала, которые уходили вверх по дуге, - ведь это купол. А откуда свет наверху?
- Да, купол. А свет проникает через проемы между стыками плит. Были времена, когда люди не знали электричества, и приходилось строить здания с учетом этого исторического факта. Естественные проемы в стенах служили не только для красоты.
-